2015-3-8 20:00 |
Накануне репетиций спектакля "Опасные связи" Рената Литвинова встретилась в Париже с художником по костюмам Али Махдави и обсудила образ ее героини маркизы де Мертей.
Накануне репетиций спектакля "Опасные связи" на сцене МХТ им. Чехова Рената Литвинова встретилась в Париже с художником по костюмам, знаменитым фотохудожником Али Махдави и обсудила образ ее героини маркизы де Мертей. Об этой встрече специально для HELLO! Рената написала эссе.
- Долгие годы я дружу с фотографом, режиссером, художником Али Махдави. Когда-то в Париже на открытии выставки ко мне подошел необыкновенный, как из 20-х годов, одетый с иголочки, с пребелой кожей и беретом набок молодой денди - это был Али. Я поразилась, что этот ослепительный человек вдруг знает мое имя - актрисы из России. С ним была его соратница - стилист Наталья Максимова, русская по происхождению, такая же богемная и особенная... Так мы познакомились, и я открыла для себя "мир Али" с его черно-белыми женщинами-дивами, вопреки времени - совершенными.
Так сейчас не снимает никто - Али словно цитирует свет из великих черно-белых фильмов 30-40-х годов, редактируя и утончая лица, как это делал когда-то со своей музой Марлен Дитрих режиссер, открывший миру ее лицо, - Эрих фон Штрогейм. Я знала работы Али и до знакомства, но была уверена, что этот великий фотограф жил давно-давно и его уже нет в живых! И как бы я хотела, чтобы он снял меня именно так, как Штрогейм снял когда-то Дитрих, и... вдруг этот художник "оживает"! Все-таки мечты сбываются, и люди так недооценивают силу воображения! Я наколдовала себе встречу со своим идеальным "режиссером лица". И никто не снимал меня с таким восхищением, под светом Али я превращалась в недосягаемую звезду, с которой нет шанса встретиться, потому что таких здесь больше нет...
С тех пор нас связало множество проектов, обложек и рекламных съемок для Rado, Carrera y Carrera, Vogue, мы даже запланировали совместный фильм, и между всех планов возникло еще одно волшебство - театральный проект "Опасные связи" по роману Шодерло де Лакло в МХТ! Французский режиссер Марсьяль Ди Фонсо Бо хотел поместить события прошлых веков в наши дни - настолько они современны и сейчас, а роль злодейки - феминистки-интриганки маркизы де Мертей - отдать мне.
Пересматривая фильм Милоша Формана "Вальмон" по сценарию Жан-Клода Карьера, который авторы отдали нашему режиссеру как основу для постановки (Милош с Жан-Клодом даже решили приехать перед премьерой и все проверить!), я восхищалась точными диалогами героев, а главное, своей ролью - образом маркизы. Оставшись вдовой, она не приемлет уз брака и любой несвободы. Цитирую: "Я не позволю быть кому-то недовольным мною". Даже для современной женщины - это смело и недостижимо. Судьба наказывает де Мертей, но как мне было упоительно побыть ею - хотя бы играя роль. Эта женщина как раз из "мира Али": он уже давно "репетировал" эту героиню в своих фотографических историях - сильную, небытовую, незабываемую, никому не принадлежащую.
Мы с режиссером предложили Али сделать костюмы для спектакля. Каждый раз, оказываясь в Париже, я стараюсь повидаться с Али, а сейчас у нас был повод - обсудить эскизы костюмов для маркизы де Мертей. Мы встретились в моем любимом отеле Plaza Athenee - здесь после войны долгое время жили Марлен Дитрих и Жан Габен, а в последние годы жизни она поселилась в доме напротив - ее окна выходили ровно на окна их с Жаном номера. Как гласит легенда, Дитрих платила огромные деньги, чтобы на подоконник их комнаты высаживали красные цветы, в то время как фасад гостиницы украшали только белые.
...Али приехал со своими эскизами, которыми он напомнил мне Жана Кокто - одной линией нарисовать характер. Я тут же спросила его: "Кто она для тебя, эта де Мертей? Холодная развратница или феминистка?" - и клацнула кнопкой на диктофоне... Пошла запись, а он... молчал. "Нет, - наконец сказал Али. - Я не буду тебе отвечать... Это меня сковывает, я не смогу говорить свободно. Я лучше напишу.
На бумаге я смогу восхищаться так же, как во времена Шодерло де Лакло, и меня никто не прервет. Ведь "Опасные связи" - это письма, восторженные письма... Я пришлю тебе письмо. Ведь надо держаться концепции! И я буду писать о тебе в третьем лице".
Когда Али вышел из номера и закрыл дверь, я сказала: "Конечно, ты ничего не пришлешь. Сейчас никто не пишет писем".
Письмо Али Ренате
"Почему я, фотограф и режиссер, решил отвлечься на театр, оставив на время все остальное? Конечно, все началось с детства. Изначально я хотел стать дизайнером одежды и проучился в школе Дебулли и затем в школе Бопре в течение трех лет. Затем четыре года я работал в студии Тьерри Мюглера, занимаясь созданием вещей и аксессуаров. И за это время я понял, что мода с ее сменами сезонов и постоянно создающимися коллекциями меня интересует не так сильно, как гламур - мир, который я открыл для себя благодаря своей маме. До семи лет я жил в Иране, моему отцу принадлежали фабрики, мы жили в огромном доме с 12 слугами и поварами, два раза в год мама ездила в Париж на показы от-кутюр и всегда брала меня с собой.
Она была самой красивой для меня, я даже ругался с ней, когда она одевалась очень просто. И уже с детства рисовал эскизы, вдохновляясь образами мамы. В революцию мы все потеряли и бежали из страны, отдав последние деньги, чтобы нас перевели через Курдистан. Меня привязывали к спине осла, и в таком виде по ночам проводники нелегально перевозили нас. Так мы оказались в Париже, где нас ждали большие проблемы - у нас совсем не было денег. Но то, что случилось, я расцениваю как удачу! Если бы я не уехал из Ирана, то продолжал бы бизнес отца и никогда бы не стал фотографом. В Париже я был вынужден рассчитывать только на себя - так я стал создавать свой собственный мир.
Я поступил в школу прикладных искусств на курс по рисованию и скульптуре. По окончании школы я организовал выставку своих фоторабот, так как увлекся фотографией еще в студенческие годы, при этом не забывая своей страсти к созданию костюмов. Но для меня одежда для женщин всегда была процессом, результат которого - украшение женщины. Мне никогда не хотелось модулировать свои творения в соответствии со временем, тенденциями или собственным эго. Мои вкусы в целом достаточно просты. Моими источниками вдохновения в первую очередь являются мода 30-х годов и, конечно, Марлен Дитрих в ее эпоху работы с режиссером Йозефом фон Штернбергом. Также 50-е и творения Кристобаля Баленсиаги и 70-е, коллекции Ива Сен-Лорана в объективе Хельмута Ньютона. Это была эпоха свободной женщины, простого кроя, при этом подчеркнутой элегантности без излишеств.
Мне кажется, на этом мода и должна была остановиться, она достигла своего идеала. Мне непонятны изыски современных дизайнеров, состязающихся, кто пришьет рукав на спину или сделает прозрачнее наряд. Несомненно, и сегодня есть дизайнеры, которые соответствуют моему видению моды: Тьерри Мюглер, Клод Монтана, Джон Гальяно и Аззедин Алайя, поскольку их одежда также подчеркивает женскую красоту, при этом имея свою индивидуальность и узнаваемый почерк. И я надеюсь скоро выполнить нечто конкретное - ведь, несмотря на то что я больше известен как фотограф моды, я всегда вынашивал множество идей по созданию костюмов. И как только Рената предложила мне сотрудничество для ее будущей роли в пьесе "Опасные связи" (один из моих любимых романов о мести и страсти), я не задумываясь согласился, понимая, что это идеальнейший способ удовлетворить мои фантазии дизайнера.
Начнем с параллелей. Конечно же, практически невозможно провести параллели между маркизой де Мертей и реальными женщинами, так как она была частью высшего общества XVIII века и жизнь, которой она жила, в ту эпоху разительно отличалась от жизни обычных женщин. Скорее всего, в своем романе Шодерло де Лакло создал образ женщины, которая родилась в его воображении, и в этом мы с ним похожи - обычная реальная женщина меня не интересует, меня вдохновляют фантазия, страсть, красота. Хотя взгляд автора на любовь, страсть и месть - какими он описывает их в романе - актуален и в наши дни.
Мне кажется, даже через тысячу лет женщины будут готовы положить на алтарь все что угодно, пожертвовав даже собой, дабы удовлетворить желание мести в любовной сфере. Именно поэтому я с такой радостью буду работать над этой пьесой, она - вне времени.
Я очень много думаю о Ренате - для меня она совершенно уникальна и как женщина, и как актриса, она обладает своим удивительным стилем, который невозможно сравнить ни с каким другим. Рената удивительным образом соединяет в себе женственность и элегантность другой эпохи, чего не удается достигнуть ни одной из современных актрис. Я влюбился в Ренату с первого взгляда. Много лет назад мне рассказала о ней моя однокурсница, художница русского происхождения, и, когда я увидел фотографии Ренаты, это для меня было одновременно явлением, шоком, потрясением. Для меня дивно убедиться, что такого плана актрисы существуют, в то время как большинство современных актрис прилагает все силы к тому, чтобы изуродовать себя.
Мне непонятно, почему в современном кинематографе наблюдается такая тенденция - чем уродливее актриса, тем она считается одареннее. И многие красивые актрисы годами добиваются ролей, чтобы сыграть ущербных, ампутированных, бездомных созданий. И после я познакомился с еще одной русской девушкой, стилистом Натальей Максимовой, которая стала моим близким другом, и мы часто обсуждали Ренату, мечтали о встрече с ней. И тут мне повезло. Я был на вернисаже и, несмотря на свою стеснительность, подошел к Ренате, чтобы сказать, что восхищаюсь ей и мечтаю ее фотографировать. И был польщен - Рената знала мои работы, не понимаю откуда, и с тех пор мы много раз работали вместе.
Каждый раз я пытался сделать ее еще красивее, чем она есть на самом деле, но это оказалось совершенно невозможным, поскольку она идеальна. Но когда она появляется на сцене - это еще одно событие, она использует приемы, которые совершенно вне времени, и главное - они вечны, ее красота и манера не могут устареть, через столетия Рената будет так же актуальна, как и сейчас. Она из тех актрис, которых можно причислить к классике золотого века Голливуда, актрис 30-х, 40-х, 50-х годов, при этом она остается совершенно современной.
Именно она сама и служит для меня вдохновением в создании костюмов для "Опасных связей", Рената безумно подходит для роли маркизы де Мертей, но ее основное отличие от ее героини в том, что она человек несказанной доброты, с огромным сердцем и вряд ли обуреваема такими же чувствами и желанием мести, иначе бы мы не были близкими друзьями. И потому я ищу, как соединить в один образ мое видение де Мертей и мою любовь к Ренате. Нам обоим нравится фильм "Бульвар Сансет" с Глорией Суонсон в роли Нормы Десмонд, где актриса выглядит безумно элегантно, но в то же время трагично, и я думаю, что смогу соединить все эти образы воедино, чтобы получить свою де Мертей.
Я попытаюсь сделать большинство костюмов достаточно облегающих силуэтов, в стиле Баленсиаги и Диора, используя современные технологии и ткани, которые не существовали в эпоху этих дизайнеров, я хочу также использовать технологии 3D в создании принтов, я вижу эти костюмы в очень ярких цветах, иногда в оттенках несколько агрессивных и несочетаемых, дабы усилить образ того сумасшествия, которое происходит в голове де Мертей.
Я несколько раз был в России, в Москве и Санкт-Петербурге, и меня завораживает русская душа, в которой уживается столько страстей, когда все - через край. Мне нравится эта экстремальность. Сегодня люди счастливы, завтра хотят покончить жизнь самоубийством, сегодня они так тебя любят, что готовы перерезать себе вены ради тебя, завтра ненавидят и пойдут на преступление, и все это чаще всего беспричинно, просто происходит какой-то щелчок в голове. Россия - страна богатой культуры. Мне нравится ее чрезмерность, даже в своей утонченности вы можете быть безмерны. Но в современной России меня больше всего вдохновляет Рената.
Красота от природы сама по себе меня мало интересует, мне нравится красота, которую мы создаем и придумываем для себя, и Рената - эдакая Жар-птица, настоящая икона, потому что она сама создала и выбрала красоту, к которой она хотела бы принадлежать. Да, для меня она главный источник вдохновения как актриса и как икона моды и стиля, даже скорее стиля, чем моды, потому как она вряд ли интересуется модой как таковой, она создает и поддерживает свой собственный стиль. Она настоящий человек-оркестр, талантливый режиссер, потрясающий художник (недавно я увидел ее рисунки), она безупречно видит свет, перспективу, пространство. Рената - настоящий представитель России: экстравагантная, утонченная, страстная и талантливая".
...Я прочитала это его письмо, будучи уже в Москве - на своей кухне, в ночи, вынула из торжественного конверта напечатанный по-русски текст... Мне сразу захотелось позвонить Али в Париж - сколько фраз благодарности и любви перекрикивали друг друга... Но был четвертый час утра, я прервала гудки в телефоне на девятом звонке. Окрыленная его словами, я подумала, что все это он написал и про самого себя - щедрого, уникального и беззащитного. Я разбирала на своем столе рисунки, эскизы Али, уже представляя, как он "дорежиссирует" своим видением образ первой "феминистки" - моей героини маркизы де Мертей. Она более "никому не позволит быть недовольным" ею.
Стиль: Наталья МаксимоваMake-up: Angloma для Sisley
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...