Учитывая каждого: как фестивальный проект "Край света" пришел на Запад

2019-5-5 12:10

Команда "Края света" во главе с продюсером Алексеем Аграновичем успешно освоила Сахалин - там уже 9 лет существует фестиваль "Край света. Восток", под который жители острова уже подгадывают свои отпуска. Но Калининград был рискованной территорией - город на границе с Европой, избалованный множеством культурных мероприятий, жители которого без проблем ездят за продуктами в Польшу, а на концерты в Германию. Прийти в Калининград с очередной московской светской инициативой без специально сформулированной идеи было бы слишком самонадеянно.

Но "Край света" изначально не был светским мероприятием типа дефиле звезд по красным дорожкам. Алексей Агранович с самого начала решил сделать фестивальный проект, в котором жители острова могли быть не просто наблюдателями, но и участниками процесса - сегодня запись в фестивальные мастерские на Сахалине заканчивается так же стремительно, как билеты на концерт Билли Айлиш, да и залы на просмотрах набиты до отказа.

Алексей Агранович долго и внимательно изучал новое место, социальную среду и потенциальный интерес аудитории. В результате "Край света. Запад" сделал ставку на тему взросления и сформировал отдельный конкурс "Кино на вырост", ориентированный на подростковую аудиторию. "Взрослая" конкурсная программа "Игродок" была составлена из фильмов на стыке игрового и документального кино.

Сегодня разница между игровым и документальным кино окончательно исчезла, - объясняет идею конкурса программный директор фестиваля Алексей Медведев. - Для нас остался только один критерий - насколько режиссеру удалось ухватить вибрирующий дух современности. Реальность - это реальности, во множественном числе. И история африканской девочки, мечтающей стать супергероем, и ритуалы колумбийских шаманов, и виртуальная жизнь блоггера из Берлина - все это образует неповторимый и неслучайный узор, который и есть современность. Кино - не зеркало, а инструмент. Оно не только отражает реальность, но и создаёт ее. Поэтому наш фестиваль - это настоящая фабрика реальности, где кино не только показывают, но и учат им пользоваться так, чтобы у жизни был смысл.

Программа фестиваля, сложенная совсем не из очевидных зрительских хитов, тем не менее очень быстро заинтересовала калининградцев - по городу разносился слух о новом смотре и на каждом следующем сеансе зрителей было больше, чем на предыдущих. На финальные показы было уже не попасть, на Q&A (сессии вопросов и ответов) приходили уже сотни зрителей, в соцсетях люди рекомендовали друг другу все бросить и бежать на фестиаль. Программа смотра увлекала зрителей (и калининградцев, и москвичей) в интереснейшее путешествие по миру, рассказывала истории о людях с других континентов - о жизни, о проблемах, о способах их решения. В конкурсе "Игродок" победил мексиканский документальный фильм "Полуночная помощь". Это история про систему здравоохранения в Мексике, где на 9 миллионов населения приходится 45 карет государственной скорой помощи, то есть если что-то с человеком что-то случается, то мексиканский ОМС ему не поможет. Поэтому в Мексике развита система частной скорой помощи, она нелегальная, но работает. Люди с навыками оказания первой помощи покупают себе спецмашину, перехватывают сигнал из скорой и мчатся на помощь, стараясь обогнать таких же частников. Они реально спасают людей, но почти никто не хочет им платить (оплата-то добровольная). Поэтому эти горе-бизнесмены сводят концы с концами, едят что попало, спят на носилках, но все равно каждую ночь выезжают спасать людей.

Спецприз достался французу Зигфриду - человеку, который одним своим видом объясняет о независимом кино все. Получая приз за свой новый фильм "Рига. Дубль 1" Зигфрид рассказывал, как полицейские на улице просили у него документы, а он предъявлял фестивальную аккредитацию и его отпускали. "Рига, Дубль 1" - это игровой фильм о жизни трех девушек в Риге. Почти бессюжетный медитативный фильм-джаз о том, что жизнь сложится как сложится, а потому не стоит запариваться. На улицах Риги постоянно звучит музыка, которую Зигфрид пишет, кажется, везде, где присядет. В Калининграде он дал концерт-импровизацию с местными музыкантами в арт-пространстве "Катарсис". Не исключено даже, что снял новый фильм, хотя приехал вроде бы только с пленочным фотоаппаратом.

Эти два приза вручило профессионально жюри, в которое вошли российские актеры Евгений Стычкин и Виктория Толстоганова, сербский режиссер Огнен Главонич и калининградский философ и публицист Владас Повилайтис.

А приз зрительских симпатий достался датскому доку "Ложные признания" - подробному исследованию системы американского правосудия, в котором 25% осужденных оговаривают сами себя под воздействием психологического давления. Страшное кино с уникальной хроникой допросов, которые сложно вынести даже сидя в зрительном зале, наглядно показывающее, как человека можно сломать без всякого рукоприкладства, оказалось лидером зрительского голосования., и этот факт говорит о том, что аудитория оказалась готова с тому непростому неразвлекательному контенту, с которым фестиваль пришел в Калининград.

В детском конкурсе "Кино на вырост" кипели совсем другие страсти. Судьями в нем стали два жюри: калининградские школьники, куратором которых выступил фронтмент СПБЧ Кирилл Иванов, и калининградские учителя - с ними работал экс-главред журнала Esquire, создатель детского лагеря "Камчатка" Филипп Бахтин. По правилам игры оба жюри могли отметить своих лауреатов, но победителем должен был стать общий кандидат. Жюри жарко спорили о фильмах до тех пор, пока на фестиваль не приехал исполнитель главной роли в фильме "Шторм: письма огня" Дейви Гомез - 15-летний красавец из Голландии, от которого потеряли голову и школьницы, и учителя и даже билетеры в Областном Драмтеатре, где шли показы. Очередь на сэлфи с Дейви выстроилась такая, будто в Калининград приехал сам Гарри Поттер, и фильм сразу вырвался в лидеры голосования. Кураторы обоих жюри схватились за головы и приложили немало усилий, чтобы убедить своих подопечных, что кинофестиваль - это не конкурс красоты.

В результате победителем детского конкурса стал другой голландский красавец - режиссер Стивен Вотерлуд и его фильм "Последнее лето с Тесс", который получил еще и приз зрительских симпатий. ДОПИСАТЬ ПРО ЧТО ФИЛЬМ.!!!!! А второй фавориткой конкурса - 12-летняя кенийка Стейси Ваверу, исполнившая роль смертельно больной девочки, мечтающей стать супергероем в фильме "Супер Модо". В номинации "Про меня" школьники отметили шведскую картину "Любители" про двух девчонок, которые решили участвовать в конкурсе на лучший рекламный ролик своего городка, конкурс выиграли городские власти, но девочки все равно продолжили снимать, потому что дело важнее приза.

Примерно этим же принципом руководствовались и участники 6 фестивальных мастерских - смыслообразующей части "Края света". Около 60 жителей Калининграда на протяжении фестивальной недели вместе с кураторами занимались изучением собственного города и самих себя.

Питерская анимационная студия "ДА!" и ее подопечные 6-10 лет сделали мультик-путеводитель по Калининграду, мастерские документального кино и документального театра изучали самый неблагополучный калининградский район - улицу Левитана, и результатом этого изучения стал документальный фильм и спектакль, сыгранный участниками мастерской на закрытии. Камера в руках позволяла участникам лаборатории заходить в жизни посторонних людей, которые рассказывали этой камере то, что, возможно, не рассказали бы и близким людям. Одна из героинь оказалась в кадре совершенно случайно - зашла в кафе, где снимали другого человека, села рядом и, плача, рассказала о горькой невозможности быть рядом с любимым человеком, который на 20 лет ее моложе. Другая героиня вспоминала, как приехала с Камчатки в Калининград за счастьем, но муж почти сразу умер и счастье кончилось, не успев начаться. Из таких человеческих историй, которых кураторы собрали больше 60, сложился спектакль-бродилка "Учитывая каждого", где зрители путешествовали по зданию театра, как по городу, встречая, как в жизни, и грустное, и смешное, и несправедливость, и радость, и любовь. В постановке приняли участие и Евгений Стычкин с Викторией Толстогановой, и продюсер фестиваля Алексей Агранович, который сыграл монолог сотрудницы соцзащиты, которая искренне помогает десяткам людей, но не может наладить контакт с собственной дочерью.

Название спектакля "Учитывая каждого" придумалось в процессе постановки, но оно идеально подошло бы как слоган фестиваля, который пришел в Калининград не развлечь аудиторию, а действительно учесть каждого, поговорить о каждом и помочь каждому разобраться с собственными вопросами. За неделю фестиваль посетили около 8000 человек. На церемонии закрытия обнимались и прощались в слезах, как после отличной смены в пионерлагере.

"У нас сегодня будет крутая вечеринка, такую вечеринку мы с вами проведем еще не раз",

- пел Кирилл Иванов, участники мастерских танцевали на сцене, а губернатор Калининградской области - 32-летний Антон Алиханов сказал со сцены, что после такого успеха, вопрос о проведении второго фестиваля, конечно, не стоит, а мастерские должны работать круглый год.

В финале придумавший эту крутую вечеринку Алексей Агранович сообщил, что фестиваль решили не закрывать. Все гости переместились в легендарный калининградский клуб "Вагонка" на концерт СПБЧ, куда несовершеннолетние были приглашены с родителями, но фестиваль, кажется, на время отменил конфликт поколений, поэтому счастливы были все.

Автор: Елена Слатина

Подробнее читайте на ...

кино фильм фестиваль калининград света алексей жюри фестиваля

Фото: kleo.ru

Новости. О романе Маяковского и Лили Брик снимут фильм

Известный российский режиссер Иван Дыховичный собирается снять двойной фильм о Владимире Маяковском и Лиле Брик. По словам режиссера, это будет триллер. Пока Дыховичного сдерживает только финансовый кризис. В интервью &Российской газете& режиссер пояснил, что для телевидения будет предназначен многосерийный фильм &Лиля&, а для кино — картина &Володя&. Дыховичный предлагал проект Константину Эрнсту и Первому каналу: &Это костюмная картина — большие деньги. Стали их искать. И так дожили до кризиса. Но я не оставляю надежд, что этот фильм сниму. Там должна быть короткая, но дорогая в постановочном отношении сцена — похороны Маяковского. Она может длиться 40 секунд, но будет стоить больших денег&. &Мы не отдаем себе отчета, какая это сила - кино, — размышляет Дыховичный. — Советы понимали эту силу и весьма кино занимались. Теперь никто не думает о том, что кино может выполнять кроме развлекательных другие функции&. На роль Лили Брик Дыховичный хотел бы пригласить французскую актрису Изабель Юппер: &Она одна из лучших мировых актрис и очень похожа на Лилю Брик. Маленькая, но сильная женщина, некрасивая, но привлекающая огромное внимание. Эта роль ей точно по плечу. В фильме есть еще четыре женские роли, с ними проще. В России неважно с артистами: избаловались, играя жлобов и подонков. Но есть замечательные актрисы&. По жанру новый фильм будет не романтической картиной, но триллером. &Страшная история, — говорит режиссер. — Похожа на нынешнюю ситуацию — история повторяется. 1930 год, уже все начиналось. Люди хотели, чтобы над ними стоял кто-то сильный, кто точно знает, куда идти. Интеллигенты ринулись именно в эту сторону. Сами стали отдавать все ценности - чтобы жить спокойно. А дальнейшее мы знаем&
Читать отзывы... kleo.ru »

2008-11-10 10:17

Фото: StarsLife.ru

Русский фильм «Русалка» взял награду на кинофестивале Сандэнс

Российский режиссер Анна Меликян удостоена премии международного фестиваля «Сандэнс» за ленту «Русалка» в номинации «Мировое художественное кино - лучшая режиссура». Фильм рассказывает о девочке Алисе, которая считает, что обладает даром исполнения желаний. Высшей награды жюри в категории «Художественное кино» уже третий год подряд удостаивается фильм о судьбе нелегальных иммигрантов в США. В этом год эту премию получила драма «Замерзшая река» (США) режиссера и сценариста Кортни Хант. Она сделала римейк собственного короткометражного фильма 2004 года с таким же названием.  В конкурсе документальных лент производства США гран-при жюри завоевала картина «Взбаламуть воду» о попытках выживания супружеской пары в Новом Орлеане (штат Луизиана) во время и после урагана «Катрина», унесшего в 2005 году около 2 тыс. жизней. В категории «Мировое художественное кино» лучшим признан фильм шведского режиссера Енса Йонсона «Король пинг-понга». Лучшей иностранной документальной лентой и жюри и зрители назвали работу из Великобритании «Человек на проводе» о запрещенном проходе французского канатоходца Филиппа Пети между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 1974 году. Приз зрительских симпатий «Сандэнс» в разряде мирового кино был вручен иорданскому художественному фильму «Абу Раед» режиссера Амина Маталка. В оргкомитете «Сандэнс» отметили, что это - первая лента из Иордании, участвующая в фестивале за 50 лет. Всего в этом году для фестиваля «Сандэнс» были отобраны 125 полнометражных фильмов из 34 стран. Организатором фестиваля является «Институт Санденс», созданный знаменитым актером Робертом Рэдфордом в 1981 году.  StarsLife.ru »

2008-01-29 18:41

Фото: ru.hellomagazine.com

Федор Бондарчук: "Я всегда мечтал сняться с сыном в кино"

1 октября в прокат выходит фильм "Воин" - продюсерский проект Федора Бондарчука, в котором он сыграл вместе с сыном Сергеем Бондарчуком. Представляем интервью HELLO! ru.hellomagazine.com »

2015-09-27 14:30

Фото: ru.hellomagazine.com

Луи Гаррель в интервью HELLO.RU: "Актер должен защищать своего героя, как адвокат - подсудимого"

Французский актер Луи Гаррель представил в Москве фильм "Ревность" и рассказал о своем режиссерском дебюте, отце-режиссере Филиппе Гарреле и феноменах Депардье и Хоффмана ru.hellomagazine.com »

2015-07-15 15:32

Фото: ru.hellomagazine.com

Александр Невский о фаворитах "Золотого глобуса"

Приглашенный редактор HELLO.RU и киноакадемик Александр Невский рассказал, за кого он проголосовал на "Золотом глобусе" и какие российские фильмы смотрят в Голливуде. ru.hellomagazine.com »

2015-01-08 20:00