2018-1-27 14:00 |
Юрий, ваше назначение прошлой зимой на новую должность было довольно неожиданным: раньше вы никогда не возглавляли театры. Почему согласились на это предложение?
Потому что я реально разочаровался в сегодняшнем отечественном кинематографе. Мне кажется, в нем совершенно нет жизни. В данном случае я говорю о его развитии, перспективе, преемственности. Российское кино будет гнаться за Голливудом, как происходит на протяжении последних десяти лет. А мне это совершенно не интересно - ни по-человечески, ни профессионально. Часть кинематографа, которая у нас развивается как фестивальное кино, очень мала. Поэтому последние пять лет мои интересы лежат в области театра. Пятый год в РАМТе с большим успехом идет мой спектакль "Цветы для Элджернона", на который очень сложно купить билеты. Театр для меня - возможность продолжать заниматься тем, что мне интересно.
При этом осенью 2017-го вы все же выпустили новый фильм "Три сестры" - ваше прочтение Чехова. Он действительно станет для вас последним, как вы заявляли?
Не совсем так. В этом году я еще выпущу фильм "Анна Каренина. Интимный дневник". Он был снят до "Трех сестер", но я поменял местами даты выхода. Конечно, я все равно продолжаю писать сценарии, изобретать идеи, но без иллюзий.
Возглавив театр "Модерн", вы, с одной стороны, поступили, как революционер, предложив новые, смелые постановки. С другой - очень бережно отнеслись к его традициям: сделали ремонт, сохранили труппу...
Придя в театр, я понял, что из всех своих 30 лет примерно десять "Модерн" просто существовал. И хозяйство, которое мне досталось, очень непростое. Да, мы сделали косметический ремонт и процентов на девяносто сохранили коллектив театра. Зал номер один, например, я назвал именем режиссера Светланы Враговой, основательницы театра. Залу номер два дал имя Владимира Зельдина - здесь он играл в спектакле "Дядюшкин сон". И третий зал - "Зал премьер". Конечно, я не разрушитель. Но с людьми, которые не являются моими единомышленниками, или теми, кто преступает закон - лентяями, мы расстаемся. Как художественный руководитель, я отвечаю в театре за все: за буфет, за качество спектаклей, за актеров и даже за хамство администраторов - если это происходит, значит, я не объяснил важное коллегам или не нашел таких сотрудников, которые соответствовали бы моим представлениям о хорошем тоне.
Как труппа приняла вас как руководителя?
Мой приход в прошлом январе, конечно, вызвал гигантское количество вопросов. В театре было много растренированных актеров, с частью которых мы расстались. Сейчас это совсем другая история. Труппа сложилась прекрасная: она заиграла, у нее появился зритель. И все это коллективная работа всех подразделений театра. У нас вышел спектакль "О дивный новый мир" по роману Олдоса Хаксли. Получилось так, что почти одновременно права на экранизацию у наследников писателя купил Леонардо ди Каприо, а мы получили права на театральную постановку. Еще я поставил лирическую комедию "Матрешки на округлости Земли". В конце года был выпущен спектакль "Юлий Цезарь" по Шекспиру. Все это очень серьезные вещи, которые я поставил сам. С этого года буду привлекать к работе других режиссеров. Также у нас идет много детских спектаклей. В новогодние каникулы, например, зрелищный и атмосферный "Затерянный мир" по Конан Дойлу с уникальными декорациями. Там практически живые динозавры, старый Лондон, джунгли. Очень эффектная вещь.
Мне очень понравилась ваша стильная находка: к спектаклю по Хаксли вы готовите зрителя уже в буфете. Там у вас продаются шоколадные яйца в виде фрагмента декорации.
У нас к каждому спектаклю каждый день по утрам поставляется свежая выпечка. Есть медовое печенье в виде звезды "Модерн", есть яйцо, про которое вы говорите, а еще есть три марципановых матрешки. Но это все - лишь приятные шутки. Вы должны прийти в буфет, и там просто должно быть вкусно.
Шутки очень грымовские. А вот то, что вы ввели дресс-код в театре - это всерьез. Новое правило не отпугивает зрителей?
Очень жаль, если оно кого-то остановит. Пока я не увидел в этом проблемы. Те, кто по какой-то причине приходит к нам без пиджака, могут получить его в гардеробе. У нас есть порядка десяти пиджаков, которые мы выдаем зрителям. Я не прошу приходить в вечернем и надевать галстук-бабочку. У нас так называемое "правило after five" - одежда для мероприятий после пяти вечера. Профессор Преображенский на завтрак одевался. Не нужно в трениках везде ходить.
На что вам резко перестало хватать времени в связи с новой должностью?
На семью. Я крайне редко общаюсь с дочерью, она живет в другой стране. Но думаю, что сейчас, с нового года, мы в театре немножко войдем в более или менее адекватный рабочий ритм. Потому что много времени уходит иногда на мои поездки, заседания, недавно было обсуждение реформы театра. Чиновники предлагают грамотные вещи: прозрачность финансирования и самостоятельность театров. И ни слова про цензуру! Я честно говорю. Еще время уходит на общественную деятельность. Я же являюсь членом Общественной палаты Московской области. Ну а 90 процентов времени, конечно, занимает работа в театре.
Вы пригласили в свои спектакли Анну Каменкову и Игоря Яцко. Сделали ставку на состоявшихся звезд?
Я всегда в своих картинах делаю ставку на хороших актеров. Я не гонюсь за медиалицами, потому что многие из них временны. Меня всегда интересовали хорошие актеры. Сейчас у нас их достаточно в театре "Модерн". Также приглашена Лика Нифонтова - звезда театра "Сатирикон", жена Сергея Урсуляка, прекрасная актриса. Нахожусь в диалоге с Максимом Сухановым, Александром Балуевым, Александром Пашутиным.
А что вы первым делом принесли в свой кабинет? Как его обустроили?
Из моей студии сюда переехали все награды, которые я получал за кино, спектакли, дизайн. Сюда переехала моя коллекция красных вин - я выпускаю свои вина в Испании, у меня 12 марок, и для меня это интересный бизнес, которому уже четыре года. Больше я ничего не перевозил. Я противник полноценного кабинета, потому что он у меня совмещен с репетиционным залом, то есть мы в нем и репетируем. У меня в углу стоят диваны и рабочий стол у стены, за которым я еще ни разу не сидел. (Смеется.) На это просто нет времени! Приходят актеры, ставят стулья, и мы репетируем. Поэтому рабочий кабинет в его прямом понимании мне никогда и не нужен был. Так же, как и водитель. Я 12 лет ездил с водителем, и потом поймал себя на мысли, что у меня вообще нет места, где я могу побыть один. Так что теперь я езжу за рулем сам, и мне это доставляет удовольствие.
Очень хочется узнать ваше мнение как режиссера о появившихся недавно иммерсивных спектаклях.
Не хочу никого обидеть, но я к этому отношусь как к анимации. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения к театру. Это развлечение, шоу-бизнес. Очень временное явление, поверьте. Это такая "штучка". Я себе с трудом представляю, чтобы я на такие вещи ходил или тем более сам их делал.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...