Культподход: пять новых пугающих фильмов за последний год

2018-7-7 20:50

Лето - пора отпусков, выездов на моря и.... зачастую мертвый сезон для кинопроката. Этот тезис, который часто подтверждают не богатые на кино-хиты июнь, июль и август, в этом году усугубил и нагрянувший в Россию мундиаль. То тут, то там в период лето-2018, конечно, проскальзывают один-два блокбастера ("Мир Юрского периода" или "Человек-муравей и Оса", например), но общая картина не идет ни в какое сравнение с расписанием показов в другие сезоны. Зато в отсутствие растиражированных названий выходят на первый план картины менее громкие, но не менее интересные. О них и хочется поговорить. Не будем вливаться в ряды повального увлечения списками "легкое кино для отпуска" и обратим внимание на кое-что пострашнее: фильмы в жанре хоррор и триллер. О повышенном интересе к последним среди режиссеров и зрителей не написал только ленивый, а успех в прокате таких проектов как "Тихое место" и "Реинкарнация" еще больше подогрел интерес к кино для щекотки нервов. Да и сами триллеры и хорроры сегодня представляет собой не проекты со стандартными "пугалками" и тревожной музыкой - все чаще это истории, в которых страшное идет рука об руку с актуальным и наболевшим. Все чаще это фильмы не про внешних, а внутренних демонов. О подобных демонах, а также о том, как в кино о страшном находится место драматическому, комедийному и сентиментальному,  — в маленьком топе новых фильмов этого жанра.

 

"Зверь", Реж. Майкл Пирс

Когда дома ждет жестокая мать и больной отец, общение с сестрой не обходится без насмешек, а на собственном дне рождения за тобой навязчиво ухаживает сосед-полицейский, появление в этом тесном мирке голубоглазого незнакомца воспринимается как спасение. И ничего, что лицо его в шрамах, в руках у него ружье, а на куртке видны пятна крови. Он первый, кто посмотрел на тебя без презрения или жалости.

Он - охотник по имени Паскаль, который спасает 27-летнюю тихоню Молл из тисков семейного круга. Задыхающуюся от чрезмерной опеки девушку не пугает ни шлейф окутывающих мужчину слухов, ни серия убийств молодых девушек, которая наводит тревогу на ее родной остров Джерси. За своего возлюбленного она готова встать горой, а если нужно - пойти против всего мира. Практически Красавица, вставшая на защиту Чудовища.

Британец Майкл Пирс в своем дебютном фильме переворачивает классический сюжет с ног на голову: так, что поначалу не разберешь, кто здесь настоящий зверь. Персонажи в его страшной сказке вечно не то, чем кажутся: и голубоглазый красавец вовсе не благородный герой, а скромная принцесса - совсем не так тиха. Неизбежным волшебством веет от пейзажей северного британского лета, пугающие сновидения Молл доводят до дрожи, но настоящая магия происходит при появлении на экране главного дуэта: актрисы Джесси Бакли (ранее игравшей сестру Андрея Болконского в британском проекте "Война и Мир") и ее партнера Джонни Флинна (молодой Эйнштейн в первом сезоне проекта "Гений"). В тандеме эти двое рассказывают старую как мир, но оттого не менее интересную историю про загнанного в клетку зверя, который рано или поздно обязательно вырвется наружу. А если уж вырвется - плохо будет всем, без деления на плохих и хороших.

Где посмотреть: с 5 июля в прокате

"Чистокровные", Реж. Кори Финли

Блеск отполированных полов, геометрия подстриженных газонов, красный кирпич и мрамор старинного особняка в штате Коннектикут. В этих почти театральных, открыточных декорациях живет Лили, бедная богатая девочка с ворохом проблем: из престижного колледжа исключили за плагиат в эссе, ровесники интересуют мало, а новоиспеченный отчим, больше похожий на злобного Кена, собирается отправить Лили в закрытую школу для девочек.

Все меняется, когда в дом - и мир - Лили приходит подруга детства Аманда и с порога заявляет о своей особенности: она ничего не чувствует. У нее нет Аспергера или аутизма (она проверяла), она не страдает и не переживает - Аманда в принципе не испытывает каких-либо чувств и просто "вынуждена притворяться чуть больше, чем все остальные". Словно фальшивая нота, она нарушает гармонию идеального пространства Лили, пока к последней не приходит в голову резонная мысль - а так ли плохо ничего не чувствовать в мире, где эмоции все чаще становятся проявлением слабости?

Дебютное кино драматурга Кори Финли начинается с убийства, и им же заканчивается. Между этими двумя константами - спарринг двух бессердечных старшеклассниц, словесные пикировки и тревожные музыкальные всплески, отсылающие "Чистокровных" к произведениям Хичкока. По режиссерской выдержке Финли действительно похож на мастера саспенса: для дебютанта он удивительно смело оперирует долгими планами и статичным кадром. Впрочем, медлительность обманчива, напряжение в этой картине нарастает медленно, но верно, и геометрия будет нарушена. Прольется кровь на отполированный пол, останется грязь на светлых подушках. Сойдет вся шелуха с богатых и привилегированных. Останутся лишь эмоции, вернее их полное отсутствие - роскошь нового времени.

P.S. Отдельный посткриптум для Антона Ельчина, сыгравшего в этом проекте одну из своих последних ролей. 

Где посмотреть: на Amazon

"Ритуал", Реж. Дэвид Брукнер

На плакатах этого фильма в британской подземке висело задорное "Лучше бы они поехали на Ибицу". Лучше бы - но вместо этого четверо университетских друзей выбрали для отпуска угрюмое "нигде" на границе между Швецией и Норвегией, серые предгорья, хайкинг и промозглую погоду. Не из любви к природе, но из уважения к погибшему другу была позабыта и Ибица, и другие не столь опасные места: в горах эти четверо оказались, желая почтить память погибшего. А после - попытка уменьшить пребывание на природе, короткий путь через лес и неприветливая чаща, в которой, вполне ожидаемо, начинает происходить странное и страшное...

Кино под незамысловатым названием "Ритуал" прилежно наследует всем тропам фильмов жанра хоррор. Тем примечательнее, что эта история основана на книге популярного в Британии писателя Адама Невилла. Адаптировавший роман для экрана Джо Бартон заботливо поминает в отдельных кадрах то "Плетеного человека", то "Ведьму из Блэр", но никогда не скатывается до чистого плагиата, оставаясь на грани вежливых отсылок. При некоторой схематичности сюжета - из четырех персонажей развитие получают далеко не все - это кино удивительно ладно скроено. В конце концов, здесь есть страшный лес, крепкий актерский состав (во главе угла британец Рэйф Сполл), есть монстр и даже намеки на философский подтекст. Не будь рабом страха, не истязай себя виной, посмотри им в глаза. Или просто посмотри кино.

Где посмотреть: на Netflix

"Калибр", Реж. Мэтт Палмер

Еще один случай в горах - тех самых Highlands, в которых осталось сердце поэта Роберта Бернса. Туда, к сопкам цвета охры, отправляются двое горожан для охоты на оленей: тихий спокойный Вон и темпераментный Маркус. Один совсем не умеет стрелять, да и охотиться особо не стремится, второму не хватает адреналина и ружья в руке. Короткая остановка в одном из городков сумрачной Каледонии, пьянка с местными жителями, Вон целится в своего первого в жизни оленя. И что-то идет не так...

Рассказывать больше - лишать удовольствия зрителя этого редкого для современного кино кентавра: камерного триллера, скроенного по канонам классиков, но с хваткой дня сегодняшнего. Старый как мир конфликт - между городскими и деревенскими, получает здесь новое прочтение. Их и нас больше нет. Есть современность, в которой визитка менеджера из Глазго может значить больше, чем жизнь отдельно взятого человека. И есть коммуна, семейные узы-сети, в которые, единожды оступившись, попадают ничего не подозревающие чужаки. Можно лишь с тревогой наблюдать, как одно неизменно поглощает другое.

К слову, этот полнометражный дебют Мэтта Палмера уже взял приз Майкла Пауэлла за лучший фильм на Эдинбургском кинофестивале, а сразу после этого попал на Netflix. Теперь молодым режиссером занимается агент Кристофера Нолана, а значит, дальше все у него будет еще лучше. 

Где посмотреть: на Netflix

"Паранормальное", Реж. Джастин Бенсон, Аарон Мурхед

Братья Джастин и Арон - типичные американцы на мели: денег еле хватает на еду, работа клинерами в домах среднего класса мало радует. Это унылое настоящее, по мнению старшего Джастина, лучше опасного прошлого: в подростковом возрасте братья бежали из секты конца света, аккурат накануне самоубийства ее участников. Впрочем, пришедшее по почте видео-послание говорит об обратном: последователи культа живы и чувствуют себя прекрасно. Джастин с Ароном решают навестить свою бывшую "семью" и сталкиваются с неожиданной реакцией: послание им никто не отправлял, конец света отменили, а в самом лагере сектантов явно происходит нечто странное.

То Луна двоится, то ночь "зеркалится", то птицы сворачиваются причудливым кругом - цепочка неожиданных явлений вполне могла бы превратить это кино в очередной слэшер о кровожадном нечто где-то в Южной Каролине. Но режиссеры Бенсон и Мурхед обычным страшилкам предпочли игру со временем: причем не только с хроникой событий в самом "Паранормальном", но уже с личной историей. Начнем с того, что главные роли в своем инди-ужастике они сыграли сами, а для удобства еще и дали своим героям те же имена.

Заигрывания со зрителем на этом не заканчиваются. К середине фильма Бенсон и Мурхед и вовсе начнут цитировать собственный дебютный фильм "Ломка" - ход, интересный не только для (будем честны, немногочисленных) поклонников их творчества, но и самого кино в принципе. Пока на экране герои борются с причудливыми законами времени, их создатели в реальности расширяют эти же рамки . В пространстве их "Паранормального" все возможно и ничего никогда не заканчивается. Тут самое время вспомнить оригинальное название картины The Endless - Бесконечное.

Где посмотреть: с 19 июля в прокате

Подробнее читайте на ...

кино реж посмотреть мир лили финли мурхед бенсон