Лиза Янковская: "Родители дали мне самое главное - свободу выбора"

2018-9-16 14:10

Лежу сейчас на берегу озера Красавица под Питером: солн­це светит, тишина кругом, кайф!

— звучит с того конца провода низкий голос Лизы. Мы созваниваемся в августе аккурат перед началом нового сезона, на который у девушки в трубке большие планы. С 6 сентября в кинотеатрах идет фильм Авдотьи Смир­новой о реальном случае из жизни Льва Толстого "История одного назначения" — Лизин дебют в кино. С 7-го в МХТ им. Чехова играют спектакль Юрия Бутусова "Человек из рыбы" с ее же участием. И это сразу после выпуска артистки Янковской из ГИТИСа.

А ведь недавно внучка Олега Янковского, дочь Оксаны Фандеры и Филиппа Янковского сохраняла режим инкогнито, минуя пресс-волы и красные дорожки. Нигде не снималась (потому что училась), играла в театре "Практика" и не давала интервью — говорит, повода не было. Премьеру "Истории одного назначения" на "Кинотавре" пропустила: сдавала экзамены. На московском показе ее тоже не было. Из-за учебы она поначалу даже отказалась от проб у самой Дуни Смирновой.

Во время кастинга Ира Горбачева, которая играет Софью Андреевну Толстую, показала Авдотье Андреевне мое фото, и та по одному снимку что-то для себя поняла и позвонила мне — пригласить на пробы, — рассказывает Лиза. — А я сказала: "Спасибо, но нет, не смогу". У меня была сессия, я ничего не соображала и по глупости, наверное, отказалась. После этого был долгий разговор с Ирой и знакомство с Авдотьей Андреевной, которая меня совершенно покорила. Они-то все и изменили.

Подумав, она добавляет:

Мне поначалу показалось, что это не про меня. Что кто-то другой лучше справится с этой ролью лирической барышни. Я ведь считала, что я совсем не такая.

В "Истории одного назначения" Лиза играет Татьяну Берс-Кузминскую — младшую сестру Софьи Толстой, девушку, влюбленную в брата Льва Николаевича. Практически Кити и Наташа Ростова в одном лице, еще и в декорациях Ясной Поляны — фильм снимали в имении писателя. Словом, героиня действительно лирическая — с поправкой на современный взгляд режиссера.

Авдотья Андреевна нам говорила, что важно не создавать искусственности, чтобы не было тургеневских барышень, говорящих непонятным языком, 

— вспоминает Лиза. Отбросив лексикон XIX столетия, она погрузилась в контекст:

Толстой — мой любимый писатель. Я проводила время с его книгами, ходила по музеям, искала портреты женщин той эпохи, изучала их лица. Читала безостановочно: историка Павла Басинского, мемуары самой Татьяны Кузминской. Оказалось, она была огнен­ным существом, чистым, с какой-то безбашенной энергией. Ее все ругали, вечно говорили: "Таня, успокойся, ты совершенно не умеешь себя вести". ась почти сразу:

В детстве несколько лет планировала быть президентом страны, а потом как-то само собой появилось желание стать актером. Почему-то я всегда говорила об этом именно в мужском роде.

На вопрос о том, повлияла ли на ее решение семья, Лиза отвечает просто:

Я выросла в этой среде, другой у меня не было. Были походы с дедом в "Ленком", я сидела на репетициях у Захарова, в гримерке… Каким-то образом постоянно оказывалась именно в театре, а не в детском саду. И визиты к отцу на площадку были. Самый ранний, наверное, на съемки его клипа к песне Алсу про дождь, не помню названия. Такое вот детство в творческой семье.

Родители, узнав о желании дочери последовать их при­меру, выбрали тактику не­вмешательства:

Могли бы сделать с их связями все, но ска­зали только самое главное: "Ну давай, попробуй".

Она попробовала: два года в Школе-студии МХАТ и четыре — на актерско-режиссерском курсе у Олега Кудряшова в ГИТИСе. Мастера, к которому Лиза хотела попасть с восьмого класса.

О профессии она может говорить часами. Причем не восторженно-эмоционально, а холодно-рационально — как человек, давно принявший важное решение.

"Самое крутое в театральной студии то, что ты словно заново себя узнаешь. Я и учиться туда шла будучи готовой ко всему, мне все было страшно интересно. И трудно было тоже. Но человеку и должно быть тяжело, чтобы что-то получалось. Когда все классно — снимаешь кино, все хлопают в ладоши и в Каннах ты каждый год — это странно. Я вижу в этом подвох.

Умение трезво оценивать свои силы для нее — двигатель процесса.

Иногда хотелось бы и не быть настолько самокритичной. Но меня так воспитали — в семье, в институте. Мастер Олег Львович, как только видел у нас блеск в глазах — этот предвестник ощущения "я звезда мира", тут же давал по башке.

Помимо Кудряшова в театральном мире Лиза также равняется на творчество Анатолия Васильева, Андрея Могучего и Юрия Бутусова: старается не пропускать ни одного их спектакля. К Бутусову после третьего курса она даже хотела ехать в Петербург — пробоваться в труппу Театра им. Ленсовета, худруком которого он тогда являлся. Но режиссер успел раньше: увидел Лизу на экзамене по мастерству и пригласил в свой новый спектакль в МХТ "Человек из рыбы". Питерская коммуналка, пять героев и разговоры о вечном. У Лизы роль филолога Юльки, которая — опять — страшно влюб­лена. И большой дебют на главных подмостках столицы.

С Бутусовым непонятно, что играть, как, — описывает она изматывающие многочасовые репетиции. — Ему важно выбить табуретку из-под попы, чтобы артист вообще не знал, что делает. Он выключает мозг и работает с чистой, природной энергией. Понимаете?Красноречие сходит на нет, если вектор внимания с проектов Лизы переключить на нее саму.

Как-то забила свое имя в поисковике и увидела огромное количество дикой информации. Еще поняла, что Google очень интересует моя личная жизнь,

— смеется она. И не только его, но на все публикации и вопросы об отношениях (например, с сыном Авдотьи Смирновой и продюсером Данилой Ипполитовым) у Лизы один ответ:

Мне это неинтересно обсуждать, потому что моя личная жизнь никак не относится к моей профессии.

Страничку в Instagram при этом она оставляет открытой, но пишет туда редко и явно не с целью набрать лайки. Из недавних публикаций — небольшой дневник о подопечных фонда режиссера Любови Аркус "Антон тут рядом", единственного в России центра, который занимается творчеством и обучением взрослых людей с аутизмом. Форму подачи в виде небольших заметок Лиза придумала вместе с Аркус.

Просто хотелось поделиться тем, что я увидела, — говорит она. — Эти ребята умеют радоваться каждой мелочи: с одной девочкой я полчаса обсуждала вкусы жвачки, с кем-то пела, рисовала. Многие из нас — и я не исключение — склонны жаловаться по поводу всякой чуши. Встреча с такими людьми все меняет. С ними хочется дружить и почаще вспоминать, что жизнь прекрасна.

Обсуждаем традиционный для актрисы вопрос: роль мечты.

Об этом надо подумать, чтобы был запас вариантов на будущие интервью,

— шутит Лиза. А после удивляет:

С детства мечтала сыграть Каштанку. И Лолиту. А еще есть такой роман Эмиля Ажара — "Вся жизнь впереди". Там повествование ведется от лица мусульманина десяти лет — и его бы я сыграла, хоть это и маловероятно. Все непонятное, все женщины трудной судьбы и мужские роли — это моя сфера интересо".

Что она будет делать, когда в театре и кино отгремят заявленные премьеры? Примерный план у Лизы такой: вновь ходить к своему мастеру Кудряшову на режиссерский курс вольным слушателем.

Я не собираюсь сейчас что-то снимать или ставить, мне просто ин­тересно, — объясняет она. — А если когда-нибудь все-таки захочется сделать фильм, обязательно позову в него маму. Мне кажется, мало кто из режиссеров способен работать с ней по-настоя­щему — у нас же постоянно принято задвигать актрис в какие-то: Савва @Savva.pro. Благодарим гольф-клуб "Форест Хиллс", ООО "ПОРШЕ РУССЛАНД" и Porsche Classic Club Russland за помощь в организации съемки

Подробнее читайте на ...

лиза лизы назначения кино театре фильм что-то