2015-7-6 00:01 |
Ко Всемирному дню поцелуя, который отмечается сегодня, 6 июля, HELLO! решил изучить историю вопроса.
Ко Всемирному дню поцелуя, который отмечается сегодня, 6 июля, HELLO! решил изучить историю вопроса.
Когда люди научились целоваться и почему этот сомнительный с точки зрения гигиены процесс обрел такую популярность, науке неизвестно. Есть версия (не самая эстетичная), что так поступали первобытные матери. Они разжевывали пищу и кормили младенцев (как птицы птенцов - из клюва в клюв), а потом, когда дети научились самостоятельно работать челюстями, они целовали их, чтобы успокоить и показать - "Я тут!". В древних ведических текстах, созданных за полторы тысячи лет до нашей эры, описывается, как люди терлись носами с целью сделать друг другу приятное, а в древнеиндийском эпосе Махабхарата встречается первое упоминание о поцелуе: "Она поднесла свой рот к моему, и это вызвало удовольствие во мне".
Индийцы научили целоваться греков во время восточного похода армии Александра Макендонского (середина IV века до н. э.), но наибольшее распространение поцелуи приобрели в Древнем Риме. Римляне разработали целую систему поцелуев: дружеский (оскулум) - в щечку, эротический (базиум) и глубокий (саволиум), в наши дни известный как "французский" (но, видимо, историческая справедливость требует называть его "древнеримским"). Все три вида практиковались только внутри одного сословия (патриции лобызались с патрициями, плебеи с плебеями), и вообще строгостей было немало. К примеру, если кто-то решался наградить девицу звонким базиумом в общественном месте, то он как честный человек обязан был на ней жениться. Кстати, современный обычай целоваться на свадьбе после произнесения клятвы верности тоже, говорят, пошел из Древнего Рима.
кликните на фото для просмотра галереи кинопоцелуев:
Голливудский поцелуй: миф или реальность?
Не в обиду первобытным матерям будет сказано, но нам, современным людям, кажется, что поцелуи изобрели в Голливуде: так красиво, технически безупречно и заразительно это делают в американских фильмах. Однако и в кино красиво целоваться научились не сразу. В 30-секундном фильме "Поцелуй" (1896 год) - первой в истории картине, где был показан процесс, - немолодой джентльмен с усами (актер Джон С. Райс) и его достойная подруга (актриса Мэй Ирвин) целуются хихикая, шушукаясь и неловко глядя в камеру. Зрелище это скорее забавное, нежели волнующее, но неискушенных жителей пуританской Америки конца XIX века даже эта неуклюжая пантомима поразила до глубины души. В газетах писали, что это "абсолютно омерзительное зрелище, вызывающее тошноту", но зрители ("преодолевая отвращение" и тошноту) смотрели "Поцелуй" снова и снова, и в итоге картины такого содержания стали расти как грибы после дождя. В 1926 году вышел фильм "Дон Жуан", в котором актер Джон Бэрримор целовался с разными партнершами рекордный 191 раз, а в 1930-м в картине "Марокко" страстно целовались уже женщины.
Однако недолго музыка играла. В этом же 1930 году в Голливуде был принят кодекс Хейса (который окончательно отменен был только в 1968 году) - свод правил, по которому запрету подлежало все, что цензоры находили неприличным. В документе, в частности, говорилось, что поцелуй на экране может длиться не более трех секунд, при этом оба артиста должны находиться строго в вертикальном положении (это условно называлось правилом четырех ног). Для кинокомпаний наступили новые времена - утомительной борьбы с цензурой и всяческой головной боли. Режиссеры изощрялись в способах обвести цензоров вокруг пальца. Хичкок в "Дурной славе" заставил Кэри Гранта и Ингрид Бергман целоваться несколько раз по три секунды с перерывами на разговоры и телефонный звонок, а Фрэнк Борзейги в "Сестре его дворецкого" снял Дину Дурбин и Франшо Тоуна целующимися в лифте. Актеры сливались в объятиях, входя в лифт, и, когда двери открывались, они все еще были неразлучны. Так создавалось ощущение, что поцелуй Дурбин и Тоуна не прерывался ни на минуту, пока лифт полз по этажам.
Цензура начала понемногу сдавать позиции только после 1945 года. Первой "пощечиной общественному вкусу" стала комедия "В джазе только девушки" (1959 год), в которой Мэрилин Монро почти голая (в блестящем платье без белья) лечила поцелуями от холодности миллионера-саксофониста (в исполнении Тони Кертиса), находящегося в этот момент в... горизонтальном положении.
"Я тоже человек. Я целоваться хочу!"
Говоря о поцелуях в отечественном кино, в первую очередь вспоминаются "Девчата" - первый поцелуй поварихи Тоси Кислицыной и лесоруба Ильи Ковригина - немеркнущая классика на все времена. Илья осторожно чмокает Тосю в щечку, она зажмуривается от страха, а Илья, сам испугавшись, отскакивает от нее и сжимается, словно ожидая удара. "Знаешь, я вот раньше все время думала, как это люди целуются? Ну, им же носы должны мешать? А теперь вижу: не мешают носы", - наивно рассуждает Тося, и зрители улыбаются такой детской простоте. Долгие годы в советском кино поцелуи напоминали скорее поцелуи дружбы и несли минимум эротической нагрузки. В самый ответственный момент актеры отворачивались от зрителя, загораживались шапками и целовались, плотно сжав губы. Считалось, что любовь - это не африканские страсти и кувыркание в постели, а нечто большее: большое, светлое, созидательное и подлинно гуманистическое чувство. Звезды отечественного экрана выражали любовь через взгляды, интонацию, жесты, прекрасные поступки своих героев... В наши дни, когда "в фильмах показывают такое!" и никакими "оттенками серого" уже никого не удивишь, многие с ностальгией вспоминают о тех временах. Впрочем, тогда кинематографисты сами во многом тяготились скромной целомудренностью нашего кино. Когда задул ветер перемен и многое стало возможно, оказалось, что советские актеры толком и целоваться-то не умеют перед камерой. "Они, если и целуют друг друга, делают это очертя голову, словно в омут бросаются", - иронизировал режиссер Михаил Ромм на одном из худсоветов. Словно в подтверждение слов мэтра звучат воспоминания актрисы Ларисы Голубкиной о том, как она снималась с Юрием Яковлевым в сцене поцелуя в комедии "Гусарская баллада": "У нас была финальная любовная сцена с поцелуем. Опыта у меня особого в этом не было... И вот первый дубль: я бегу, закрываю глаза, бросаюсь и... срываю ему наклеенные усы. Второй дубль - то же самое. Я так стеснялась и волновалась!"
"Три аромата твоего поцелуя"
"На сцене одна из самых неприятных сцен - это поцелуй. Лезет к вам размалеванная физиономия с наклеенными усами и бородой. Бог знает что!" - с чеховской насмешливой интонацией писал журнал "Экран и рампа" в 1912 году. Действительно, часто то, что у зрителей вызывает слезы умиления или волнение в крови, для исполнителей - скорее грустная неизбежность и испытание, которого лучше бы избежать. Поцелуй Кларка Гейбла и Вивьен Ли в фильме "Унесенные ветром" считается классикой жанра, эталонным голливудским поцелуем. Сколько слез было пролито во время просмотра картины и сколько миллионов женщин мечтало очутиться на месте Вивьен! Но, как выяснилось, сама актриса не испытала восторга в этой сцене. Вивьен жаловалась, что у Гейбла... неприятно пахли зубные протезы. Известный в Лос-Анджелесе дантист доктор Кац, к которому ходит половина Голливуда и которого называют "гуру свежего дыхания", считает, что основная проблема людей из шоу-бизнеса в том, что они много пьют и много курят. "Неприятный запах изо рта был проблемой в золотом веке Голливуда и остается проблемой в наши дни", - говорит он. В рейтингах самых плохих "целовальщиков", регулярно составляемых американскими журналами, можно найти имена звезд первой величины - Бена Аффлека, которому Сандра Баллок на съемках картины "Силы природы" (1999 год) подарила мятные леденцы, Дженнифер Энистон, якобы злоупотребляющей кофе, Мэттью Макконахи, не пользующегося дезодорантами, и Роберта Паттинсона, из-за запаха пота заподозренного в водобоязни. Двоечникам и троечникам поцелуев противопоставляются те, кто всегда чист, безупречен и отлично владеет техникой поцелуя. Добрых слов от Марион Котийяр удостоился Джонни Депп, ее партнер по фильму "Джонни Д.", а Кира Найтли сказала, что после поцелуя с Джонни в "Пиратах Карибского моря" готова была визжать от радости. Lady Gaga высоко оценила нежность Александра Скарсгарда, с которым целовалась в клипе на песню Paparazzi, а Ума Турман назвала поцелуй с Итаном Хоуком в "Гаттаке" лучшим в своей карьере.
"Пожалуйста, целуйтесь на здоровье"
Шутки шутками, но поцелуй на экране - действительно дело непростое. Все как в жизни, ни больше ни меньше. Требуется немало тренировок, чтобы овладеть этим искусством в должной степени, не навредить ни себе, ни партнеру. Ученые считают, что поцелуи крайне полезны для здоровья: с их помощью можно укрепить зубную эмаль, предотвратить кариес и разгладить морщины. Любители поцелуев реже страдают от болезней крови, желудка и желчного пузыря. Они стрессоустойчивы и скорее добиваются профессиональных и личных успехов. Так что во Всемирный день поцелуя можно пожелать всем читателям - "Больше практики!". Или как сказал герой кинокомедии "Труффальдино из Бергамо": "Пожалуйста, целуйтесь на здоровье".
На съемках мелодрамы "Дневник памяти" Райан Гослинг и Рейчел Макадамс, играющие любовников, так увлеклись, что в итоге начали встречаться. Их поцелуй под проливным дождем признан одним из самых романтичных поцелуев кино нулевых
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...