2016-12-7 20:45 |
Дизайнер и режиссер Том Форд любит черный цвет. На светских раутах и премьерах он появляется в костюмах угольного цвета. Его офис в Лос-Анджелесе на бульваре Сансет меблирован гарнитуром из 50 оттенков черного. В 2005 году он основал кинокомпанию Fade to Black, что в переводе с английского значит "Раствориться в черном".
Вопреки готичному названию, кино пока приносит в жизнь Форда только яркие цвета и сплошные награды. После выхода первого фильма, "Одинокий мужчина", в 2009 году исполнитель главной роли Колин Ферт получил в Венеции награду за лучшую мужскую роль. После премьеры второй картины, "Под покровом ночи", на Мостре Гран-при забирал уже сам Форд.
Когда я начинал, все говорили: "Мы долго смеялись, когда узнали, что ты решил переквалифицироваться из дизайнеров в режиссеры". Не верили в меня. Было забавно наблюдать за реакцией этих людей, когда они поняли, как ошибались,
- рассказывает Том. В его словах нет злорадства. Есть лишь факты: мост между кино и модой пытались построить многие, получилось у единиц, а настоящего успеха добился лишь один человек - Том Форд.
Том любит факты и порядок. На съемках он создает целые палетки цветов для персонажей своих фильмов, продумывает каждый шаг и раскадровку. Сам себе сценарист, режиссер и продюсер, в кино он кто угодно, но только не знаменитый дизайнер. Герои его фильмов не носят костюмов из последних коллекций Тома Форда.
Том, с выхода вашего первого фильма прошло семь лет. Что заставило вас вновь вернуться в кино?
Меня заставила вернуться книга. Несколько лет назад один друг из Лондона посоветовал мне роман Остина Райта "Тони и Сьюзен". Это история об успешной владелице галереи, Сьюзен, которая однажды получает посылку от бывшего мужа: он просит прочесть его новый роман. Вымысел переплетается с памятью, история в книге - с воспоминаниями самой Сьюзен...
Когда я прочел эту историю, то понял, что не могу перестать думать о книге Райта. И у меня ушло три года на то, чтобы понять прочитанное, разложить все по полочкам. За это время произошли и другие события: у меня появился сын и я решил, что, пока Джеку не исполнится три года, никакого фильма не будет. А когда пришло время, взял отпуск на месяц. Не секрет, что я уже 30 лет живу со своим партнером Ричардом, и за все эти годы между нами никогда не было недопонимания или предательства. И поэтому во время отдыха я спокойно сказал Ричарду: "Скоро я начну писать по утрам, с 8 утра и до часу дня меня не беспокоить. Со мной никто не должен говорить и тем более мне звонить". И так я писал сценарий: вносил правки, совершенствовал текст, и Ричард меня понял. (Улыбается.)
Вам легко писать?
Больше всего на свете люблю это делать! На бумаге есть только твое видение, в главных ролях ты представляешь актеров мечты, рисуешь идеальную картинку, все прекрасно. Из-за этого перфекционизма я экранизирую произведения сам, а не берусь за готовые предложения. Мне предлагали снять интересные проекты, но я настоящий тиран, слишком люблю контроль! (Смеется.) К счастью, когда начинаю снимать кино, большая часть задуманного остается, да и другие люди в процессе привносят хорошие идеи. Конечно, что-то все равно идет не так, но может, оно и к лучшему. Во всяком случае, так я себя успокаиваю.
Как человек от мира моды, вы, наверное, когда пишете, мыслите образами?
Все верно: картинка приходит ко мне еще до того, как я сажусь за стол. Перед началом съемок я даже провожу свое фотоисследование: ищу вдохновляющие меня кадры, подбираю цвета для героев, создаю визуальный мир сценария. Это очень похоже на то, что дизайнеры делают перед созданием коллекций.
Вы дисциплинированы во время работы?
Я ужасный аккуратист и педант во всех сферах жизни! Пожалуй, стоит добавить в расписание пункт "Не будь таким занудой!". (Смеется.) Но именно дисциплинированность помогает совмещать работу и жизнь. Кино - то, что меня сейчас больше всего радует. Но в моей жизни помимо работы есть Ричард и сын, так что я все очень четко планирую. На самом деле, чтобы снять фильм, у меня есть лишь одно "окно" в году: конец лета - начало осени, когда все недели моды прошли. Съемки "Под покровом ночи" я планировал на год вперед, и то же самое было с "Одиноким мужчиной".
В романе, который вас вдохновил, действие происходит на севере Америки, но в фильме вы перемещаете персонажей на запад, в Техас. Почему?
Книга "Тони и Сьюзен" была написана в 1993 году, когда сотовых телефонов почти не было, и отсутствие связи в одном из эпизодов являлось ключевым для сюжета. Сейчас мобильный есть у каждого, но пригород Техаса - редкое исключение, мертвая зона, так что я переместил героев туда. Я сам там вырос, хорошо знаю эти места. Последовал правилу "Пиши лишь о том и снимай лишь то, что хорошо знаешь". Думаю, не важно, скульптор ты, художник или режиссер, - в любимом деле ты находишь то, что отзывается на твои мысли. Так что я взял личную для писателя книгу и сделал ее своей личной историей.
И о чем эта история?
О том, что нельзя разбрасываться людьми и чувствами. Впоследствии можно сильно пожалеть о том, что вы были не слишком отзывчивы, вели себя жестоко и упустили свое счастье. Так, например, поступает главная героиня моего фильма, Сьюзен. Она живет в Лос-Анджелесе, таком закрытом мире потребления, где все только берут и никто не отдает взамен.
Этот мир я изучил очень подробно. Например, у меня самого есть неплохой дом в Лос-Анджелесе, и я создаю коллекции для таких людей, как Сьюзен. (Улыбается.) А еще в молодости я был ужасно наивен и верил всему, что показывают в голливудских картинах: в то, что, когда у тебя появляются деньги, мир становится прекрасным и ты счастлив. Вся наша культура учит этому: потребляй больше, будешь счастлив дольше. Я долго верил, что это так. Но лет десять назад словно очнулся и понял: меня не это делает счастливым. Деньги и роскошь, безусловно, приятная штука. Но куда важнее люди и чувства, которые остаются после общения с ними. Это нужно ценить больше всего.
Получается, Сьюзен - автобиографичный персонаж?
И не только она: в каждом из героев фильма отразились какие-то волнующие меня вещи. Например, создавая мужских персонажей, я исследовал понятие мужественности. В нашей культуре настоящим мужчиной до сих пор считается тот, кто много зарабатывает и обеспечивает семью. О других качествах этого гипотетического мужчины - таких как ум, доброта - речи не идет. Есть и девушки, которых сейчас воспитывают с установкой "Ты должна быть красивой, жить в красивом доме и растить детей". Воспитание, окружение часто делают из человека жертву.
Вас такие установки коснулись?
Безусловно. Как я говорил, я вырос в Техасе - месте, где мужчина должен быть альфа-самцом, сильным, жестким, и не дай бог ему заплакать. При этом я не был силен физически, плохо играл в футбол, любил читать и был излишне эмоционален для мальчика. Меня часто дразнили и редко считали образцом мужественности. К счастью, с тех пор стало меньше подобных стереотипов. (Улыбается.)
Да и вы сильно изменились с тех пор.
Я определенно стал гораздо счастливее. Особенно в последние годы: мне удалось создать нечто стоящее, и это не просто коллекция или аромат. Это опыт, эмоции, образы, которые навсегда запечатаны в двух моих фильмах. И с каждым новым зрителем это кино будет оживать вновь. Подобное я испытал впервые, когда на экраны вышел "Одинокий мужчина". Но сейчас это чувство счастья еще сильнее. И я с уверенностью заявляю: режиссура - лучшая профессия на свете.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...