2015-4-28 21:10 |
Режиссер Ренат Давлетьяров рассказал о том, как он снимал новую экранизацию повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...", которая выходит в прокат 30 апреля.
Режиссер Ренат Давлетьяров рассказал HELLO! о том, как он экранизировал знаменитую повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие...": новый фильм выйдет в прокат 30 апреля, в преддверии 70-летия Победы.
Впервые эта пронзительная, трагическая и вместе с тем светлая история подвига пяти молодых девчонок-зенитчиц, которые ценой своей жизни остановили немецких диверсантов, была опубликована в 1969 году в журнале "Юность". Вскоре режиссеры Юрий Любимов и Станислав Ростоцкий, взяв за основу драматургию повести, создали самостоятельные произведения - спектакль в Театре на Таганке в 1971 году и двухсерийный кинофильм годом позже. Постановка Любимова стала легендарной, картина Ростоцкого вошла в золотой фонд советского кино.
С тех пор экранизировать повесть вновь никто из российских режиссеров не решался вплоть до сегодняшнего дня. 43 года спустя, в канун 70-летия Победы, на экраны выходит фильм Рената Давлетьярова "А зори здесь тихие..." с молодыми артистами в главных ролях. Неудивительно, что еще до премьеры многие восприняли эту работу как вызов. Впрочем, режиссер, соавтор сценария и продюсер картины Ренат Давлетьяров так не считает.
Недавно я встретил Владимира Меньшова, и он говорит мне: "Ну, ты герой!" Спрашиваю: "Почему?" "Ну, - отвечает, - покуситься на святое..." А я, признаюсь вам, не понимаю этого беспокойства. Да, были спектакль Любимова и фильм Ростоцкого, ну и что? Давайте тогда перестанем ставить чеховскую "Чайку", ведь ее в 1898 году уже поставил гениальный Станиславский... Я сделал не ремейк фильма Станислава Ростоцкого - у меня нет на это прав, - а новое кино по повести Васильева, одной из моих любимых книг, которую я захотел экранизировать. Да, полвека назад Ростоцкий снял замечательнуюоторые не стареют. Все изменилось - ритмы, средства художественного выражения, пластика кино. Скажу больше: многие не то что книгу Васильева не читали, они даже фильм 1972 года не видели,
рассказал режиссер Ренат Давлетьяров.
Ренат, в 90-е годы российские режиссеры и продюсеры пытались делать кино на американский манер, а теперь все чаще обращаются к отечественному материалу, советскому опыту. С чем это, по-вашему, связано?
Говоря о великом советском кино, мы имеем в виду картин 300, которые вошли в золотой фонд. А ведь в СССР снимали по 600 картин в год. То же могу сказать и об американском кинематографе. Если отбросить всю идеологию, то у них надо учиться снимать кино хорошо. Не зря же радикальные большевики посылали Эйзенштейна с Александровым в Голливуд постигать профессию. Другое дело, что у России свои цивилизационные коды, в которых мы живем и творим. Если в 90-е многие поверили в миф об общечеловеческих ценностях, то сейчас мы избавились от некоторых иллюзий и начали делать свое кино.
"А зори здесь тихие..." выходят накануне 70-летия Победы. Фильм патриотичный?
Я знаю несколько больших режиссеров, которые, как только захотели послать месседж, приступая к работе над очередной картиной, потерпели полный крах. Я считаю, что снимать кино - значит рассказывать историю, и все. Так группе и заявил: мы снимаем военный триллер. Патриотичное наше кино, хорошее или плохое, нам скажут зрители, когда картина выйдет на экран. Настраиваться - мол, мы хотим снять очень важное, пафосное и духоподъемное - гиблое дело, путь в никуда.
Знаете, я состою в различных экспертных советах, принимающих решение о финансировании того или иного проекта. И вижу, как ведут себя сценаристы, продюсеры - начинают презентацию проекта с разговоров о том, как сильно они любят Родину. У меня сразу возникают нехорошие ощущения. Это какая-то спекуляция. О любви с порога не кричат. Любовь к Родине, она либо есть, либо нет. В моей мысленной анкете нет вопроса, стоило ли сдавать Ленинград. В той войне, в которой, кстати говоря, погиб мой дед, такого выбора не стояло. И вести войну "по-европейски", с деликатными расшаркиваниями тоже шансов не было. Это была страшная война на уничтожение, священная война за жизнь.
Читать повесть Бориса Васильева без слез невозможно. Все героини погибают. Иыло ощущение гордости. На фокус-группах, которые мы провели перед прокатом, 80 процентов зрителей после просмотра говорили: "Да, чувствуем, что победа будет за нами". Порадовало.
На этих фокус-группах зрители плакали?
Да. На "Зорях" я видел плачущего сурового продюсера Влада Ряшина и еще разных взрослых серьезных мужчин со слезами на глазах. Это лестно, не скрою. И, вообще, вы знаете, я тут с тревогой ощутил, что мог бы работать в Болливуде. Я типичный режиссер индийского кино - над моими фильмами все плачут. В конце апреля выходят "А зори здесь тихие...", 21 мая - ностальгическая комедия о 70-х "Однажды", а осенью - триллер "Чистое искусство". И все фильмы вызывают у зрителей слезы. (Смеется.)
Насколько трудным был для вас кастинг? Непросто подобрать такой актерский ансамбль, тем более женский, чтобы все сработались.
Не знаю, слышали ли вы, но в моих съемочных группах никакой демократии нет - абсолютная монархия! Я выбирал каждого актера под конкретный персонаж и думал только о герое. Вот Петя Федоров кастинга не проходил. На первый взгляд он такой, каким мы привыкли его видеть, - не похож на старшину Васкова, деревенского мужика, но стоит только пристально всмотреться... Для этой роли он набрал 15 килограммов, отпустил усы. А вот девочек искали. Они должны были быть разными: черненькая, беленькая, рыжая... На кастинг пришли совершенно неожиданные актрисы. Например, Кристинка Асмус, которую я на пробах увидел впервые. Мне нужен был такой воробышек, сирота потерянная Галя Четвертак. А тут пришла Асмус. Красивая, с синими пронзительными глазами, высоко поднятой головой. Но, как только на нее надели форму, она тут же вошла в образ: шинель, пилотка и огромная грубая гимнастерка, из которой торчит тонкая шея. В таком виде она отыграла одну сцену, где старшина заставляет больную героиню пить спирт. После этого я перестал проводить пробы на эту роль. Кристина была именно такой Четвертак - детдомовкой, зашуганным маленьким существом, какой я ее себе и представлял.
А все актрисы читали повесть до съемок?
Да, и не только девочки. Петя Федоров посмотрел фильм в семь лет, в восемь прочел книгу, был очень впечатлен историей. А знаете, кто не читал? Немцы, которые приехали играть немцев. Актеров мы выписали из западной Германии, с такими истинно арийскими лицами. Они профессионалы, но неизвестны широкой европейской публике и раньше никогда не были в России. Первым городом, в котором оказались парни, была не Москва или Санкт-Петербург, а Кондопога в Карелии. И почти сразу их везут на площадку, в лес, где они видят меня, совсем не похожего, согласитесь, на русского режиссера. Человека, который почему-то кидается рацией, кричит, ругается...
Об этом, наверное, отдельное кино надо снимать.
Да. И вот они на дрожащих ногах подходят, а я через переводчика говорю: "Я работаю по двум системам - Станиславского и звездюлей. Это означает следующее... Вот видите, парень идет понурый? Это потому, что он плохо сыграл. А он, между прочим, исполнитель главной роли, звезда российского кино. Смотрите, что сейчас будет". "Что ты наиграл сегодня, гад!" - кричу Федорову.
У Пети, конечно, с чувством юмора все в полном порядке - он немедленно падает на колени и начинает чистить мне сапоги. Я поворачиваюсь к немцам и вижу - они в ужасе. (Смеется.) Первое время немецкие актеры были в депрессии, а потом привыкли. Был у нас один вегетарианец, Штефан, который к середине съемок пил с нами водку и закусывал домашней колбасой, другой постил на Facebook фото и писал: "Это лучшие дни в моей жизни". Они вот книгу не читали, но я им рассказывал примерно так: это компьютерная игра, в которой есть два противоборствующих лагеря.
Рассказывать им о преступлениях нацизма посчитал лишним. Вот приедут на премьеру и все сами увидят.
Еще больше фото со съемок фильма "А зори здесь тихие..." можно увидеть в нашей галерее, кликните на фото внизу:
Кликните на фото для просмотра галереи
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...