2018-10-25 20:00 |
На постере фильма красуется ярлык "Современная Лолита". От романа Набокова здесь разве что электричество, которым пронизаны отношения зрелого мужчины с девушкой, не обладающей опытом, но уже осознающей свою сексуальность. Название фильма отсылает не к играм добродушных гигантов в африканской саванне из серии Animal Planet, это о размере кровати, достаточном для целомудренной ночевки. После премьеры фильма мы договорились поговорить с Михаилом о прозе и новой картине. Однако Михаил, человек уникальный не только в области юмора и стиля, но и в сфере коммуникации тоже. Впрочем, Владимир Набоков также предпочитал общаться посредством писем. "Так будет лучше, поверьте", - заверил Михаил.
Михаил, расскажите, какой литературой увлекались в детстве, какие авторы на вас повлияли? У вас очень узнаваемый парадоксальный юмор. Чьи традиции вам близки – Гоголь, Салтыков-Шедрин, Зощенко, Ильф и Петров..?
Я не могу похвастаться серьезной начитанностью. В детстве, как и все, читал приключенческие книжки. Все эти "Три мушкетера", "Остров сокровищ", советские книги про разведчиков. Но любил, естественно, Крапивина. Крапивин давал и силы жить, и смысл жизни. Причем, не только самими произведениями, но и фактом ожидания новой публикации в "Пионере". Среди достаточно депрессивной школьной и детской действительности было понимание того, что через месяц выйдет новый журнал с Крапивиным, и жить становилось проще. Говорить же о природе юмора у себя самого неудобно, я вряд ли смогу найти аналогию. Скажу больше: мне не кажется смешным ни Гоголь, ни Щедрин, ни Зощенко. То есть, я понимаю, что это должно быть смешно, но это не смешно.
Вы безжалостно высвечиваете обывательскую примитивность, ограниченность. Ваши рассказы это некая терапия для вас? Возможность выхода из этого приземленного мира?
Я обычно наделяю всеми своими недостатками главного героя, а остальных героев делаю положительными. Таким образом борюсь с недостатками в себе, как бы говоря: "Смотрите, я это вижу, я над этим иронизирую, не подумайте, что я такой на самом деле".
Вы очень наблюдательны, проницательны. Тяжело ли жить с таким "встроенным рентгеном"? "Читая" мысли, все движения душ окружающих?
Не думал об этом, но это очень похоже на комплимент, отказываться от такой оценки глупо. Просто соглашусь.
Как вы относитесь к Москве? Это город, где вы постоянно живете или приезжаете по необходимости? Есть ли у вас здесь любимые места?
Я из Орла, в Москву переехал давно. К Москве отношусь хорошо. Просто я в принципе ко всему отношусь хорошо. Любимых мест нет.
На пресс-конференции поле премьеры вашего предыдущего фильма - "Кино про Алексеева" - вы говорили, что отказались от названия "КСП" из-за его непонятности, хотели чтобы зритель не был обманут, понимал, на что он идет. Каким образом возникло название "Слоны могут играть в футбол"? И почему на этот раз не были столь щепетильны?
КСП (Клуб Самодеятельной Песни) - это аббревиатура из прошлого, ее многие бы не поняли. Зачем называть кино так, чтобы никто не понял о чем речь? А "Слоны могут играть в футбол" - да, звучит странновато, парадоксально, но это просто предложение из слов русского языка, которые все знают. Думаю, как минимум, это название обращает на себя внимание. Оно странное. Ну и после просмотра фильма становится понятно - почему кино так странно называлось.
Из чего родился замысел фильма "Слоны могут играть в футбол"? Из какого-то разговора, наблюдения?
Да, там есть эпизод, когда герой покупает в цветочном магазине букет на день рождения своей взрослой дочери. Я был свидетелем подобной сцены в жизни, и поведение этого человека дало начало развитию всей истории.
Главный герой Дмитрий нуждается в чем-то большем, чем обычные отношения. Верите ли вы в дружбу между мужчиной и женщиной? Знаете ли реальных мужчин, нуждающихся исключительно в платонической любви?
Странно, что вы спрашиваете о мужчинах, как будто женщинам только и нужна платоническая любовь. Думаю, это не вопрос пола. Те "странные" отношения, которые показаны в фильме, это вопрос склада души и жизни, если так можно выразиться. Вопрос того, как сложились жизнь и душа.
На обсуждении фильма "Слоны могут играть в футбол" с Антоном Долиным звучала такая тема: ваши герои мужчины – представители рационального, а женщины – иррационального. Можно пойти еще дальше. Есть ощущение, что практически все ваши женщины, несмотря на разный тип, темперамент, личные качества, не очень умные. Ими движут эмоции, они сами до конца не знают, чего хотят. Свойственен ли вам сексизм в той или иной форме?
Только в иной. В той - никогда. Но я бы с вами не согласился. Я считаю, что в моих историях, и в кино, и в прозе, женщины умнее и мудрее мужчин.
Как относитесь к проявлениям феминизма, к тому, что мужчины с женщинами в отношениях все чаще меняются ролями и границы пола все больше размываются? Кажется вам это нормальным, противоестественным, или вы просто бесстрастно и безоценочно наблюдаете за такими изменениями?
Мне совершенно все равно. Мне кажется, самое лучшее, что каждый из нас может сделать - это никого не оценивать и не лезть в чужую жизнь.
Вы писатель, композитор, режиссер, практически "человек эпохи Возрождения". Каким образом происходило ваше внедрение в смежные или даже отдаленные друг от друга сферы? Нужна ли вам была смелость, чтобы решиться зайти на новое поле?
Я был бы человеком эпохи Возрождения, если бы занимался одновременно очень разными вещами, например, математикой и живописью или боксом, астрономией и поэзией. А кинорежиссура и литература – это настолько близкие гуманитарные вещи, что на Леонардо я не тяну. Это все равно, что заниматься прыжками в высоту без шеста и с шестом. Но спасибо, мне было очень приятно.
В сборнике "Почерк" у вас есть фантастический рассказ про изобретение кинематографа. Там вы "подсматриваете" за Пушкиным, Дантесом и их современниками. В каком времени или романе вам хотелось бы оказаться, с какими героями или реальными людьми было бы интересно пообщаться?
Я хотел бы пожить в "Трех мушкетерах", побыть другом Д'Артаньяна, поплавать в поисках капитана Гранта… Ну и в какой-нибудь фантастической истории - тоже. Полетать на космолете в серебристом костюме. А с реальными людьми… Было бы интересно перенестись к Моцарту и поставить ему Маккартни, и к Пушкину – дать послушать Высоцкого.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...