2018-6-2 09:00 |
Кто и какое кино делает сегодня в России? Какие звезды вскоре появятся на экранах? И что вообще происходит в стране? На эти вопросы каждый год стремится ответить Александр Роднянский, который уже 13 лет возглавляет крупнейший национальный кинофестиваль. Для него "Кинотавр" - без преувеличения зеркало российской культуры.
"На любом смотре кино становится барометром настроений в обществе, - поясняет он. - Так что о состоянии дел в России можно судить по выпускам новостей или по "Кинотавру".
Александр, в этом году фестиваль длится на день дольше.
В России снимают все больше фильмов. И они явно стали лучше. Так что мы с коллегами поняли: создание отдельной программы "Кинотавр. Дебют" в дополнение к основному конкурсу и конкурсу короткометражек просто необходимо. Появляются новые авторы, новые голоса. Относительно недавно "Кинотавр" открыл Анну Меликян, Юрия Быкова, Алексея Мизгирева, Бакура Бакурадзе. С конкурсом дебютов открытий может стать больше.
Вы недавно вернулись с другого фестиваля - Каннского. Какие настроения показывал барометр этого киносмотра?
Я посмотрел практически всю основную программу. Очень сильный конкурс: фильмов 10 из 20 справедливо претендовали на "пальмовую ветвь". Вообще само попадание в программу Канн уже престижно: участие в этом фестивале сродни выступлению в финале чемпионата мира по футболу.
Как раз во время Канн стало известно о запуске вашей компании AR Content. Чем она будет заниматься?
Успех наших с Андреем Звягинцевым картин и большой опыт работы в кино помог мне понять: найти финансы на производство фильма, если у тебя есть сценарий, режиссер и актеры, нетрудно. Наоборот, инвесторы конкурируют за право вложиться в такой проект! Куда сложнее довести его до другой точки - развить историю, убедить режиссера, найти каст. В так называемый девелопмент мы и будем вкладывать деньги. Эта начальная стадия довольно рискованная, и мало кто берется ее финансировать. Но для меня это возможность на раннем этапе найти действительно хорошие идеи. И второй фактор: возросший интерес зрителей к онлайн-платформам вроде Netflix полностью отменил географические границы. Вы с легкостью смотрите кино из Ирана, Франции или Испании у себя дома, а я могу привлекать режиссеров из этих стран на международные проекты. Их у нас уже немало.
О каких именно проектах вы говорите?
Помимо уже ранее анонсированного сериала Андрея Звягинцева и нового фильма Кантемира Балагова "Дылда" AR Content будет заниматься двумя англоязычными историями. Одна - про допрос захваченного в Ираке Саддама Хусейна агентом ЦРУ Джоном Никсоном, долгие годы специализировавшегося на изучении психологии и поведения Саддама. Драматическая и неожиданная история. Сейчас я как раз на стадии подписания договора с крупным международным режиссером, скоро объявим. Вторая — про "черного русского", удивительного человека Фредерика Брюса Томаса, афроамериканца, сына бывших рабов из Миссисипи, который в самом конце XIX века оказался в России. Там он стал миллионером и владельцем одного из самых успешных ночных клубов Москвы. Мы планируем сделать международный музыкальный сериал на английском и русском языках с большими голливудскими звездами. Как вы нашли эти проекты?
Я просто много читаю. Обе истории были настоящими бестселлерами в жанре нон-фикшн, и за них велась настоящая борьба среди известных кинокомпаний. Просто мы оказались быстрее и выступили более убедительно.
Говорят, вам самому недавно предлагала посотрудничать компания Брэда Питта Plan B Entertainment.
Брэд Питт и шеф Plan B Джереми Клейнер - первые, кому мы показываем наши фильмы в Америке. Они действительно неоднократно предлагали нам сценарии, но все они были далеки от интересов Андрея Звягинцева: он снимает про Россию и на русском языке. Брэд с удовольствием бы сыграл в картине талантливого независимого режиссера не из Америки: в блокбастерах редко выпадает возможность создать сложного персонажа.
Андрей Звягинцев и Александр Роднянский на премии "Оскар", 2018 год
Интересы Андрея для вас всегда в приоритете?
Для меня — да. После выхода каждого нашего фильма и в преддверии следующего мы начинаем разговаривать с ним, обсуждать будущее. Долго, подробно — это дело не одного дня. И главное в этом разговоре - страстное желание Андрея сделать тот или иной фильм и его видение этого фильма. Только достигнув взаимопонимания, каковым должен стать наш будущий фильм, мы начинаем к нему двигаться.
А ведь многие до сих пор считают, что продюсер — это тот, кто пресекает душевные порывы режиссера-художника. И того же Харви Вайнштейна в свое время в шутку звали "руки-ножницы" — за то, что он якобы постоянно стремился сократить фильмы своих подопечных на монтажном столе.
Я считаю, это не очень честно по отношению к Харви Вайнштейну. Он был как раз тем, кто мог вовремя разглядеть талант, он был создателем выдающихся авторских фильмов. Открывателем Квентина Тарантино, Роберта Родригеса, продюсером "Английского пациента", "Влюблённого Шекспира", "Банд Нью-Йорка", "Умницы Уилла Хантинга"... Что, разумеется, никоим образом не оправдывает его поведение, которое привело его в итоге к чудовищному падению.
То есть продюсеру как раз стоит давать свободу режиссеру?
Это всегда индивидуально. Я сказал бы так: жанровое кино — это, скорее, продюсерский проект, который ориентирован на массовую аудиторию. И про коммуникацию с этой аудиторией продюсер, как правило, понимает куда больше режиссера. Великая классика - фильм "Унесенные ветром" — яркий тому пример. Его продюсер Дэвид Селзник поменял в процессе производства трех режиссеров и заложил все свое имущество, но в итоге осуществил мечту.
Но это жанровое кино. А если речь идет об авторском кинематографе, то здесь сам термин говорит нам о том, кто будет стоять во главе угла. Автор, то есть режиссёр. Что, конечно же, не значит, что если ко мне придет некий человек и скажет "Я автор", я дам ему полный карт-бланш. Подобное утверждение необходимо доказать. К вам так приходили?
Да, и много раз. Проблема в том, что это я должен в ком-то увидеть подлинного автора. Талантливого и необычного. Заявлений на словах и каких-то синопсисов, даже сценариев явно недостаточно. Нужен первый фильм. При этом, меня можно убедить и 5-10-минутным фильмом, снятым на телефон или фотоаппарат, создавать полнометражное кино вовсе не обязательно.Вы упомянули продюсера Дэвида Селзника, который заложил имущество, чтобы кино получилось. Вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации?
Конечно, я рисковал и довольно многим. И довольно часто. Вообще практически все продюсеры моего поколения — кто начинал в 80-е и прошел через 90-е — рисковали. Тот же Сергей Сельянов, Леонид Верещагин, Игорь Толстунов, Сергей Мелькумов. Если ты хочешь довести фильм до конца, нужно рисковать. А рисковать ты можешь лишь тем, что у тебя есть, причем в России только чем-то материальным. Домом, квартирой, машиной... В Америке можно заложить права на снимаемый фильм, но у нас такой возможности нет — ематериальные активы не принимают в залог.
Я по этому поводу часто повторяю фразу одного знаменитого американского сценариста и режиссера Майкла Толкина. Он сказал, что знает десятки продюсеров, которые закладывали свои дома, чтобы снять свои фильмы. И не знает ни одного режиссера, который бы сделал это. (Улыбается.). И это правда.
В тандеме со Звягинцевым вы сделали три фильма, два из них были номинированы на "Оскар". В чем секрет успешных отношений между режиссером и продюсером?
Кроме очевидного ответа про уважение и взаимопонимание ничего на ум не приходит. В целом у каждого из нас есть право уйти в любую секунду, но мы действительно хотим сотрудничать и добиваться результатов. Значение имеет и желание развиваться. Если ты закостенел и живешь прошлым, то не сумеешь удержать талантливого человека, который хочет развиваться. Это как брак: вы постоянно общаетесь и надо уметь удивлять - иначе никак.
Кстати, насчет брака: насколько семья вовлечена в вашу работу?
Сильно: у нас все основано на доверии. Жена, к примеру, всегда читает сценарии фильмов Звягинцева на ранних этапах. Это не значит, что она просматривает все, к чему я имею отношение, - нам интересны разные вещи. Она занимается своими проектами (Валерия - телепродюсер, кандидат наук и коллекционер современного искусства. - Ред.), я - своими.
У детей тоже свой путь?
Cына вообще не увлекает кино - он после защиты докторской диссертации в Принстоне стал профессором экономики в Кембридже. А вот дочь сделала близкий мне выбор: сначала получила фундаментальное образование в Чикагском университете, а после поступила в киношколу. Я считаю, молодым людям перед карьерой в кино важно отучиться еще где-то: накопить опыт, создать свою систему координат. Сейчас, после учебы и студенческой практики на HBO, Эля решила пройти программу Stark Producing в главной голливудской киношколе School of Cinematic Arts Университета Южной Калифорнии.
Кем станет после выпуска?
Это абсолютно другая система образования, нежели в наших киношколах и даже на других тамошних факультетах. Студенты магистратуры постоянно работают на голлинговый планы, предложения по актерскому составу... Они делают все. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу: моя дочь может стать кем захочет. И кем сможет - режиссером, сценаристом, продюсером. Зависит только от нее.
Три фильма из Канн, особо запомнившихся Александру Роднянскому
"Пылающий", Реж. Ли Чхан-дон
Кадр из фильма "Пылающий"
"Мне очень понравился этот корейский фильм, который оказался фаворитом прессы и получил самую высокую оценку каннских кинокритиков по версии журнала Screen Daily - 3,8 балла из 4 возможных. При этом, увы, он не оказался в списке основных призеров. Это очень тонкая, кинематографичная, рассказанная особым языком, глубокая и надолго остающаяся в памяти картина".
"Холодная война", Реж. Павел Павликовский
"Другое сильное впечатление на меня произвел фильм моего близкого товарища Павла Павликовского, который получил в Каннах приз за режиссуру. Это особый по языку фильм, в котором внешне все, на первый взгляд, традиционно и конвенционально, но во время просмотра ты постепенно понимаешь, что перед тобой совершенно свежий и уникальный кинотекст.
Речь в фильме идет об отношениях между мужчиной и женщиной на протяжении 15 лет в сложный период нашей совместной с поляками истории. Фильм начинается в 1949, а заканчивается в 1964. Он сделан совершенно особым образом. В нем нет ничего, что могло бы привести к мысли о привычных зрительскому глазу сериалах, или страстях из мелодрам. Это скорее серия эпизодов, выхваченных из жизни двух людей, таких сцен, которые перетекают одна в другую, не оставляя зрителю времени для осмысления. И когда фильм заканчивается — не буду спойлерить, как именно — эмоции накрывают.
Сильное кино. Оно снято постоянным оператором Павликовского Лукашем Залом - в формате квадрата с особым статичным кадром, в монохроме. И с невероятными главными героями в исполнении актеров Джэонны Кулиг и Томаша Кота. «Холодная война», к счастью, не исчерпывается темой заявленной в названии. В конечном счете, это история о взаимной обреченности».
"Пепел - самый чистый белый", Реж. Цзя Чжанкэ
"Картина выдающегося режиссера Цзя Чжанкэ, который не раз показывал свои фильмы на ведущих кинофестивалях, в этот раз, к сожалению, не получила в Каннах награды. Необычное кино, показанное нам глазами блистательной актрисы, а также жены режиссера Чжао Тао, которая играет главную героиню. Наверное, самый талантливый на сегодняшний день тандем актриса-режиссер.
Основное действие также длится 15 лет - в данном случае в центре внимания уже современный Китай. Речь идет об увлеченности и любви женщины к одному мелкому гангстеру. Любовь, предательство, выживание - вечные темы и очень интересная история, которая происходит в одном из китайских городов с непроизносимым названием".
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...