Сергей Шнуров для HELLO.RU: "Нет ничего более сложного, чем сделать что-то простое"

Сергей Шнуров для HELLO.RU: Нет ничего более сложного, чем сделать что-то простое
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2017-6-23 17:22

13 июля группа, или как называет ее сам Шнуров, "группировка Ленинград" дает большой концерт в Москве, на стадионе "Открытие Арена", по случаю 20-летия. К этой дате приурочено издание книги "Ленинград. Невероятная и правдивая история", в которой описаны важные для становления коллектива моменты, собраны выдающиеся интервью Шнурова и его редкие фотографии - даже детские.

Идейный вдохновитель и лидер группы Сергей Шнуров музыкой не ограничивается: недавно в Музее современного искусства (ММОМА) в Москве открылась его выставка "Ретроспектива брендреализма", на которой Шнуров-художник (а по первому образованию он именно художник-реставратор) представил сделанные по его концепции арт-объекты, высмеивающие поклонников селфи, поп-культуру и нашу современную действительность.

В интервью он цитирует постмодернистских философов (Шнуров три года отучился на философском факультете Теологического института), рассуждая при этом о "никчемности" образования. Его клипы об абсурде нашей жизни получают награды на международных фестивалях, и Шнуров уже задумывается о большой форме, полном метре, способном изменить киноязык.

На пресс-конференцию в ТАСС, после которой и состоялось наше интервью, Сергей пришел в квадратных очках и рубашке камуфляжной расцветки. Этот образ отвязного рокера, который позволяет себе курить и материться в пресс-центре, - тоже камуфляж? Одна из масок петербургского интеллигента, занятого социальными экспериментами и понимающего искусство как пространство для диалога? Ответ на этот вопрос читается между строк.

Сергей, недавно вы обмолвились, что следующий шаг после выставки в жанре брендреализм - снять кино. Есть ли уже по этому поводу какие-то конкретные соображения?

Они есть, но я ими не готов делиться. Все очень призрачно, буквально вилами по воде. Обманывать я не люблю - мало ли чего-то не получится. Это не из соображений какого-то сглаза или прочей ерунды, просто говорить пока не о чем. Появится конкретика - первым делом с вами поделюсь.

Будет что-то в духе ваших клипов?

Пока неясно ничего, есть только приблизительное понимание.

Продолжая тему кино: вы отзывались о последнем фильме Звягинцева, тогда еще "Левиафане", что, мол, эта картина ничем не примечательна, поскольку не меняет киноязык…

Киноязык она не меняет, нет.

И вы упрекали режиссеров, которые снимают так, как будто еще не было "Железного человека". Форма, выходит, важнее содержания?

Дело в том, что форма и содержание идут рука об руку. Невозможно представить себе демотиватор без интернета. Ну, как ни старайся. Даже средство передачи играет роль. Поэтому все здесь должно работать одно на другое. Я заговорил о поиске нового киноязыка только потому, что это как раз отличает американское кино от русского. Мы до сих пор находимся в старой форме, не занимаемся поисками и разработкой новых форм. В отличие от той же самой Америки. Почему есть такое отставание? Потому что никто не думает о форме. Все думают о какой-то, б**, е**ной духовности - а кино смотреть неинтересно.

Вся ваша деятельность, творчество направлены на то, чтобы найти общий язык с массами. В то же время вы говорили, что неплохо было бы ввести в школьную программу историю искусств, чтобы люди могли разбираться в современном искусстве, переросли период романтизма и вступили наконец в постмодернизм…

Давайте не будем употреблять слово "массы", потому что это дискурс Ортего-и-Гассета начала 20-го века. Последний, кто оперировал этим понятием, был Бодрийяр, это 70-е годы. А сейчас, скорее, сеть, а не массы. Это совсем другое. После Дериды невозможно говорить о массах. Массы нет.

Под словом "массы" подразумевается как можно большее количество людей, с которыми можно установить контакт. А как насчет того, чтобы выводить их на более высокий уровень понимания? Вы ведь приняли участие в образовательном проекте "Арзамас", где записали как диктор аудиокурс лекций о современном искусстве, которые как раз призваны объяснить тем, кто ничего о нем не знает, что это за штука такая. Чтобы люди перестали бояться и начали понимать такое искусство.

"Арзамас" я сделал ровно потому, что этим проектом занимаются мои друзья. Вообще, по идее, факультативное, дозированное, маленькое образование - оно невозможно. Образование - вещь фундаментальная, к ней нужно подходить серьезно. Это такая штука, которая требует больших усилий и много времени. Короткими фильмами ты ничего не исправишь. Образование себе может позволить не каждый, в силу, опять же, психологических установок - все мы разные. Образование, б**, довольно дорогая и довольно никчемная штука.

При этом вы производите впечатление весьма образованного человека.

Ну, я себе могу это позволить, да (смеется).

То есть, вы считаете, что образование не для каждого доступно и не стоит пытаться это исправить?

Дело не в том, доступно оно или нет. Оно не каждому даже нужно. И это тоже надо понимать. Есть очень много людей, которым совершенно не интересно, б**, это сраное современное искусство. Ну просто неинтересно, и дело не в образовании - такие люди. А есть те, кому неинтересна рыбалка. Но это ведь тоже люди. Меня интересует, скорее, их взаимодействие. Попытка найти смычку, возможность разговора и возможность понимания друг друга - вот про что я.

Сергей Шнуров во время выступления группировки "Ленинград"

Очевидно, что вы человек философски мыслящий, да и других философов вон цитируете с лихвой. А творчество - это, скорее, стеб над низовой, массовой культурой. Почему такой диссонанс?

Понимаете, нет ничего проще, чем сделать что-то сложное. И нет ничего сложнее, чем сделать что-то простое.

Да, наверное… И все-таки хочется надеяться, что образование станет более доступно и люди заинтересуются тем же современным искусством. А то вы им не оставляете шанса.

Почему – я оставляю шанс. Интернет как раз дает такие возможности, вообще в принципе все к этому и идет. Если взглянуть даже на исторический процесс: в 2013 году образованных, вообще, умеющих писать в России было порядка 80 процентов. Сейчас пишут, разговаривают, читают - практически, все 100. Ну, какие-то чего-то там мычат. Посмотрите, какой прогресс, просто феноменальный! За сто лет люди получили такой инструмент, такой мощнейший навык. И требовать от них чего-то большего - ну простите меня... Эволюционные процессы, они не так быстры, б**. У нас хвост отваливался х** знает сколько столетий, да какое там - тысячелетий (смеется). А тут вы говорите - всем образование. Волшебной палочки нет!

То есть нужно просто получать удовольствие? Искусство – для чего оно тогда нужно?

За все искусство я говорить не буду, я не искусствовед, не Борис Гройс. Могу сказать по части наших концертов. Это некая социальная практика, пускай и кратковременная, пускай концерт идет два-три часа, а клип - 10 минут. Но все равно это то, что смотрят, я надеюсь, все. То место, то пространство, где стираются все социальные границы, где наше дифференцированное общество становится наконец-то обществом людей. Пускай это сделано такими приемами, но здесь во главе стоят абсолютно гуманистические задачи. В этом все дело.

Подробнее читайте на ...

образование шнуров искусство сергей кино что-то массы чего-то