2018-2-13 20:45 |
Мало кому известный на Западе актер Жан Дюжарден прославился на весь мир в 2012 году, когда получил "Оскар" за лучшую мужскую роль в черно-белом немом фильме "Артист". С тех пор обаятельный француз успел поработать с самим Мартином Скорсезе, стать коллегой и другом Джорджа Клуни (они играли вместе в картине "Охотники за сокровищами" - Ред.) и зарекомендовать себя как отличный международный актер. Но и о своей родине Дюжарден не забывает: он стабильно снимается у французских режиссеров в роли гангстеров, героев-любовников, шпионов и даже карликов. Особое же предпочтение Жан отдает романтическим комедиям положений, которые сам он просто обожает еще с юного возраста, о чем не раз говорит во время нашего интервью.
Новый фильм Дюжардена "Сердцеед", как можно догадаться из названия, снят как раз в таком жанре. С небольшим отличием - это не только комедия положений, но еще и яркое костюмное кино. На дворе XIX век, армия Наполеона отправляется в Австрию громить врагов, и герой Жана, красавец капитан Невиль, обещает своей возлюбленной Полин слать с фронта весточки чуть ли не каждый день. Своего обещания капитан-самозванец, конечно же, не выполняет. Чтобы утешить Полин, ее сестра Элизабет (ее играет французская актриса Мелани Лоран) начинает слать той письма от лица капитана, а после заявляет, что он без вести пропал во время войны. Капитан похоронен с почестями, Полин его позабыла, Элизабет довольна... пока на пороге ее дома не появляется живой и невредимый Невиль.
Жан, вы уже работали с Лораном Тираром над фильмом "Любовь не по размеру". Это он вас уговорил сняться в своем новом фильме "Сердцеед"?
Можно и так сказать. Мы встретились с Лораном в ресторане, чтобы обсудить другой проект, уже через десять минут обсуждали "Сердцееда", и я как-то мигом воодушевился и дал согласие. Потом он начал писать сценарий, и мне понравился первый же вариант. Не могу сказать, что мы очень часто обсуждали с Лораном какие-то детали, но я точно знаю, что мы оба в детстве смотрели одни и те же фильмы с Жан-Полем Раппно, Жан-Полем Бельмондо, Витторио Гассманом. Я сейчас говорю о костюмных романтических комедиях, на которых мы выросли. Было очень приятно вновь вернуть этот жанр к жизни.
Как думаете, почему такие комедии в принципе пропали с широких экранов?
Просто времена меняются и кино тоже. Такой жанр как французская комедия сначала был сосредоточен на семейных ценностях, потом появилось телевидение, интернет, соцсети, и все несколько изменилось. Думаю, зрителям сегодня просто хочется чувствовать, что кино отражает их реальную жизнь. Поэтому мы на время забыли о костюмных проектах и стараемся переосмыслить прошлое, больше сконцентрироваться на переживаниях героев. Например, я снимался в ретро-фильме "Агент 117: Миссия в Рио" (действие картины развивается в 60-е годы - Ред.), и мы понимали, что надо быть осторожными: если у нас нет современного женского персонажа и мы не высмеиваем мужские предрассудки, то мы делаем кино ни о чем. Просто фильм с красивыми нарядами и видами, который не скажет ничего нового. Это стильно, красочно, но ведь обычным людям плевать на эти синефильские штучки! Когда я как зритель вижу такой фильм, как "Сердцеед", мне хочется спросить: "Хорошо, но что воплощает ваш персонаж? Какие у него задачи? А ну-ка, давайте, развлеките меня". И в комедии Лорана все это есть: действие быстрое и увлекательное, много актуальных тем вроде отношений с мужчинами и женщинами. Последняя тема вообще неиссякаема…
В этом кино есть и другие актуальные темы: отношение к деньгам, желание казаться кем-то другим, а не самим собой. Ваш герой капитан Невиль же постоянно прикидывается героем.
Да, одержимость идеалом, который мы создали себе сами, сегодня как никогда актуальна. Наше кино постоянно подмигивает XXI веку с его выскочками и аферистами. Такие люди, увы, еще нескоро выйдут из моды.
А ваш "выскочка", Невиль: как вы создавали его образ?
Я перечитывал некоторые книги того времени: например, стихи Виктора Гюго. Потом мы решили использовать их в фильме, когда Невиль рассказывает о резне в битве против австрийцев, сам при этом находясь уже не на поле боя. Идея этого рассказа пришла мне в голову благодаря старому фильму с Генри Фондой "Барабаны долины Махонке", в котором герой возвращается с войны за независимость против англичан и рассказывает об ужасном массовом убийстве, просто прислонившись к стене… Это же прекрасная и очень экономная для кино идея! И мы решили сделать то же самое, не потратив весь бюджет на кавалеристскую атаку. Люблю сталкиваться с такими ограничениями. К тому же этот момент придает вес фигуре моего героя: сначала он был опереточным капитаном, эдаким "салонным" военным, но после он увидел настоящую войну и стал уже другим человеком.
Кстати, насчет опереточного капитана. Выглядит ваш герой просто отлично: борода, усы, красная форма…
О да! Я редко играю в фильмах с такими нарядами, поэтому тут подошел к делу основательно. Усы моего Невиля - настоящие мужские усы, а не это тоненькое безобразие, которое было у моего героя в "Артисте". Я создавал образ своего персонажа месяцами! Серьезно, я несколько месяцев отращивал бороду, чтобы потом мы постригли ее нужным образом для нескольких сцен. Что же до костюмов: я знаю, что на мне они сидят неплохо. (Смеется) И вообще мне нравится переодеваться: то в секретного агента, то в капитана наполеоновской армии, то в блондина-серфера (последнего Жан играл в фильме 2016 года "Супер Брис" — Ред.). Есть в этом что-то из детских игр в перевоплощения. И мне хотелось бы, чтобы после "Сердцееда" появилось больше такого кино.
Вы снимали кино не в павильонах, а возле французских достопримечательностей: замков, парков. Это помогло прочувствовать атмосферу?
Да, потому что так легче поверить в то, что вы перенеслись в то время. Не то, что в студии… Ходишь по паркету тех времен, среди настоящих, а не электрических свечей - мне это всегда помогает, я вообще люблю "играть" со всеми этими реликвиями, мне нужно обязательно все потрогать. (Смеется) И в то же время был в этом какой-то момент нереальности: я снимался в фильме, но это словно был не я сам, а 12-летний мальчишка, которого привели на воскресный сеанс в кино. И мне кажется, что вся группа разделяла это чувство: мы словно попали в сказку.
Ваша актерская судьба и ваш взгляд на жанр французской комедии в чем-то повторяет жизнь и высказывания другого известного актера — Жан-Поля Бельмондо. Вы сами чувствуете эту преемственность?
Возможно, что-то общее у нас есть. Недавно я обедал дома с друзьями, и Жан-Поль также был в числе приглашенных. В какой-то момент он начал говорить о своем любимом французском актере Жюле Берри с таким обожанием в голосе… После этого я пересмотрел фильмы с Бельмондо и действительно увидел в его игре что-то от Берри. Тут главное понять: подражать любимому актеру в чем-то - не значит имитировать. Я обожаю Бельмондо, но я никогда не пытался его копировать. Единственное, что я у него "украл" (а он, как оказалось, украл это у Берри) - это удовольствие. Наглое детское удовольствие от самолюбования: когда тебе нравится смотреть на себя на экране. Вообще у каждого в нашей профессии наверняка есть своя "пара": я слышал, что Венсан Кассель как-то говорил об актере Патрике Девере как о своем вдохновителе. Для меня же в каких-то вещах в жизни становится примером мой отец, в других -братья, а в актерстве это все тот же Бельмондо. Когда я снимался у Скорсезе (Жан играл в фильме "Волк с Уолл-Стрит" - Ред.), я дико нервничал и, чтобы расслабиться, вспоминал о том, как Жан любил дурачиться на съемках.
Дурачиться вы и сами явно любите. А как насчет вашей партнерши Мелани Лоран: ведь для нее это первая роль в картине такого рода?
Мелани приехала на площадку с одной целью: развлекаться и наряжаться, словно она маленькая девочка. (Смеется) Она с самого начала подошла ко всему очень профессионально: играла комедию, но не пыталась казаться нарочито смешной. Мелани - идеальный партнер. Мы оставались вместе на площадке, даже когда там меняли свет. И после такого живого общения за кадром нам легче было играть в словесный пинг-понг, когда камера включалась. Мы не боялись импровизировать, отходить от текста. Я даже больше вам скажу: диалоги в сценарии были написаны таким красивым, но сложным для запоминания языком, что иногда мы просто упрощали текст на ходу, чтобы не напрягаться. (Смеется) В общем, Мелани замечательная. Я вообще всегда очень ценю своих партнеров в кино. Правда, иногда я так увлекаюсь отличной игрой коллег в комедиях, что мне и самому хочется рассмеяться. Можно сказать, что если я не смеюсь на съемках, то мне там нечего делать. (Улыбается)
Несколько лет назад вы получили "Оскар". Наверняка есть те, кто считает, что после такой престижной награды стоит не играть в костюмных мелодрамах, а выбирать роли посерьезнее…
Время расставит все по своим местам. Возможно, мне и стоило бы начать соответствовать представлениям публики об оскароносном актере: например, стать лицом какого-нибудь престижного парфюма... (Улыбается) Но ведь на самом деле никто никому ничего не должен! Я честен в своем выборе, я играю в том кино, которое приносит мне удовольствие. И потому мне все равно, если мой выбор ролей кого-то не устраивает. Для меня настоящий риск - сняться в забавном кино "Супер Брис", где я напяливаю на себя светлый парик и встаю на доску для серфа. Я скажу так: кино - это серьезно, но не слишком. Я фаталист и прекрасно понимаю, что я смертен. Мне уже 45 и сколько я еще проживу? Никто не знает. После меня будут другие актеры. Поэтому мне так не хочется тратить время на мысли о том, каким люди хотят видеть меня на экране. А именно это меня пытались заставить делать после "Оскара". И это продолжалось года три как минимум. Многие думают, что "Оскар" - невероятная возможность. И я, видимо, единственный актер, который так не считает. Знаете, я хотел бы сняться, к примеру, у братьев Дарденн, но штука в том, что меня не зовут. На самом деле никто вас не ждет: ни здесь во Франции, ни в Америке. Меня никто никогда не ждал, с самого начала, так что я продолжаю сам искать свое место. А иногда я позволяю себе отдых: такие милые романтические комедии как "Любовь не по размеру" и "Сердцеед". И очень доволен своим выбором.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...