2017-5-23 14:20 |
Режиссером-постановщиком выступает хорошо знакомый зрителю по своим работам в кино Юрий Грымов, с недавнего времени занявший пост художественного руководителя театра. Сайт HELLO.RU встретился с мастером после преcc-показа отрывков из спектакля и поговорил о новом этапе творческого пути, планах по развитию "МОДЕРНА" и о поисках художника своего места в мире, где становится все сложнее принадлежать лишь самому себе.
Юрий, на какую аудиторию рассчитан спектакль "О дивный новый мир", кому он может быть наиболее интересен?
Спектакль - это живая вещь, кто-то может в нем найти себя, кто-то может с чем-то согласиться. Я думаю, эта постановка - для широкой аудитории, а если говорить несколько цинично, то наверное, в большей степени для молодежи и людей среднего возраста, которые до конца еще не понимают, в какие дебри они вляпались - я имею в виду полное подчинение своей жизни соцсетям. Все это, как видно из романа Хаксли, может закончиться весьма печально... Впрочем, нельзя судить о театре по одной постановке, я не хочу ограничивать аудиторию. Быть может, я произнесу страшную фразу, но она и правда важна для меня: "Театр - как супермаркет". Я могу прийти в него, чтобы купить, допустим, коньяк за 1000 евро, а кто-то придет, чтобы купить всего одну буханку хлеба. Все мы в этом магазине можем встретиться, поэтому у нас есть спектакли для разных людей и социальных групп.
Почему именно произведение Хаксли выбрано для премьерной постановки обновленного "МОДЕРНа"?
Понравился мне роман, и до этого в театре его не ставил никто - были только какие-то попытки...
Что сейчас пользуется успехом у зрителя, чем планируете его удивлять?
У нас идет прекрасный спектакль с Верой Васильевой, великой актрисой, которой более 90 лет, и на нее уникально смотреть. В планах поставить спектакль "Двенадцать" по Блоку, "Войну и Мир" по Толстому, и все это - разная аудитория...
Вы как-то ассоциируете себя с прошлым театром "МодернЪ"? Или с вашим приходом - это уже другая, абсолютно новая страница?
Я не знаю, каким был тот театр... Я не разрушитель, но мне кажется, в театре надо создать какую-то другую атмосферу, поэтому мы перекрасили фойе, обновили зал, сделали небольшой косметический ремонт, наконец-то купили световое оборудование. И мы сейчас силами театра и Департамента культуры Москвы делаем все, чтобы театр стал более востребованным.
В одном из интервью вы отметили, что очень избалованы актерами. Как вы относитесь к труппе театра, которая практически в полном составе занята в спектакле "О дивный новый мир"? Планируется ли привлечение еще каких-то громких имен помимо Анны Каменковой и Игоря Яцко?
Да. Были актеры, с которыми мы по обоюдному согласию расстались. Мы пригласили много молодых артистов, провели кастинг, в ходе которого поступило более 1100 анкет, и среди них было немало известных имен. В планах пригласить Александра Пашутина, Владимира Носика, будет и Александр Балуев, например. Но понятие "труппа" как таковое исчезает, потому что крепостное право отменили в России и "крепостных театров" больше нет - сегодня у нас контрактная система. Может быть, мы сохраним гибридную историю, при которой в качестве постоянной основы остаются 25-30 универсальных актеров, а остальные работают по контрактам. При этом я не стану никому запрещать сниматься в кино, играть в других театрах.
Как вы относитесь к постулату "чтобы создать что-то новое, нужно до основания разрушить старое" - нужны руины?
Ни в коем случае. У меня актеры, что называется, заиграли. Мне не понравилась первая репетиция, но сейчас я вижу, как им стало интересно, потому что актерам нужно заниматься, у них должна быть возможность себя реализовывать. Ведь если человек за 13 лет исполнил всего 2 роли, то почему он считает себя актером, он уже давно не актер...
Вы рассказали о предстоящих премьерах на главных подмостках, а что будет происходить на малых сценах театра?
На малых сценах у нас сейчас идет детский спектакль "Сказки простого карандаша", будет еще несколько спектаклей для детей.
То есть вы не намерены делать упор только на один громкий спектакль?
Нет, это утопия. У меня нет комплексов, и я бы очень хотел, чтобы кто-то еще поставил спектакль и он стал успешным. Все-таки для того чтобы у театра была жизнь, должно присутствовать разнообразие. Сам я сейчас ставлю три спектакля, со временем будут и другие люди параллельно делать постановки.
А вообще, легко ли сейчас художникам, на ваш взгляд?
Людям творческих профессий не бывает легко в принципе. Если мы говорим про какие-то материальные блага, то хорошо зарабатывали и зарабатывают лишь единицы, причем иногда случайно. Поэтому с экономической точки зрения, не думаю, что это было бы правильно оценивать. А цензура? Понимаете, цензура - она же глупая, ее можно обмануть - и все будут счастливы, и все будут довольны. Поэтому прав зритель - он сам оценивает, что ему нравится, а что нет, и голосует за творческий проект либо своим вниманием, либо забвением.
Вы продолжите заниматься своими проектами в кино?
Непременно, я ведь кинорежиссер. Но именно сейчас времени на кино нет - сегодня для меня в приоритете театр.
Получали ли вы ранее предложения возглавить какой-то из столичных театров, и что побудило вас именно сейчас принять предложение в театре "МОДЕРН"?
Здесь меня подкупила возможность ставить масштабные проекты. Наличие в театре трех сцен. Размер сцен и зрительного зала. Он вроде бы небольшой, около 400 мест, а зеркало сцены - 12 метров, это практически как в театре Вахтангова. Кроме того, зал очень комфортный и по-своему уникальный: все происходящее на сцене видно действительно с каждого ряда и человек, покупая билет в дальний угол последнего ряда, сидит и наблюдает за действием как из шестого ряда партера - можно покупать билет на любое место.
Как человек, состоявшийся в разных видах творческой деятельности, что бы вы пожелали новичкам, которые только ищут свой профессиональный путь?
Профессию выбрать трудно. И я ее не выбирал - профессия выбрала меня сама. Считаю, нужно верить в то, что ты делаешь, верить в себя, в людей, в проекты, как можно скорее разобраться в том, что тебе интересно. Делать своей главной мечтой стремление заработать много денег - путь тупиковый. Важно определиться, что вас, образно говоря, влечет, где и в чем проявляется ваше индивидуальное "я". Это сложный процесс, но даже если вы прошли какой-то путь и понимаете: это дело - не ваше, меняйтесь, пробуйте. Идите к мечте, делая остановки, чтобы о чем-то подумать, что-то переосмыслить, - и двигайтесь дальше.
Текст: Александр Сурба, Полина Чаленко, Анастасия Шевченко
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...