2017-1-24 20:45 |
К сожалению, наверное, в первый раз роман нам кажется таким, каким нам представляют его учителя. Безусловно, "Анна Каренина" - великий роман, но к нему многие относятся поверхностно... как, знаете, иностранцы порой выстраивают параллель символов: Россия - водка, медведи, балалайка... и вот там на каком-то месте будет Анна Каренина - женщина, бросившаяся под поезд. Куча предрассудков, невероятное количеств мнений и суждений в том числе.
И, конечно, в воздухе витает "Ах, Анна, у нее была идеальная любовь, а она, несчастная, по какой-то непонятной причине бросилась под поезд. А ведь рядом с ней всегда был блестящий красавец - некий Вронский - идеал всех женщин". Вот такое представление об идеальной трагической любви. Но на самом деле, честно говоря, это бред.
Мною роман был прочитан несколько раз во время подготовки к фильму, а после был тщательно проработан вместе с режиссером и партнерами. После того как из романа были вычленены малозаметные факты биографии Вронского (на самом деле - определяющие его фигуру!), я могу сказать, что это абсолютно частная история двух людей с неидеальными характерами. И будь на их месте другие персонажи, все бы закончилось иначе.
Вронский достаточно молод. Чтобы убрать представление о нем как об идеальном красавце, скажу, что ростом он был около 1,60 м, лысоватый, с волосатой грудью, а во второй части еще и с бородкой. Далек от того представления, в котором его принято трактовать, не правда ли?
Большинство читателей романа цепляются за образ "блестящего офицера" - именно так описал героя Толстой. Но важно понимать, что блестящий офицер для того времени - это человек, который прежде всего серьезно блюдет интересы своего полка. Полк для Вронского - единственное сообщество, которое он очень хорошо знает, ведь его отдали на учебу в возрасте 8 лет. Полк того времени, грубо говоря, как банда. Если кого-то из ее участников обидят, обидчика нужно будет обязательно призвать к ответу. Вот что значило тогда понятие "блестящий офицер". И это вовсе не значит, что Вронский - прекрасный человек в жизни.
В системах актерской игры, созданных Станиславским и Чеховым, есть такое понятие как сверхзадача. Если коротко, чтобы сыграть роль, актеру важно понять, чего именно хочет его герой от жизни. Куда он движется и добился ли он этого в конце фильма? Это - определяющее.
Анализируя личность Вронского, вспомним: у него неидеальная семья. Отец умер рано, мать - женщина, которая имела громадное количество романов еще при жизни мужа. Какого же человека она могла воспитать? Она отдала его в пажеский кадетский корпус, самое элитное заведение России на тот момент. По сути, мама "сдала" его в некое сообщество и продолжила жить своей жизнью. Там он был воспитан. Между тем, это было самое развратное учебное заведение России. У Вронского не было абсолютно никаких моральных установок о семье, не было положительного примера перед глазами. Он не знал, как вести себя с женщинами, вернее, он знал только, как это делать в соответствии с этикетом.
Взаимоотношения с Китти он не рассматривал как нечто серьезное. Не мог подумать, что его действия (чай, приглашение в гости, танцы) воспринимаются как ухаживания, возможность продолжения отношений с потенциальным замужеством в будущем. Он не понимал, что ломает судьбы.
Вронский следует своей интуиции, живет, словно щенок: где ему хорошо, туда и пойдет. Думаю, Вронский хотел семейного уюта, того, чего он был лишен все детство. Кадетский корпус выпускал светских офицеров, тех, кто становился "лицом" страны. Вне войны они посещали балы, приемы... И Вронский ходил на эти балы, видел много семейств: мамы, папы, дети. В общем, тех, у кого есть защита, семейный тыл. Ему не хватало этого, он хотел восполнить брешь. Отсюда дружба с Китти, он ходит к ней как к сестре, а не как к невесте.
В Анне он увидел потенциальную жену. Она чуть старше, свободна внутренне, обаятельна. Он выбирает ее объектом своей любви, но живет с ней одним днем, это видно по его поведению. Анна сообщает, что беременна - и у него коллизия, он нерешительно начитает соображать, что же делать. Он недальновиден, к сожалению, он таким не воспитан. Он не умеет отвечать за свои поступки. Во всех критических моментах ведет себя очень мягко. Часто Толстой вольно или не вольно повторяется, когда описывает конфликт с Анной. Вронский говорит: "Успокойся" и понуро вешает голову. Это единственный инструмент воздействия, другими он не владеет.
Когда я впервые читал роман, меня очень раздражала Анна. Потом начал бесить уже Вронский. Парень, топни ногой! Разбей вазу! Покажи характер, чтобы Анна поняла, что рядом с ней находится мужик, а не маленький мальчик. Но этого не происходит. В этом и есть трагедия Анны и Вронского. В этом и есть та частность, о которой я говорю. Она не мифологична.
Я люблю своего героя и жалею его. Сочувствую и ему, и Анне.
Все актеры, собравшиеся на съемочной площадке сериала, замечательные. Не буду перечислять всех, боюсь кого-то пропустить. Наш режиссер Карен Георгиевич Шахназаров очень скрупулезно относился к кастингу. У меня пробы были, наверное, раз шесть. Моя жена Лиза Боярская исполнила главную женскую роль. Это чистое совпадение. Но, если честно, я не вижу никого другого в этой роли. Нам не приходилось преодолевать барьер привыкания. Это очень интимная история, а партнерское доверие в таких обстоятельствах играет важную роль.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...