2019-3-19 15:55 |
Сообщение о том, что режиссер ушел из жизни, поступило в прессу от представителя Союза кинематографистов России. Марлен Мартынович был доставлен в больницу еще 16 марта в тяжелом состоянии, и спасти его не удалось. Ранее в этом году Хуциев уже пережил серьезное потрясение: в начале января скончалась его жена Елена Соловьева.
Марлен Хуциев - один из пионеров движения оттепели в советском кино. Пронзительные и тихие, его картины о молодых и ищущих никогда не злоупотребляли морализаторством, но отражали поиски и сокровенные вопросы из жизни самого режиссера. Картины "Весна на Заречной улице", "Июльский дождь" и "Мне 20 лет (Застава Ильича)" по праву считаются шедеврами советского кинематографа, а сам их создатель - одним из редких обладателей оригинального авторского видения. Сам отучившийся в свое время во ВГИКе, Хуциев впоследствии выучил не одно поколение режиссеров. В число его учеников вошли Резо Гигинеишвили, Василий Пичул, Олег Дорман и многие другие талантливые кинематографисты.
Последний фильм, который Марлен Мартынович снимал на протяжении 10 лет, стала картина "Невечерняя" о встречах Антона Чехова и Льва Толстого. По последним данным, этот фильм режиссер все же успел завершить.
Уход из жизни режисера прокомментировали как его друзья и коллеги, так и политические и культурные деятели. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков выступил со следующим заявлением:
Президент глубоко соболезнует в связи с кончиной Марлена Хуциева - нашего именитого режиссера.
Лидия Федосеева-Шукшина:
Это страшно для нашей семьи, потому что это был один из любимых режиссеров. Семьи наши близко, рядом жили. Тяжело, такой потрясающий, уникальный режиссер, очень больно все это слушать, когда передают такие вещи. Особенно, знаешь, любишь людей, дружишь с ними, и это происходит и у тебя, и с твоими друзьями, больно.
Владимир Хотиненко:
Если представить тот мир, в котором мы живем, книгой - как будто из нее страницы вырывают. Сегодня вырвали очень яркую страницу.
Дмитрий Медведев:
Ушел из жизни уникальный режиссер Марлен Мартынович Хуциев. Это невосполнимая утрата для российской культуры, для родных, близких и всех нас. Марлен Хуциев создавал особенное кино - правдивое и глубокое. Путь его фильмов к зрителю был непростым. Но после выхода на большой экран они навсегда изменили советский кинематограф.
Один из самых искренних комментариев по поводу случившегося оставил и ученик Хуциева Резо Гигинеишвили. В Facebook режиссер написал следующее:
Как же так, Мастер? Мой любимый, мой родной, мой герой! Решил уйти в мой день рождения? Конечно, я про себя... Конечно, я важен в этой истории... я же буду скучать, мне же нужен совет, мне же нужен пример! Буду скучать по тому, как ты читаешь Пушкина, Бараташвили, Галактиона, Пастернака... Я же забуду твой тихий, сильный, нежный голос... С кем еще можно перенестись в 19 век, от кого услышать столько интересных, зримо описанных историй? Порой мне казалось, что ты оттуда, из времен твоего любимого Пушкина. Не подумайте, что я фамильярно обращаюсь к Мастеру на "ты" - наши отношения это предполагали, и мы оба знали, что грузины говорят "ты" только самым близким людям, а от возраста это не зависит.
В конце второго курса я поставил "Героя нашего времени", и поставил неплохо, все хвалили. После был банкет в честь завершения учебного года. Мы пили с Мастером сухое красное, как обычно. Я был страшно обижен на него - он поставил мне тройку за профессию. Великий режиссер заметил мое недовольство. "Проводи меня домой", - сказал он. Хуциев жил прямо за Домом Кино. Мы поднялись к нему. На пороге в квартиру он меня обнял, попросил подождать. Пришлось стоять на лестничной площадке долго. Бдительные соседи чуть не вызвали милицию, а соседские собаки, идущие гулять, лаяли на меня. "Резико", - я услышал знакомый голос, - "Вот нашел... Это очень дорогая фотография для меня, тут Феллини и я на ней, пусть она будет у тебя как компенсация за заниженную оценку. Пойми, ты, как и я, грузин, и я знаю, что если бы я тебе поставил пять, ты бы со своим характером ходил бы до пятого курса и больше ничего не делал... Да и зачем тебе, чтобы все завидовали?". Он меня по-отечески или, скорее, как дедушка, обнял и скрылся за дверью.. Вот так, без всякого прощания, просто обнявшись. Сейчас я храню эту фотографию. Марлен Мартынович, уверен, Вы там в Раю... А как еще? Для кого же тогда Рай, если Вас там нет....
Александр Роднянский:
Сегодня ушел из жизни Марлен Мартынович Хуциев. Все средства массовой информации сегодня будут говорить о смерти великого режиссера, вспоминать его фильмы, и это правильно. Но боюсь, выйдет это ритуально - жанр некролога таков... Вряд ли кто-то сможет передать, насколько фильмы Хуциева были важны для своего времени и какое влияние они оказали на несколько поколений отечественных кинематографистов. Я ненавижу, когда меня спрашивают о списках "главных" картин, но если бы я такие списки и составлял, то в любом из них был бы "Июльский дождь". Этот фильм, появившийся в самом конце "оттепели", составил своеобразную дилогию с предыдущей картиной Хуциева "Застава Ильича" (в прокат этот фильм вышел отцензурированным под названием "Мне 20 лет"). Если герои "Заставы Ильича" - это молодые люди, живущие в стране, охваченной резкими переменами после XX съезда КПСС и речи Хрущева о культе личности Сталина, то герои "Июльского дождя" - это люди разочарованные и замкнувшиеся. "Июльский дождь" как бы подводит итоги хрущевской "оттепели". Главная героиня - Лена, которую сыграла актриса Евгения Уралова - стала одним из главных символов "оттепельного" кино. В самой первой сцене она долго идет по Петровке, то выныривая из толпы, то снова теряясь среди прохожих, а за кадром звучит смесь радиопередач - то увертюра из "Кармен" Бизе, то трансляция футбола, то эстрадная музыка, то просто помехи. В этой сцене режиссер сравнивает свою героиню с лицами Мадонн с полотен мастеров Возрождения. Этим он как бы утверждает, что обычный человек не менее интересен, чем священные произведения искусства. "Июльский дождь" весь состоит из упоительно длинных кадров Москвы, долгого молчания, случайных сцен обыденной московской жизни. В фильме ведут фальшивые светские беседы, танцуют на вечеринках, поют под гитару. Главная героиня исповедуется по телефону незнакомому ей молодому человеку, давшему ей куртку во время летней грозы... Этот фильм - самая яркая память о неслучившихся надеждах 60-х. "Июльский дождь", как и "Был месяц май", и "Застава Ильича", навсегда останутся и в истории нашего кино, и в памяти тех, кто его любит. Спите спокойно, Марлен Мартынович!
Наталья Белохвостикова:
Это родной для меня человек. Этого просто не может быть, потому что это воспринимается как часть меня. Все его картины - это история страны. Я училась вместе с его сыном Игорем. Не знаю, что сказать, когда такой родной человек уходит.
Екатерина Мцитуридзе:
Ушел из жизни один из величайших режиссеров мирового кино Марлен Хуциев. Режиссер, любивший жизнь и любивший кино, режиссер, не снявший ни одной проходной картины, режиссер, чей каждый фильм был и остается событием мирового масштаба, режиссер, ни разу не пошедший на компромиссы, режиссер, который останется в наших сердцах благодаря особенной поэзии его фильмов, особой внутренней силе его героев, его уникальной манере рассказать историю, не навязывая точки зрения. "Заставу Ильича" я смотрю каждый раз, когда хочу убедиться, что кино может быть и таким. "Июльский дождь" - когда хочу напомнить себе о том, что все зависит от нас и нашего выбора каждый день. "Весну на Заречной улице" я вспоминаю через раз - "когда весна придет - не знаю, пройдут дожди, сойдут снега...". Она всегда звучит в моем сердце.
В ближайшие дни я напишу о том, как много лет назад я познакомилась с Марленом Мартыновичем, как он рассказывал нам о съемках "Весны на Заречной", как учил нас пить коньяк из прихваченных на случай серебряной фляжки и рюмочек, на фестивале в Белых столбах. Многоточие. Ставится в конце предложения или целого рассказа, если он не завершен. Пока наши сердца будут согреваться от ваших фильмов, ваш рассказ никогда не завершится, Марлен Мартынович... Покойтесь с миром! С глубоким уважением и любовью!
Андрей Плахов
Потеря. Очередная. Неизбежная. И особенно печальная. "Советского Антониони", или даже "грузинского Антониони", как его называли на Западе, больше нет. Фильмы "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") и "Июльский дождь" окончательно ушли в область истории, в область мифа. Светлая память.
Александр Котт
Это был теплый и очень искренний человек. Я поступал во ВГИК, когда он там преподавал. Мне удалось поступить. Мы после много общались, встречались с ним. Я скажу, что Марлен Хуциев изменил киноэпоху. Когда мы вспоминаем фильмы времен "оттепели", то в первую очередь вспоминаем о нем.
Андрей Колесников (Главный редактор издания "Русский пионер"):
До последнего Марлен Хуциев писал колонки в "Русский пионер". Не опаздывал, за последние три года ни разу не пропустил. В номер "Зов" просил позавчера разрешения сдать не во вторник, а в среду. А последняя из написанных, которую еще не публиковали, называется "Конец "Шанса". Он, конечно, использовал в жизни свой шанс. И ответил на зов.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...