2017-8-31 15:06 |
Главными героями 7-го международного кинофестиваля "Край света" стали вовсе не Петр Федоров (один из самых популярных, талантливых и красивых актеров России) и не Алиса Хазанова (красавица и умница, актриса и режиссер), а два Алексея - продюсер Алексей Агранович и программный директор Алексей Медведев. За три года работы они не столько сделали фестиваль главным культурным событием края, сколько принесли сюда надежду - на то, что реализовать себя можно здесь и сейчас, не уезжая с родного острова. Год назад, когда в области сменился губернатор и привел с собой новую фестивальную команду, весь город буквально восстал против этого решения и добился возвращения Аграновича с Медведевым. И вот на церемонии открытия вернувшихся фестивальных организаторов встречали шквальными овациями.
Секрет этого успеха в том, что Агранович и Медведев стараются предложить здешнему зрителю не "все лучшее в мировом кино сегодня", а что-то близкое именно этому месту. Зрители смотрят фильмы про себя - про что-то понятное и близкое, даже если сюжет разворачивается в тайской тюрьме или грузинском суде. "Мира нет, есть только остров", - Алексей Медведев цитирует со сцены французского философа Жака Деррида, - и зал отзывается аплодисментами.
"Край света" на самом деле больше, чем кинофестиваль, - говорит продюсер фестиваля Алексей Агранович. - Это социокультурный проект, который призван менять качество жизни людей, живущих на острове. Потому что именно культура и ее возможности позволяют достаточно быстро и с минимальными затратами изменять ландшафт - как внешний, так и внутренний. Менять жизнь. А кино в нашем случае играет роль сигнального костра. Это тот стол, за который мы садимся. При этом разговоры, которые мы за ним ведем, могут касаться чего угодно. Кино - это ведь еще и мощное культурное зеркало, отражающее реальность.
Петр Федоров и Сергей Яхонтов
Перед международным жюри в этом году - непростая задача: в культурном зеркале этого года один фильм лучше другого. Возглавляет жюри видный документалист и педагог Марина Разбежкина, воспитавшая несколько поколений режиссеров, среди которых Валерия Гай Германика и Наталья Мещанинова. Разбежкина - непререкаемый авторитет в жюри, часами увлекающая коллег беседами об увиденных фильмах.
Это суровая работа - просмотр и разбор картин, - говорит член жюри Петр Федоров. - Для меня, как для начинающего, никому не известного режиссера - это и работа, и учеба, и аналитика, и огромный кредит доверия. Когда мы с коллегами по жюри выходим из нашей тайной комнаты, мы нередко выносим оттуда очень интересный эмоциональный багаж, который меняет наше отношение к фильмам. Меня это образовывает и для меня это, безусловно, интереснейший опыт.
Недавно Петр снял как режиссер фильм-клип на собственную музыку с Александром Палем в главной роли, осенью он будет выложен в интернет. На Сахалин Федоров привез 8-миллиметровую камеру и время от времени что-то на нее снимает, чем привлекает внимание местных жителей, которые наперебой предлагают ему новые и новые сюжеты.
Петр Федоров
Есть в жюри еще один режиссер-дебютант - актриса Алиса Хазанова. Ее первая режиссерская работа - "Осколки", показанная на фестивале, выйдет в прокат в ноябре. "Осколки" - авторское размышление Алисы о том, что время для каждого течет по-разному, и о том, что проблемы в голове каждого из нас ходят по кругу и вырваться за этот круг человек может только сам. К Алисе на "Край света" прилетел муж - Дмитрий Шохин. В титрах фильма он - сопродюсер, на фестивале - лучший, кто поддерживает. Сильная, смелая и решительная Алиса Хазанова, представляя свой режиссерский дебют, заметно волнуется. А Дмитрий на выходе из зала замечает, что в небе - радуга, и это хороший знак. Еще в жюри - японский мультипликатор и оскаровский номинант Кодзи Ямамура и режиссер и философ из Индии Ананд Ганди.
В каждом фильме фестиваля так или иначе поднимается тема человеческой свободы. Одна из самых ожидаемых премьер здесь - "Заложники" Резо Гигинеишвили. История семи молодых красивых талантливых грузин, которые так хотели вырваться за пределы Советского Союза, что решили угнать самолет, и эта попытка обернулась страшной трагедией. На фестиваль Резо прилетел вместе с величайшим грузинским актером - Автандилом Махарадзе, сыгравшим в "Заложниках" отца одного из угонщиков. Днем позже на "Краю света" показали "Покаяние" - фильм, сделавший Автандила Махарадзе мировой звездой. На встрече со зрителями Авто Махарадзе рассказывает историю о том, что трагедия "Заложников" произошла именно на съемках "Покаяния", а один из угонщиков - юный грузинский актер Гега Кобахидзе - играл в "Покаянии" сына Автандила Махарадзе. После случившегося роль была переснята и сделала звездой другого грузина - Мераба Нинидзе, который тоже снялся у Резо Гигинеишвили.
Ваш фильм нам очень близок, - говорит жительница Сахалина на обсуждении "Заложников", - мы тоже живем в границах острова, и многие хотят улететь отсюда.
В этом отчаянном признании и заключается главная проблема острова Сахалин - российского региона с весьма завидными экономическими показателями, жители которого в поисках самореализации мечтают отсюда уехать. Поэтому фестиваль "Край света" активно работает с жителями города, как бы посылая им сообщение - "возможно все прямо здесь и сейчас".
Резо Гигинеишвили, Автандил Махарадзе и Алексей Агранович
В этом году на фестивале работают 6 творческих мастерских. Предварительная запись в них закончилась еще в начале лета. И это неудивительно: мастерские ведут главный редактор отменного образовательного ресурса Arzamas Филипп Дзядко, сценарист Елена Ванина (написавшая "Лондонград" и "Отпимистов"), лучший travel-журналист России Геннадий Иозефавичус. И если кинематографические мастерские занимаются азами кинопроизводства, то Иозефавичус, например, учит подопечных рекламировать свой край через еду: в первый день занятий ученики проводят мастеру экскурсии по рыбному рынку со всем изобилием даров моря. Даже у Геннадия, обозревателя лучших ресторанов мира, горят глаза от разнообразия крабов, клешней, креветок, гребешков, сортов рыб и яркости икры. Домашнее задание - приготовить из купленного реквизита что-нибудь по местным рецептам. Следующее занятие - пикник на берегу моря с фотосъемкой. Сахалин идеален для создания travel-гайдов. От красоты здешней природы захватывает дух.
Резо Гигинеишвили и Автандил МахарадзеЕвгений Гришковец
Некогда самый мрачный уголок России - сегодня рай для туризма. Крупнейшая в России уголовная каторга была также и каторгой политической. Здесь сидели многие политические ссыльные - университетские профессора, ученые, революционеры-народовольцы, они же работали в местных школах, библиотеках и больницах и невольно внесли огромный вклад в духовное и культурное развитие общества. Один из них - Иван Павлович Ювачев - отец Даниила Хармса. На Сахалине он отбыл 8 лет каторги, стал заведующим метеостанцией, занимался картографией и написал несколько брошюр про климат острова.
Во время ссылки он познакомился здесь с Чеховым, который сделал его прототипом революционера в своем "Рассказе неизвестного человека". А когда на Сахалине появился собственный флот, Иван Ювачев стал капитаном первого сахалинского парохода. Сам Чехов пробыл здесь три месяца, после чего написал книги "Из Сибири" и "Остров Сахалин", которые не просто имели огромный резонанс в России, а привели к серьезной реформе содержания ссыльных, а потом и вовсе к упразднению каторги. Теперь именем Чехова здесь названо все, что можно: улицы и театр, музей и библиотека, школы и кафе, город и даже пищекомбинат и судоремонтный завод.
Еще одним летописцем Сахалина стала режиссер Оксана Бычкова. Каждый год она приезжает на фестиваль из любой точки мира, где бы ни была. В этот раз Бычкова привезла сюда документальное кино "Папин пароход".
Оксана Бычкова
Дело в том, что Оксана - уроженка Сахалина, а папа Оксаны - настоящий капитан. Когда в семье родилась младшая дочь, Оксане было 5 лет, и чтобы облегчить жизнь жене, папа стал брать Оксану в дальние арктические рейсы. Пароход был для нее и домом, и детским садом, и детской площадкой.
На капитанском мостике можно было покрутить штурвал и покричать "Лево руля!", посмотреть в бинокль на дельфинов и акул, - рассказывает Оксана Бычкова. - Я висела на всех трапах, отрабатывая акробатические трюки, стучала в радиорубке "точка-тире". А по вечерам в кают-компании показывали кино, и мы смотрели на пленке хиты советского проката. Все в мире казалось мне идеальным - море, судно, папина команда.
Оксана рассказывает, что мечтала стать моряком, но девушек в мореходку не брали. Она уехала в Москву, стала режиссером и сняла полные нежности фильмы "Питер FM", "Плюс один", "Еще один год", а потом, уехав на южные моря, сделала фильм о тех людях, с которыми она выросла на ледяном Охотском море. Фильм показали в кинотеатре под открытым небом, собрался ведь Южно-Сахалинск, и казалось, что даже не улице потеплело от эмоций людей, живущих в этом красивом, но суровом краю.
Вообще, каждый пятый житель города приходит на фестиваль. Это уникальная статистика. И пока столичных гостей переполняют эмоции от возможности доставать руками из воды гигантских устриц, сахалинцы заполняют фестивальные кинозалы и примеряют на себя судьбы экранных героев. Кто бы они ни были - японцы или венгры, врачи скорой помощи ("Аритмия") или лауреаты Нобелевской премии ("Почетный гражданин"), рыбаки из Северной Кореи ("Сеть") или жертвы закрытых границ СССР ("Заложники"), жители Сахалина смотрят это кино и забирают увиденное в свою жизнь.
Конечно, я хожу на ваш фестиваль, - рассказывает водолаз, ныряющий за морскими гребешками. - А где мне еще увидеть людей, которые так расскажут про мою жизнь, что я решу что-то в ней изменить?
Текст: Елена Слатина
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...