2019-7-17 20:45 |
Стелиос Аркадиу, более известный как Стеларк, - яркий представитель художественного киберпанка. Сейчас ученый, практикующий эксперименты над человеческим телом, является профессором университета Кёртина в австралийском городе Перт. Главная идея всех его проектов заключается в том, что человеческое тело старомодно и не соответствует динамичному развитию технологий. По мысли художника, нужно максимально расширить физические возможности тела, "обновить" и сделать более современным. О том, как вырастить на руке ухо и управлять механической рукой, а также о тех трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться на пути реализации своих замыслов, Стеларк рассказал HELLO! на фестивале науки и технологий Geek Picnic, прошедшем на днях в Москве.
Когда и при каких обстоятельствах вы почувствовали интерес к опытам над своим телом?
Я начал проводить эксперименты над телом, когда обнаружил, что я плохой художник в школе искусств. Мне было 19 лет (Смеется). Всегда интересовался анатомией человеческого тела, строением животных, насекомых. Я понял, что все мы воспринимаем и взаимодействуем с миром совершенно по-разному. И мне захотелось понять, каковы возможности тела.
Как возникла идея вживления импланта и выращивания третьего уха? И почему, кстати, именно уха?
Я всегда задавался вопросами "почему у человека два глаза, только две руки и ноги" и "что будет, если искусственным способом внедрить в организм человека еще одну часть тела". Об идее третьего уха я впервые задумался в 1996 году. Мне кажется, что ухо имеет самое интересное строение в человеческом организме и хирургически его сделать возможно, в отличие, например, от глаза. Вы не поверите, мне потребовалось десять лет, чтобы найти приличное финансирование и специалистов, готовых пойти на риск ради эксперимента… И я их нашел! В 2007 году имплант ушной раковины из биополимерного каркаса был вживлен мне в руку. В течение шести месяцев он обрастал тканью и кровеносными сосудами.
Почему вы расположили ухо на руке?
Изначально я хотел создать третье ухо на правой стороне моей головы. Но, к сожалению, ни один профессиональный биотехнолог не решился на это, потому что был серьезный риск: подобный эксперимент мог привести к частичному параличу лица. А рука имеет относительно безопасное анатомическое местоположение. К тому же кожа на руке тонкая, гладкая и очень похожа на кожу ушной раковины.
Вы поместили маленький микрофон, подключенный к Bluetooth, в третье ухо для имитации слухового аппарата. Эта система прижилась сразу же? Как происходила его адаптация к ткани?
Серьезные осложнения возникли во время второй операции, когда мне вживили в третье ухо небольшой чип с микрофоном. Спустя десять дней из-за торчащих проводов произошло заражение руки. Для того, чтобы восстановиться и избавить организм от инфекции, мне пришлось пропивать курс сильнейших антибиотиков в течение шести месяцев. Я чуть было не лишился руки.
Известно и о вашем эксперименте с третьей рукой, которую вы назвали Extra Hand. В чем его суть?
Мне стало интересно, как технологии можно применить к телу. Я придумал механический протез, который прикреплялся к моей правой руке и приводился в движение за счет электрических сигналов, исходящих от мышц живота и ног. В одном из перформансов я писал тремя руками слово "Эволюция". Задача усложнялась, поскольку я выступал перед большой аудиторией и должен был писать это слово на прозрачном стекле и в обратном направлении, зеркально, чтобы зрители поняли. При этом каждая рука одновременно выписывала отдельную букву.
А как насчет внимания мозга, оно не расфокусировано в этот момент? Наверняка довольно непривычно концентрироваться на трех руках сразу. И насколько удобно тремя руками управлять автомобилем, есть, пить?
Это легче, чем вы думаете. Пять-шесть часов в день мозг с этим справляется... У меня не было цели выполнять все повседневные действия третьей рукой. Конечно, я пробовал и садиться за руль с "тремя руками", употреблять пищу и много чего другого. Но для меня, скорее, важно и интересно было сказать миру о том, что в будущем возможно применение дополнительных конечностей и расширение когнитивных способностей человека.
Когда видишь ваши знаменитые перформансы с "подвешиванием" в воздухе, создается впечатление, что чувство физической боли вам не знакомо?
Знакомо, уж поверьте! Эти представления с "подвешиванием" - тяжелое испытание для организма. Во-первых, ты попадаешь в стрессовую ситуацию, находясь в таком состоянии перед огромным количеством людей. Такие перформансы я устраивал в крупных городах Европы и Америки, подвешивая себя на оживленных улицах и площадях. Во-вторых, тело начинает кровоточить, поскольку в него одновременно воткнуто 29 крюков. Зрелище еще то! Перед началом эксперимента я всегда отказывался от использования анестетиков. Весь перформанс длился, как правило, от двадцати минут до часа. Научной цели у этого эксперимента не было никакой. Я по своей природе художник, для меня это как способ выражения искусства через собственное тело.
Всегда ли вы были довольны своим телом или все эти эксперименты направлены на то, чтобы усовершенствовать человеческий организм?
Я всегда считал, что человеческое тело "устарело" и не соответствует уровню развития современных технологий. Все эксперименты направлены на то, чтобы изучить возможности тела, модифицировать его, сделать более совершенным.
Какое место на планете вы могли бы назвать самым любимым?
Мне нравится жить в крупных мегаполисах, а не загородной жизнью на природе. Парадокс, да? (Смеется.) В течение девятнадцати лет я жил в Японии. Поначалу было сложно приспособиться, так как по национальности я грек, но потом привык. Обожаю Токио за его разноплановость! Этот город привлекает увлекательной культурой, в нем постоянно что-то происходит, он не стоит на месте. К тому же в Токио на высоком уровне развиты современные технологии. Сейчас и живу в Австралии, но этот город навсегда запал мне в душу.
Что в планах? Модификации, новые эксперименты, или вы на этом остановитесь?
Не думаю, что захочу когда-то остановиться. Есть ряд незавершенных проектов, над которыми продолжаю работать. Собираюсь довести проект третьего уха до конца. Ведь изначально оно задумывалось как прослушивающее устройство для людей в других местах. Например, если вы находитесь в Москве, а я в Мельбурне, вы можете зайти в интернет и послушать то, что слышит мое ухо. Через систему GPS вы сможете отследить, где ухо находится в данный момент. Как раз сейчас я занят подготовкой большой инсталляции, результаты которой представлю на Биеннале искусств в Австралии в конце этого года.
Вы следите за современными экспериментаторами?
Есть ряд ученых, исследования которых мне близки. К ним относятся Кен Ринальдо, Орон Каттс, Йонат Цурр и Федор Павлов-Андреевич из Москвы.
Что для вас означает красота?
Неожиданный вопрос! (Смеется) Красота для меня это не та "идеальная" красота, увековеченная массовой культурой и классическим искусством. Красота - это то, что сверхъестественно, удивительно и даже шокирующе. Красота должна быть не утверждающей, а скорее тревожащей.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...