2016-5-31 18:36 |
В преддверии премьеры альманаха "Петербург. Только по любви" HELLO.RU публикует цитаты Ренаты Литвиновой, Авдотьи Смирновой и других режиссеров о городе и картине.
6 июня в Сочи стартует "Кинотавр 2016", фильмом открытия которого станет альманах "Петербург. Только по любви" (прежнее название - "Петербург. Селфи"). Эта картина - семь историй о городе, семь признаний в любви, сделанных женщинами-режиссерами: Ренатой Литвиновой, Авдотьей Смирновой, Анной Пармас, Натальей Кудряшовой, Аксиньей Гог, Натальей Назаровой и Оксаной Бычковой. В преддверии премьеры HELLO! знакомит читателей с картиной поближе и публикует цитаты ее авторов - о Петербурге, кино и любви.
сюжеты новелл - в галерее, кликните на фото:
За 300 с лишним лет, что стоит на Неве Санкт-Петербург, он становился героем не одного романа, местом действия множества фильмов. Поделенный на квадраты дворцов-колодцев и параллельные прямые улиц, он подходит для развития драматических сюжетов лучше любых придуманных декораций. Именно по петербургским улицам ходили герои Алексея Учителя, Александра Сокурова, Алексея Балабанова... А сам город в их глазах был по-мужски суров и угрюм, часто жесток и недружелюбен.
"Существует мнение, что в Петербурге холодно и неуютно", - отмечают продюсеры альманаха "Петербург. Только по любви" Наталья Смирнова и Наталья Дрозд. Новый фильм, по их словам, поборется с этим степеотипом. А средством борьбы станут женские голоса: именно женщины - через призму своих отношений, влюбленностей, прошлого и настоящего - расскажут о городе.
Впервые я побывала здесь в 18 лет, - говорит первый режиссер проекта и автор новеллы "Аничков мост" Наталья Кудряшова. - Это было время странствий, безденежья и смысла. Смысл "валился" из всего, что попадалось на пути. У мира были другие черты, время еще было бесконечным, а путешествие не являлось синонимом отдыха, не измерялось бонусами, удобством и количеством звезд. Счастье не было причинным, и мир давал обретать себя просто так, ни за что. Мы были открыты, свободны и пусты естественной легкой пустотой молодости. Я была рядом с тем, который должен был быть навсегда.
Я поехала в Питер автостопом из Нижнего Новгорода, где я тогда жила. Я добиралась на машинах, "на собаках", как тогда называли электрички, ночевала на вокзалах и наконец приехала в город. Надо было где-то жить, и мы поселились на чердаке, на 9-й линии Васильевского острова. Утром я готовила кофе на спиртовой таблетке, расчесывалась и шла в Эрмитаж, сидела целыми днями на набережных и влюблялась в город. Вечером я шла к своему личному чердаку и была очень счастливой и свободной. Наверное, для меня Питер - это рок-н-ролл, свобода.
Я никогда не участвовала в альманахах и, честно говоря, короткий метр - это сложный для меня жанр, - продолжает Наталья. - Мне понравилась идея, я переписала сценарий и начала работать. Питер туристический и Питер настоящий - два разных города, Питер нельзя предугадать заранее, нельзя прочертить в нем запланированные маршруты, Питер для туристов ничем не отличается от десятка красивейших городов мира, но Питер мой - тот, который можно бесконечно открывать и удивляться, Питер, который можно ненавидеть и любить, с которым можно разговаривать, - это совсем другой город, не из путеводителей. Питер вне стереотипов. Мне очень захотелось об этом рассказать.
Увидеть в петербургской классике анархию удалось 26-летней Аксинье Гог - выпускнице ВГИКа и самой молодой участнице альманаха, снявшей новеллу "Селфи":
Есть Петербург - столица культуры и духа прошлого, есть Питер - буйство андерграунда. Для меня это город, где может произойти что угодно. А еще тут выдувает мозг - я оправдываю это прямыми проспектами: ветер, сквозняк.
С воздухом связана и новелла Аксиньи, в которой местом действия стала продуваемая всеми ветрами питерская крыша.
Наталья Назарова, снявшая короткий метр "Просто концерт", описывает Петербург одним словом - "бесконечный".
В Петербурге я впервые побывала в шесть лет, - говорит Наталья. - Он поразил меня своими трамваями и нескончаемым Эрмитажем. Меня туда водили каждый день, и было ощущение огромной прекрасной усталости от искусства. Потом я там побывала в восемнадцать лет, одна. Утро начиналось с чая с конфетой "Петушок" и длинного путешествия все к тому же Эрмитажу. Видимо, ощущение, что не досмотрели, осталось. Была дождливая погода, и я купила дождевик. Я шла через Невский в этом дождевике и была счастлива. Этот город, если охарактеризовать его одним словом, бесконечный.
Я выбрала сюжет о хоре мальчиков, потому что история моей семьи связана с музыкой. Ученица моей бабушки сейчас поет в Капелле. Мне очень дорога мысль, что пространство Петербурга - это упорядоченное классическое пространство, что оно само по себе влияет на человека. Хор - это также упорядоченное совместное действо, формирующее человека. Наша героиня, будучи простой крановщицей, невольно тянется к этой упорядоченности и красоте.
Нарушить питерскую строгость помогают напитки горячительные. Как поет группа "Ленинград" - "В Питере - пить". Режиссер клипа на одноименную песню, родившаяся в Ленинграде Анна Пармас, сняла для альманаха новеллу "Девочки". В ней нет Сергея Шнурова, Нева не выходит из берегов, есть только "девочки": женщины, бабушки, оставшиеся одни в северной столице.
У режиссеров Оксаны Бычковой и Авдотьи Смирновой с Петербургом особые отношения. Десять лет назад Бычкова уже признавалась городу в любви пронзительным фильмом "Питер FM"; в альманахе ее новелла называется "Утро". Авдотья Смирнова в 90-е годы из шумной Москвы перебралась в Питер, а в 2012-м - в фильме "Кококо" поселила Анну Михалкову и Яну Троянову в одну из квартир. В новелле Смирновой "Выгул собак" снова Михалкова и снова в Питере - теперь уже вместе с коренным ленинградцем Михаилом Боярским.
Я приехала в первый раз одна в Ленинград, когда мне было пятнадцать лет, - рассказывает Авдотья Сминова. - Была зима, я вышла из поезда, села в метро. Доехала до Кировского проспекта (сейчас он Каменноостровский), пошла по нему к дому Ильи Александровича Авербаха, друга моего отца, и минут через десять подумала: я хочу жить в этом городе. Потом, окончив школу, я обзавелась друзьями среди питерских художников. Тимур Новиков, Олег Котельников, Вадим Овчинников, Влад Гуцевич - с ними было так интересно, что лет с восемнадцати я стала почти каждые выходные приезжать в Петербург. Жила у дочери Ильи Авербаха, ставшей моей близкой подругой, Марии Авербах. А когда мне было двадцать лет, я вышла замуж за петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова и осталась в Питере. Прожила там двадцать два года. И до сих пор очень скучаю по нему. Мне в Москве тяжело, нервно и муторно. А Петербург - город с тихими странностями. Мне в нем хорошо.
Сюжет новеллы "Выгул собак" написан давно, лет восемь назад. Я тогда завела собаку Яшу (он жив-здоров, совершенно комический скотч-терьер) и, гуляя с ним, много наблюдала за собачниками. Так и придумала.
И наконец, последний голос альманаха - Рената Литвинова, которой утонченный Петербург подходит как хорошо сшитое платье:
Для меня Петербург всегда ассоциировался со встречами и расставаниями, с белыми ночами, съемками на "Ленфильме", с моим другом Алексеем Балабановым, нелегальными квартирниками "Аквариума" и группы "Кино", когда я еще училась в институте кинематографии; с походами в Эрмитаж с дочерью и хранителем итальянской гравюры этого музея - Аркадием Ипполитовым... И с вечными угрозами о разведенных мостах! Но прежде всего - это город красивых людей. Многих уже нет, а так я бы всех их собрала в один кадр! И красной строкой - это город, в котором родился Иосиф Бродский, - рассказывает Рената.
Именно Бродский, олицетворяющий для Ренаты Петербург, и стал героем ее фильма "Сны Иосифа". "Идеальный, невстреченный мужчина", загадочный и многоликий - он одновременно и идеальный житель этого города. Полного контрастов и неожиданностей, далекого, но все-таки очень родного. И конечно же, своего для всех и каждого.
кликните на фото для просмотра галереи
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...