2015-1-6 23:00 |
Почему в школе возникают конфликты и как помочь ребенку с ними справиться, рассказывает Passion.ru.
Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды, неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.[pagebreak]Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения. Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.[pagebreak]Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления, соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности, поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.[pagebreak]В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником, к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.[read_more_marker]В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.[pagebreak]К сожалению, родители зачастую из самых благих побуждений наносят своим поведением вред собственному ребенку, пытаясь защитить его в конфликтной ситуации. Итак, чего делать ни в коем случае нельзя:Обращаться к учителю с просьбой вмешаться в школьный конфликт в присутствии детей, это лишь приведет к усугублению ситуации;Повышать голос на ребенка, опять же, в присутствии его одноклассников;Слишком глубоко вмешиваться в детский конфликт, становясь его участниками;Позволять ребенку проявлять повышенную агрессию, решение вопроса силовыми методами ни к чему хорошему не приведет.[pagebreak][read_more_marker]Сохранять спокойствие и проявлять беспристрастность;Уметь грамотно и осторожно проанализировать ситуацию;Организовать конструктивный диалог между конфликтующими сторонами;Выявить объединяющие обе стороны цели и интересы;Помочь детям сделать правильные выводы, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.В любом случае, полностью избежать конфликтных ситуаций в детском коллективе невозможно. Остается лишь полагаться на мудрость и опыт учителей и родителей, способных направить поведение детей в нужное русло, перевести деструктивное противостояние в конструктивное, тем самым научив ребенка самостоятельности в разрешении подобных ситуаций, что очень пригодится ему в дальнейшей жизни.Ответьте на вопросы нашего теста и узнайте, хорошо ли вы понимаете своего ребенка!
Подробнее читайте на psy.passion.ru ...