Рената Литвинова о "Кинотавре", матриархате в русском кинематографе и недооцененных гениях

Рената Литвинова о Кинотавре, матриархате в русском кинематографе и недооцененных гениях
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2015-6-12 03:53

Представляем новую авторскую колонку приглашенного звездного редактора HELLO.RU Ренаты Литвиновой.

В июне приглашенным редактором сайта HELLO.RU стала Рената Литвинова. В прошлый раз Рената поделилась 10 неизвестными фактами о себе, тема сегодняшней колонки - фестиваль "Кинотавр".

- В эти дни в Сочи проходит "Кинотавр", и это редкая возможность увидеть весь русский артхаус. Несмотря на его полную "непрокатность" в наших кинотеатрах, это живое доказательство, что он все-таки существует! Картин в конкурсе достаточно много, плюс большой список дебютантов, а я всегда пребываю в ожидании таланта, который всегда вдохновляет.

13 июня - в "любимое" число - перед самым закрытием будет показан фильм Анны Меликян "Про любовь", которая достаточно творчески активизировалась в последнее время. Если материал не вошел в ее основную картину, Анна не выбрасывает ничего, а нарезает самостоятельную короткометражку. И тоже выставляет ее на конкурс. Женщина-режиссер - когда-то это было явление и редкость в режиссерской профессии, сейчас это уже данность. Матриархат пришел и в русский кинематограф - в институте кинематографии, ВГИКе им. Герасимова, сценарный факультет которого я когда-то оканчивала, невозможно было встретить больше одной девушки на операторском или режиссерском факультетах. В основном это были очень крупные и статные девушки-иностранки. Даже на сценарном - от силы - две-три дамы и то не очень молодые, "с опытом". Сейчас же все иначе, девушек чуть ли не больше, чем юношей. Они активней. Это даже не зависит от степени их одаренности - они просто более мотивированнее и сильнее, таковы мои наблюдения.

Лично я снялась в одной из новелл фильма "Про любовь" - этого откровенного, даже вызывающего высказывания Анны. Более того, в основном конкурсе она не единственная женщина-режиссер. Редко снимаясь, я имела опыт работы и с женщинами-режиссерами и с мужчинами-режиссерами, среди них были такие выдающиеся авторы, как Кира Муратова, Алексей Балабанов или Питер Гринуэй. Сравнивая тот свой опыт работы - с уже официальными и признанными гениями в своей области, - не могу сказать, что Кира как-то выбивалась своей "женскостью" на съемочной площадке. Конечно, она никогда не плакала, однажды даже плакала я, как "актриса на нервах", но Кира - никогда. Она всегда была точна, немногословна, как и Леша Балабанов - этим режиссерам всегда хватало двух дублей, третий дубль - если только попросит артист... в отличие от той же Анны Меликян, которая словно ищет "смысл-ответ" в безумном количестве дублей, когда персонаж проигрывает перед ней по много раз одну и ту же сцену. Совсем другой способ поиска. Сейчас есть потребность у режиссеров снимать и монтировать кино мелко и дробно, как киноклип, это стало позволительно отчасти и из-за технических прорывов - когда-то давно все снимали на пленку и были ограничены ее количеством.

Я помню первые фестивали в Сочи, когда приезжала с фильмом "Увлечения" Киры Муратовой - помню эпизод, когда мы сидели на сцене с Лешей Балабановым (с ним я тогда вообще была не знакома, нас просто посадили под какие-то дурацкие зонтики на сцене перед вручением призов). И вдруг под наш с ним зонтик зашла знаменитая режиссер Лилиана Кавани и пригласила меня сниматься в своем фильме. Леша сидел мрачный, Лилиана приняла меня за полячку, я ответила, что вообще не актриса и не собираюсь сниматься дальше! Впоследствии жизнь моя сложилась несколько иначе, невольно начинаешь верить, что нельзя сопротивляться судьбе, потому что она рано или поздно "выруливает" и нужно к ней прислушиваться.

Чем прекрасны фестивали, особенно если ты в жюри: это возможность смотреть прекрасные фильмы - по два или три в день - и среди всего этого, подчас невнятного и неталантливого "мусора" или неблизкого мне по жанру социального кино, вдруг находить настоящие "бриллианты"! Так когда-то я посмотрела на Берлинском фестивале фильм "Семейка Тененбаум". Я была в восторге от работы этого режиссера, но все в жюри обругали его, никто не поддержал, чтобы отметить эту удивительную картину. Прошло 13 лет, в этом году картина "Гранд-отель Будапешт" неоцененного тогда режиссера Уэса Андерсона получила "Оскар". Он был для меня в то время настоящим кинематографическим открытием со своим придуманным миром, который мог показывать только он один.

Таким среди русских режиссеров был и Леша Балабанов. Сейчас его цитируют, он вдохновляет и оправдывает существование множество режиссеров театра и кино, а по сути не получил никого особенного приза нигде! Лучшие картины почему-то никогда не получают главные призы, есть в этом некоторая закономерность.

Подробнее читайте на ...

когда-то кира балабанов работы анны кино рената режиссеров