Русские на Бродвее: репортаж с премьеры мюзикла "Анастасия" о выжившей дочери Николая II

Русские на Бродвее: репортаж с премьеры мюзикла Анастасия о выжившей дочери Николая II
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2017-5-10 20:10

Продюсер HELLO.RU Марина Савельева стала одним из первых зрителей спектакля в мировой столице мюзиклов - Нью-Йорке. О первых впечатлениях, знакомстве с актерами и "русских" корнях постановки - в эксклюзивном материале.

Когда лет пять назад продюсер театральной компании Stage Entertainment Дмитрий Богачев в одном из разговоров обмолвился о том, что мечтает поставить на Бродвее мюзикл "Анастасия", это казалось прекрасной, но несбыточной мечтой - для всех, кроме него самого. Несмотря на огромный опыт Богачева, благодаря которому в Москве с успехом были поставлены мюзиклы CHICAGO, Mamma Mia!, "Красавица и чудовище", "Русалочка", "Призрак Оперы", "Бал вампиров", "Поющие под дождем" и многие другие, возможность попасть на Бродвей была призрачной. Вследствие высокой конкуренции - здесь десятки мегауспешных постановок, буквально поглотивших театральный рынок Нью-Йорка, и множество продюсеров с мировым именем - успешно стартовать на бродвейской сцене сейчас могут лишь единицы, лучшие из лучших.

Миллионы туристов ежегодно приезжают на Бродвей и с удовольствием покупают билеты на Hello, Dolly! с гениальной Бэтт Мидлер, раскрученный и обласканный критиками Hamilton (в данный момент удача урвать билет на декабрь 2018 года) или "Сансет бульвар" с шестикратной номинанткой на "Оскар" Гленн Клоуз в главной роли.

Поверить в то, что легенда о дочери русского царя, да еще и в такое непростое в политическом плане время, сможет заинтересовать американскую публику и стать достойным конкурентом хитам Бродвея, мог, пожалуй, только Богачев. Несколько лет напряженных переговоров, десятки проведенных встреч и тысячи убедительных слов принесли плоды: 24 апреля 2017-го в театре Broadhurst между Седьмой и Восьмой Авеню состоялась премьера "Анастасии". Среди почетных гостей - оперный певец Пласидо Доминго, актриса Лиз Колэуэй, создатель мюзикла "Скрипач на крыше", либреттист Шелдон Хэнрик, актер, продюсер, исполнитель роли Джеймса Новака в сериале "Скандал" Дэн Букатинский, один из лучших режиссеров на Бродвее, двукратный обладатель Tony Джек О'Брайен.

"Анастасия" - очень красивая, насыщенная история, не оставляющая зрителей равнодушными. После окончания спектакля зал Broadhurst Тheatre взрывается аплодисментами, а вышедших на поклон актеров публика приветствует стоя. Исполнительница роли Анастасии Кристи Алтомар не скрывает радости: для нее это вторая главная роль на Бродвее, в 2012 году она играла Софи в мюзикле Mamma Mia! и мечтала повторить успех.

Анастасия была четвертой из дочерей Николая II. Официально считается, что она расстреляна вместе с семьей в 1918 году, однако в течение последующих лет объявились около 30 женщин, каждая из которых заявляла, что именно она - чудом спасшаяся княжна. Все были признаны самозванками, но в конечном счете именно они дали жизнь легенде.

"Анастасия" рассчитана на семейную аудиторию. Создатели спектакля не скрывают, что во многом опирались на знаменитый одноименный мультфильм 1998 года, однако осознанно ушли от откровенно сказочных направлений. Например, в мюзикле отсутствует такой персонаж, как дух Распутина. Вместо него антигероем выступает чекист Глеб Ваганов - сын одного из большевиков, казнивших Николая II. Максимально воссоздана атмосфера Петербурга и Парижа начала XX века, это стало возможным с помощью гармоничного сочетания живописных театральных декораций со зрелищными, предельно реалистичными видеопроекцями.

Особого внимания заслуживает одна из первых сцен спектакля - бал во дворце Романовых. При создании костюмов для этой сцены были учтены реальные исторические факты. За основу был взят знаменитый бал 1903 года, состоявшийся накануне Масленицы в Зимнем дворце. По задумке императрицы Александры Федоровны все гости были одеты в костюмы русской знати XVII века, и лучшие фотографы Петербурга запечатлели их для потомков. В 1911 году во Франкфурте-на-Майне на основе этих фотографий была создана колода карт, получившая известность как "Русский стиль" и сохранившаяся до наших дней. В королях и дамах колоды можно узнать и фрейлин императрицы, и великих князей, и даже самого Николая II. Бал в мюзикле "Анастасия" иллюстрирует тот самый бал 1903 года, ставший последней яркой вспышкой светской жизни времен правления императора. Потрясающие костюмы, задействованные в этой и других сценах спектакля, отмечены номинацией на TONY.

Один из секретов феноменального зрительского успеха "Анастасии" - в сочетании художественных и постановочных решений самого спектакля с изобретательным креативным маркетингом. В команде авторов, создателей, постановщиков и артистов - многократный лауреат премии Tony, самый успешный современный американский драматург Терренс МакНелли (автор сценария), обладатель "Золотого Глобуса" и Tony выдающийся композитор Стивен Флаерти и его соавтор поэтесса Линн Аренс, номинант премий Лоуренса Оливье и Tony, исполнитель главных ролей в мюзиклах "Призрак Оперы", "Отверженные" и "Сансет Бульвар" Рамин Каримлу (здесь у него тоже одна из главных ролей), актриса, известная нам по сериалам "Хорошая жена" и "Бухта Доусона", Мэри Бет Пейл (играет императрицу Марию Федоровну). К слову, именно игра Мэри Бет отмечена критиками Tony в номинации за лучшую женскую роль, а ведь изначально Марию Федоровну должна была играть Анджела Лэнсбери.

После спектакля Мэри Бет волнуется и спрашивает: не кажется ли зрителям из России спектакль слишком сказочным? Все ли получилось? Ведь несмотря на то, что мюзикл частично основан на мультфильме, эта история не о фантазиях, а о надежде.

Переживания актрисы понятны, сыграть и не переусердствовать, воплощая на сцене такую персону как Мария Федоровна - задача задач. Пожалуй, в драматическом плане это самый сложный персонаж спектакля. Сама Мэри Бет в свои 76 лет восхищает грацией и женской красотой. Мы смотрим на нее, не отрывая глаз, и по очереди повторяем: "You are so beautiful!" Она улыбается в ответ и рассказывает о том, как мечтает приехать в Россию, как любит Ахматову, и вспоминает, что уже бывала когда-то в Москве, Петербурге и "каком-то городе "Н". Долго думает, перебирает незнакомые названия, которые мы ей подсказываем... "В Нижнем Новгороде!" - внезапно восклицает Мэри Бет и смеется. Трудно поверить, что эта ни на минуту не перестающая улыбаться женщина на сцене способна перевоплотиться в сдержанную и всегда собранную мать последнего российского императора, на долю которой выпало столько испытаний.

На протяжении 50 лет я читала книги о русской истории, слушала музыку русских композиторов, не зная, что когда-нибудь это мне так пригодится, - рассказывает актриса. - Я обожаю все, что связано с Россией. У меня дома стоят 3 книжных шкафа с русской литературой. Я никогда не понимала, почему они здесь, думала: может, я была русской в прошлой жизни? А потом я получила эту роль! Чудеса!

Ей вторит и автор сценария Теренс МакНелли:

Образованные американцы очень интересуются русской культурой. В американских университетах курс русской истории пользуется огромной популярностью. И при создании образов своих героев, при постановке мюзикла, мы очень трепетно и с уважением относились к России и ее особенностям. Мы показываем на сцене красивую легенду о реально существующем персонаже русской истории, при этом понимая весь драматизм того, что произошло на самом деле, расколов пополам весь мир на следующие сто лет!.

Наутро после премьеры всей небольшой группой, приехавшей поддержать Дмитрия Богачева из Москвы, нервно мониторим СМИ и читаем, читаем. Сначала - осторожный, но позитивный отзыв в Daily Mail, через пару часов - восторженный и резюмирующий от NBC: "На Бродвее появилась новая звезда. И имя ей - "Анастасия". Еще через день узнаем о девяти номинациях на престижную театральную премию Drama Desk Award, а спустя несколько, уже в Москве, - о двух номинациях на Tony.

Это успех.

Мюзикл отличный, - отзывается о спектакле Пласидо Доминго. - Прекрасный актерский состав, режиссура Дарко Тресняка феноменальна. Я уверен, что это шоу на Бродвее ждет долгая жизнь. 

И все же лучше всего об "Анастасии" говорят факты: на ближайшие месяцы билеты раскуплены, кассы ежедневно обновляют табличку Sold out, а если пройти мимо театра около 7 вечера, когда начинается спектакль, то можно увидеть огромную очередь, выстроившуюся из сотен желающих увидеть мюзикл.

Поздравляя автора идеи и концепции мюзикла Дмитрия Богачева и творческую команду постановки, спрашиваем: ждать ли "Анастасию" в России? Ответ утвердительный - они займутся российской постановкой мюзикла в 2018-2019 году, благодаря чему мы сможем увидеть покорившее Бродвей шоу уже у себя дома, в Москве.

Подробнее читайте на ...

спектакля tony русской анастасия бродвее бал мюзикла бет