2018-11-1 17:30 |
Значение произведений Гофмана в контексте мировой культуры трудно переоценить. "Пиковая дама" А.С. Пушкина, "Нос" Н.В. Гоголя, "Двойник" Ф.М.Достоевского, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова - влияние Гофмана здесь очевидно. Если говорить о современности, то гофмановские образы легко найти, например, в песнях группы "Агата Кристи". Владимир Кошевой, в течение десяти лет работавший над "Гофманиадой", также признается, что рано попал под обаяние немецкого автора и философа.
Владимир, поздравляю с долгожданной премьерой.
Спасибо! Мне кажется, ничего случайного нет. И сейчас в моей жизни настал период, когда "родина отдает долги". Несыгранные роли, недоделанные работы, встречи, о которых я мечтал, наконец происходят.
Как ты получил эту роль?
Всего лишь сказал на ухо одному из создателей этого шедевра, художнику Михаилу Шемякину в антракте его балета "Щелкунчик": "О, мои маленькие змейки! Моя Серпентина!".
Было за 10 лет желание бросить проект, или ты всегда в него верил, знал, что будешь сидеть на премьере?
Когда я видел, что автор сценария Виктор Славкин стал очень слаб, да и актер Алексей Петренко, которого я встречал на озвучивании, был уже очень нездоров, у меня появились сомнения насчет успеха этого мероприятия. И только, наверное, целеустремленность и жизнелюбие режиссера Соколова меня и держали. Я собирался в любом состоянии - со сломанной ногой, температурой, пневмонией, садился в самолет, поезд или такси, оставляя съемочные площадки, репетиции и возвращался к своему герою.
Когда произошло знакомство с Гофманом?
В детстве. Я брал фонарик, книги и забирался под одеяло. Была в этих страшных сказках какая-то мистическая притягательность. Удивительно, что я сам их выбирал, никто мне их не советовал. Это сочетание романтизма, рационализма и иронии, фантастики и бескомпромиссной реальности пришлись мне по душе. Можно сказать, мое сознание было сформировано именно на таких книгах.
Вы же оба родились на Балтике: ты – в Риге, Гофман – в Кенигсберге, нынешнем Калининграде. Может, климат повлиял?
На самом деле между нами не так уж мало общего. Про внешность я молчу. А моими детскими фотографиями вообще можно было бы иллюстрировать его нежные годы. Он был юристом, но всю жизнь хотел заниматься искусством, я с детства мечтал стать артистом, хотя пришлось побыть сначала в шкуре военного, потом окончить факультет журналистики и через все эти преграды прийти в профессию.
Насчет личной жизни все, слава Богу, не так трагично – у меня дочь не погибла, жена не получила ранение в голову. У меня их просто нет. Да, и я не алкоголик. Но судьба все время отводила, не давала заниматься тем, чем ты хочешь. Гофман был влюблен в свою ученицу (ему приходилось подрабатывать частными занятиями) - он давал уроки пения Юлии Марк. Девушка была намного моложе его и лишь посмеивалась над учителем, издевалась, выслушивала его только из вежливости. Эта тема тоже мне знакома. Когда девочка намного моложе тебя, ей нужен весь мир и она оценивает твои возможности расчетливым взглядом. А у тебя первое время есть иллюзия того, что тебя понимают. Некоторое время ты этой иллюзией живешь, а потом просто начинаешь помогать человеку, чтобы она не сошла с ума, не разбилась о жестокую реальность, начинаешь оберегать. И твое отношение к ней меняется.
Гофман был не только писателем, это человек синтетического искусства. Ты как актер кино, иммерсивного и академического театра, а с недавних пор и певец, тоже движешься в этом направлении...
Да, он с раннего детства начал играть и сочинять музыку. И одно из имен - Амадей - взял в честь композитора, которым восхищался. Так что в смысле жанра тоже можно найти аналогии. На иммерсивном спектакле "Черный русский", где я играл Дубровского, мне приходилось читать стихи, взаимодействовать с аудиторией и танцевать. Уроки вокала начал брать, когда Алексей Рыбников утвердил меня на главную роль в музыкальном фильме "Литургия оглашенных". Я увлекся пением, и теперь записываю песни вместе с певицей и композитором Екатериной Семеновой. Уже набралось на целую пластинку.
В "Гофманиаде" и вообще у Гофмана есть тема ухода от пошлости и обывательской жизни в более тонкие миры. Тебе эта тема близка?
Это моя тема. Как у Бродского: "Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть". Как бы мне ни хотелось попасть в какое-то общество, стать "своим", я все равно существую отдельно. Не только потому, что я интроверт, я по-другому думаю и существую. Десять лет назад я еще об этом не задумывался, но эта тема сама приходит ко мне. Мне всегда хотелось быть веселым, жизнерадостным, дурачиться, я вообще пришел в эту профессию, чтобы петь и танцевать, как Гурченко, Боярский, Караченцов. Но почему-то судьба не дает мне радостных ролей.
Это я в перерывах могу веселиться, шутить, а когда включается камера, что-то происходит, и все думают, что я глубокий, нервный актер с внутренним надломом, диким одиночеством, с невероятно трагической судьбой. Моя коллега по спектаклю "Игрок" в БДТ Светлана Крючкова говорит: "Ты проводник других духовных миров". Я успокоился и смирился с тем, что мое желание идиотничать, смеяться, веселиться - это лишь мое желание. Но с экрана и со сцены я должен нести что-то другое.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...