2016-9-16 12:52 |
Чтобы перечислить продюсеров знаковых московских мероприятий, достаточно пальцев одной руки. И первый палец мы загнем напротив имени Алексея Бокова, стоявшего у истоков столичной светской жизни. В портфолио основателя продюсерского агентства BOKOVFACTORY значатся такие проекты как церемония GQ "Человек Года", конкурс ТЭФИ, премия "Женщина года Glamour", фестиваль Тарковского, фестиваль Довлатова, фестиваль современной хореографии Context, опера "Щелкунчик", комьюнити Patriki Daily... И этому списку нет конца и края.
В преддверии запуска нового проекта Бокова - выставки к 10-летию бизнес-школы "Сколково" - HELLO.RU встретился с Алексеем, чтобы узнать, почему он разлюбил гламур, как внедряет инновации в искусство и зачем обучает дочь арт-хаусу.
Алексей, у вас такая многогранная профессия, что объяснить ее смысл однозначно не так просто. Вы сможете?
Я бы назвал себя "событийный продюсер", тем более что сам ввел в лексикон светской Москвы этот термин. Раньше все продюсеры ассоциировались только с шоу-бизнесом. Существовал стереотип восприятия, согласно которому продюсер - эдакий Карабас-Барабас, дергающий марионеток за ниточки. Когда 20 лет назад я начал заниматься продюсированием в Москве, у меня был опыт работы на американском телевидении, на российском телевидении, поэтому я пытался позиционировать себя иначе, показать людям, что продюсер не обязательно должен продвигать другого человека. Это дирижер, который объединяет оркестр; человек, отвечающий за многие процессы - креативные, экономические, финансовые, медийные... Он развивает проект в целом и создает тенденции. С этим посылом я начал заниматься культурным менеджментом в сферах, которых в России тогда не касалась рука продюсера. Например, лет 15 назад на фестивале "Мода и стиль в фотографии" я получил награду "Серебряный венок" в номинации "Арт-продюсер года". Больше этой номинации в "Серебряном венке" не было. Я очень рад, что был первым, поскольку дал понять, что современное искусство нуждается в продюсировании, а не только в галеристах, кураторах и музеях.
До того как заняться современным искусством и тому подобными вещами вы долгое время отвечали чуть ли не за каждое знаковое светское мероприятие в Москве. В какой момент светские тусовки перестали вас прельщать?
Знаете, аудитория в этом вопросе разбилась на два лагеря. Одни меня клянут: "Почему он выступает против светской жизни, ведь сам же был идеологом жанра?" Просто общество изменилось. Когда эта самая светская жизнь зарождалась, журнал Vogue мог отдать под чей-нибудь день рождения несколько полос. Сейчас нет людей, дни рождения которых будут так масштабно показаны в глянце. В те времена главные редакторы не были медийными персонами и в журналах печатали звезд. Сейчас, грубо говоря, Ксения Собчак более медийна, чем тот журнал, который она возглавляет. Все нивелировалось, изменилась среда, которая связана с этими именами.
Что есть фундамент для сегодняшней светской жизни? Веселье и хроника. И кому она сегодня нужна? 15 лет назад все это было иначе, все это было концептуально интересно, потому что вкусы у общества только формировались. Теперь же все сформировано и воплощено в достаточно большой бизнес. Я уважительно отношусь к журналам со светской хроникой, но сейчас они - про другое, хроника превратилась в рутину, в ней стало мало "первых лиц". Пусть представители глянца начнут кидать в меня камнями, но сейчас не журналы, а сайты делают медийный продукт быстрее и интереснее - даже сайты этих же глянцевых журналов. Печатка существует, но она не так востребована.
Несмотря на немилость к журнальной хронике, среди ваших друзей - сплошь светские персонажи.
Не спорю, у меня много известных друзей, которые в большом количестве появляются на обложках глянца. Но с каждым из них связана определенная история, это не друзья "для галочки", чтобы потом перечислять всех их в интервью. На моем дне рождения могут встретиться крупный бизнесмен, известный артист, топовый телеведущий, знаменитый художник и официант из какого-то бара, с которым мы общаемся много лет. У меня нет классовых делений и нет одного дня рождения для родных, другого - для известных друзей, третьего - для сотрудников. Я зову тех, с кем я дружу и кого хочу видеть. Это искренне. Дружба со многими медийными личностями возникает в процессе работы и изначально основывается на уважении профессиональных качеств. Например, во время творческого процесса мы подружились с Вадиком Мамышевым-Монро, с Айдан Салаховой, с Павлом Лунгиным, с которым до начала работы над фестивалем Андрея Тарковского даже не были знакомы. Со многими друзьями меня связывают общие дебюты: например, с Ренатой Литвиновой мы впервые показали ее работы в качестве фотографа, с Тимофеем Колесниковым сделали его первую фотовыставку в музее. Сейчас я сотрудничаю с дебютантом-фотохудожником Кириллом Поповичем - недавно закончили съемку арт-проекта к 10-летию школы управления "Сколково".
Что это за проект?
Выставка сделана к юбилею школы "Сколково", которую за эти годы окончило огромное количество интересных людей. Среди них много известных медиаменеджеров: Даня Шарапов, Слава Духин - глава канала "360°" - и многие другие. А есть, например, люди искусства, как Вася Церетели. Когда я предложил Васе и руководству школы сделать арт-проект "Сколково. Будущее", тут же включился брейнсторм. Что же такое будущее? Оно такое зыбкое, непонятное - технологии, инновации... Но на самом деле будущее - это наши дети, дети, которые родились у выпускников "Сколково" за все эти 10 лет. Например, моя дочка Ангелина родилась в тот год, когда я поступил в Школу. А поскольку "Сколково" ассоциируется с атласом будущих профессий, мы создали для детей интересные образы: девочка Катя - инженер, работа с робототехникой; мальчик Никита - архитектор виртуальной реальности.
Когда вы презентуете выставку?
17 сентября состоится премьера проекта в "Сколково", а 17 октября открываем мультимедийную часть в МОММА на Петровке, где будут представлены не просто фотографии, а "живые" картинки. "Сколково. Будущее" - это наш слоган, проект мы назвали "От эскиза на бумаге до космолета". Он отражает вектор происходящего, к тому же мы привлекли к этому инновационного производителя бумаги International Paper - партнера "Сколково".
Вы упомянули, что ваша дочь родилась в тот год, когда вы поступили в "Сколково". Как получалось все успевать? Ведь вы с дочкой неразлучны.
К сожалению, нельзя остановить время и сначала поучиться, а потом начать заниматься дочкой. Это такой вечный непрерывный процесс. Сейчас, например, я могу в 6 часов забрать дочку из детского сада, к 7 часам поехать с ней в мою Школу событийного продюсирования на лекцию к студентам. Она сидит со мной в аудитории, иногда веселит студентов и очень удивляется, когда я кого-то ругаю. Просто на нее я никогда не повышаю голос, у нас полная гармония.
Вы как продюсер как-то продумываете, выстраиваете ее будущее?
Я ни в коем случае не стараюсь изобрести какую-то систему ее развития, я выступаю за вовлеченность в процесс и за свободу творчества. Начиная с ее 8 месяцев мы начали посещать различные развивающие клубы, сейчас она полноценно ходит в детский сад, в балетную студию Ксении Белой. Кстати, эту студию мы выбрали именно потому, что преподаватели здесь занимаются с детьми ритмикой, вовлечением. Ангелина вряд ли станет новой Олей Смирновой или Дианой Вишневой. Хотя если моя дочь станет великой балериной, я не буду против - только за. Но много лет занимаясь культурными проектами, сотрудничая с Дианой Вишневой, я прекрасно понимаю, какой это адский труд. Если Ангелина окажется готова к этому адскому труду - хорошо. Но я бы никогда на этом не настоял.
Также Ангелина занимается с моей подругой, художником Айдан Салаховой, которая дает ей уроки арт-хауса. Я очень благодарен ей за это, поскольку в ее уроках нет системы, каких-то раскрасок и историй, которые детей в чем-то ограничивают. Это очень вдохновляет ребенка развиваться.
А что может вдохновить вас на создание того или иного проекта?
Меня очень сильно вдохновляют инновации. Но инновации не с точки зрения техники, а с точки зрения новых современных способов решения тех или иных ситуаций. Например, в визуалистике - это современное искусство, в современном искусстве - это добавленная и виртуальная реальности, в телевидении - различные приложения, будь то приложения "Второго экрана" или кастинговые. Мне интересная живая, развивающаяся культура.
Вы в своей работе иногда отказываетесь от некоторых фестивалей, которые потом живут своей жизнью. Это и фестиваль Context, который создавался совместно с Дианой Вишневой. И вот свежий пример - фестиваль Довлатова.
Иногда мы с партнерами начинаем смотреть на один и тот же проект по-разному. Это совершенно нормально - проговорить такие вещи, обсудить все совместно и порой отправить проект в самостоятельное плавание. В частности, фестивалем Довлатова мы решили не заниматься, поскольку у нас с псковской дирекцией театров оказалось несколько разное видение контентной части фестиваля. У дирекции свои прикладные задачи в области, которые отличаются от концепции фестиваля живой культуры международного плана. Хочется, чтобы фестивали были новым словом, да еще не только по меркам области и страны, но и за ее пределами. Формировалось бы в том числе положительное мнение зарубежной прессы, зарубежных гостей об актуальности российской культуры. Поэтому я вместе с командой кураторов в лице Айдан Салаховой, Павла Каплевича, Веры Полозковой, Андрея Плахова в этом году к фестивалю отношения не имею.
Вы всегда продюсируете только то, что вам нравится, или в первую очередь смотрите на коммерческую составляющую?
Мне повезло: я как бизнесмен расставил приоритеты и в культурных проектах имею возможность не всегда заботиться о деньгах. Я сделал определенные вложения, которые позволяют мне не думать о том, что я должен на культуре зарабатывать. Могу позволить себе социальные и образовательные проекты, не приносящие мне денег. Но мне, как и всем людям, нужно содержать семью, поэтому, само собой, я делаю и коммерческие вещи, провожу фестивали, которые финансирует государство. Конечно, я делаю это не бесплатно.
Вы сказали, что образовательные проекты не всегда приносят вам доход, но это не останавливает вас от того, чтобы продолжать делиться своим опытом. Вы не задумываетесь о том, что взращиваете своих же конкурентов?
Я буду счастлив, если конкуренции в сфере продюсирования станет больше. Через меня прошло, наверное, полторы тысячи студентов и сотрудников, которые пооткрывали 250 агентств со схожей схемой. Дай бог из них осталось штук 15. Я за них рад, я их поддерживаю и буду поддерживать всегда. Но, к большому сожалению, их агентства выдерживают от 3 до 7 лет. С чем это связано - однозначного ответа нет. Может, нужно интенсивнее развиваться в индустрии, придумывать свои индивидуальные форматы, а не идти по проторенному пути. При этом я вырастил плеяду продюсеров, которые пошли своим путем - не стали, как я, заниматься театральными проектами и организовывать фестивали, а пошли в кино, какие-то другие сферы. И это правильно: я не говорю студентам делать что-то под копирку, я стараюсь научить их развивать сознание, смотреть на пример, но делать что-то свое.
Есть какой-то новый опыт, который вам хотелось бы получить?
Мечтаю выучить китайский язык, но все никак не начну. Мне очень нравится Китай, я даже делал студенческий проект в Шанхае. Азия меня привлекает, хочется в эту сторону развивать свое будущее.
На протяжении всего разговора меня не покидает ощущение, что в вашем дне далеко не 24 часа.
В нем все 48 (смеется)! При этом я живу чуть ли не на две страны - с Кремниевой долиной, с Лос-Анджелесом постоянно на конференц-связи. Я пытался найти, купить или, как покемона, поймать замедлитель времени, но ничего не вышло. Сразу возникло еще больше новых проектов и идей, и времени стало еще меньше. Я такой, и ничего с этим поделать не могу.
Благодарим бар OPEN за помощь в организации съемки
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...