2017-3-30 20:45 |
"Путешествие на Луну", режиссер Жорж Мельес, 1902 год.
Если для вас фильмы о космосе - это только "Интерстеллар" и "Армагеддон", то знайте: картины о путешествиях за пределы Земли снимали с начала существования кинематографа. Полное отсутствие не только культуры кино, но технических средств для воплощения своих идей на экране не ограничивало художников, а вдохновляло на эксперименты. Таким великим экспериментатором был Жорж Мельес. Его "Путешествие на луну" считается первой научно-фантастической картиной в истории: все спецэффекты для этой трогательной, ироничной ленты Мельес придумал сам, написал сценарий, занял кресло режиссера и провел съемки на собственной студии.
Кадры из фильма "Путешествие на Луну", 1902 год.
"2001 год: Космическая одиссея", режиссер Стенли Кубрик, 1968 год.
Знатоки кино назовут этот выбор очевидным: почти ни один список лучших фильмов о космосе, да и вообще - лучших фильмов, не обходится без картины Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". Тем не менее, именно "Одиссея" стала вехой в развитии научной фантастики на экране. Первый диалог в ленте звучит на 26 минуте. Вместо закрученного сюжета - философские размышления о природе человека. Вместо жизнеутверждающего месседжа - обвинительный приговор. Сегодня зрители назвали бы "Космическую одиссею" мрачным и затянутым арт-хаусом, а в 1968-м публика, особенно молодая, восторженно приняла фильм. Есть над чем задуматься.
Космическая Одиссея", 1968 год.
"Солярис", режиссер Андрей Тарковский, 1972 год.
Нет, это не тот ремейк Стивена Содерберга, где Джордж Клуни и Наташа МакЭлхоун долго и занудно выясняют отношения: это оригинальная картина 1972 года, классика кинематографа, которую студенты киношкол всего мира знают наизусть. Станиславу Лему, автору романа "Солярис", лента Тарковского вообще-то не понравилась: он провел в Москве 6 недель, во время которых писатель и режиссер так и не пришли к согласию по поводу концепции будущего фильма. В результате художники разругались, польский гений уехал домой и потом вспоминал работу Тарковского недобрыми словами.
"Чужой", режиссер Ридли Скотт, 1979 год.
Конечно, до выхода "Чужого" кинематографисты догадывались, что в космосе может обитать какая-нибудь мерзкая и жестокая тварь: недаром сценарист фильма Дэн О'Бэннон вдохновлялся картиной 1958-года "Оно! Ужас из космоса". Но именно О'Бэннон, постановщик Ридли Скотт и художник Ханс Гигер сделали эту тварь и пространство, в котором она обитает, по-настоящему страшными. Даже сегодня, спустя 38 лет после выхода "Чужого", фильм заставляет зрителей вжиматься в кресла. Его образы и атмосферу с большим или меньшим успехом эксплуатировали и другие режиссеры франшизы, за счет чего она стала не менее живучей, чем инопланетный монстр.
"Луна 2112", режиссер Дункан Джонс, 2009 год.
"Луна 2112" Дункана Джонса - сына Дэвида Боуи - пример нетипичного научно-фантастического фильма. На протяжении 97 минут в кадре находится только один актер - Сэм Рокуэлл, а также голос Кевина Спейси, представленного квадратным роботом Герти. "Луна 2112" лишена размышлений о судьбах человечества: режиссер не пытается умничать и показаться лучше, чем он есть, а главную интригу раскрывает и вовсе в середине фильма. Тем не менее, Джонс рассказывает камерную и чрезвычайно трогательную историю человеческого одиночества в космосе, понятную всем живущим на Земле.
"Гравитация", режиссер Альфонсо Куарон, 2013 год.
На Оскаре-2014 "Гравитация" получила семь статуэток, включая приз Альфонсо Куарону за лучшую режиссуру. Однако так и не стала лучшим фильмом, да и исполнительницу главной роли Сандру Баллок награда обошла стороной. Академиков можно понять: "Гравитация" - фильм-аттракцион, захватывающий симулятор для любителей пощекотать нервы. Нехитрая история здесь компенсируется эффектной формой: Куарон мастерски нагнетает напряжение, создавая у зрителей полную иллюзию парения в открытом космосе - и это состояние не для паникеров.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...