2016-6-6 18:00 |
Накануне открытия "Кинотавра-2016", который стартует сегодня в Сочи, председатель жюри - режиссер Николай Лебедев - рассказал HELLO! о фестивальном кино и не только.
Сегодня вечером, 6 июня, в Сочи стартует 27-й открытый российский кинофестиваль "Кинотавр-2016", который продлится до 13 июня. К торжественному открытию все готово: расстелена красная дорожка на площади перед Зимним театром для традиционного прохода звезд в вечерних платьях и смокингах, расклеены постеры-афиши в стиле ретро с видом черноморского побережья, внесены последние правки в программу, и члены жюри готовы к сегодняшней премьере фильма открытия "Кинотавра" - киноальманаха "Петербург. Только по любви" - и к смотру конкурсных картин.
В ожидании начала работы главного национального кинофестиваля HELLO! встретился с председателем жюри "Кинотавра-2016" - режиссером самого кассового фильма этого года, "Экипаж", Николаем Лебедевым и узнал, с каким настроением он приступает к судейству и как относится к критике.
К фестивалям лучше относиться с юмором, - с улыбкой говорит Николай Лебедев. - Выбирать из 20 картин лучшую - все равно что выбирать между Мане и Моне. Главное, чтобы кино было хорошим. Если это так, то оно объединяет людей, и разницы между хорошим боевиком и хорошей драмой лично для меня нет.
Николай, в этом году вы приехали на "Кинотавр" в новом качестве. А помните, когда оказались на фестивале впервые?
Помню, и очень хорошо. Я приехал в Сочи в 1997 году со своей картиной "Змеиный источник", чтобы принять участие в конкурсе дебютов. Это был мой первый большой фестиваль, и то впечатление от атмосферы "Кинотавра" я храню до сих пор. А ведь уже прошло почти 20 лет. Как время летит! (Улыбается.)
В ближайшую неделю вы будете оценивать конкурсное кино. Как сами относитесь к тем, кто оценивает ваши фильмы, - кинокритикам?
Мнение кинокритика - это тоже мнение зрителя, и оно, конечно, может быть как положительным, так и отрицательным. Лично мне рецензии не помогают делать кино. При этом я не против отрицательной оценки моего фильма, но только если автор вежливо и логично доказывает свою точку зрения.
Далеко не все знают, что вы и сами кинокритик - изучали кино во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете.
Да, и более того, во время учебы я как раз писал достаточно хлесткие, резкие статьи. Не могу сказать, что теперь мне за них стыдно: я был наивен и не понимал, что люди, которые снимают даже условно плохое кино, разбираются в нем не меньше тех, кто пишет об этом. А когда сам впервые вышел на съемочную площадку своего фильма - мне было 23 года, - то был просто потрясен тем, какой это тяжелый труд. После этого я ни разу в жизни не написал отрицательной рецензии.
Кстати, на вашу последнюю картину, "Экипаж", также есть отрицательные рецензии. Основной упрек в них такой: вы снимаете массовое, жанровое кино. Как думаете, почему к нему такое негативное отношение?
Это происходит либо от снобизма, либо от удивительной наивности. Настоящие киношедевры можно найти в любых жанрах. И авторский почерк существует и в так называемом массовом кино. Леонид Гайдай или Эльдар Рязанов не меньшие авторы, чем Андрей Тарковский. Фильмы этих режиссеров до сих пор смотрят. При этом тот же Эльдар Александрович, с которым мне повезло быть лично знакомым, при жизни не получил должного признания. И такая ситуация существует во всем мире. Первые фильмы Чаплина киноведы не считали стоящими, а Хичкока долгое время называли "домашним клоуном, снимающим кино на потребу публике". Даже Спилберга до сих пор называют автором проходных фильмов.
Вас такое положение дел не расстраивает?
Нет, я не расстраиваюсь и не собираюсь ни под кого подстраиваться. Мне даже несколько раз говорили после выхода моих фильмов: "Ну, теперь наконец займетесь тем, чего действительно хотите". И мне становилось смешно, ведь я и занимаюсь тем, чем хочу, делаю кино, о котором мечтал.
Кино всегда было для вас мечтой?
Я всегда хотел снимать фильмы. Поворотным же моментом стал просмотр "Экипажа" Александра Митты. Я увидел этот фильм - с живыми героями, крутыми поворотами сюжета, - когда был подростком. Это сейчас я знаю, что такое саспенс, нарастание напряжения как художественный прием, позволяющий максимально динамично и эффективно рассказать историю, а тогда я вжимался в кресло от ужаса.
И через почти 40 лет после выхода фильма Митты вам удалось сохранить в новом "Экипаже" ощущение советской школы - настоящие, живые герои, понятные и простые истины...
В этом нет никакой моей заслуги. Я просто снимаю так, как вижу. И, знаете, только сделав "Экипаж", я понял, что тоскую по слову "традиция". После развала СССР в 90-е годы мы словно решили для себя, что начинаем жизнь заново, все былое нужно забыть. Но нельзя с переименованием страны поменять и ее историю. Пора признать: если мы хотим что-то изменить, не надо отказываться от прошлого. Менять можно, но не ломать на корню. В противном случае нам остается пустота, вакуум.
Работая над предыдущими фильмами, вы придерживались такой же позиции?
Да, следование "человеческой" традиции есть и в других моих картинах. "Звезда" - это тоска по советскому военному кино, а также мои личные переживания о погибших на войне дяде и дедушке. И об отце, которого на тот момент уже не было рядом. Последнее можно сказать и о фильме "Легенда №17". Кино для меня - связь с прошлым. Я не могу, да и не хочу стирать ластиком свой личный опыт: людей, которых встретил, картины, которые посмотрел, прочитанные книги. Без этого не было бы и моих фильмов.
"Экипаж" - тоже про личное переживание?
Это фильм о людях, которые не вписываются в систему. Я сам когда-то был таким человеком: бедным студентом, уволенным со всех работ разом, не находившим себе места на разломе эпох. А еще это картина о моей вере в обыденный героизм: в тех, кто не совершает подвигов с большой буквы, а просто живет и поступает порядочно, сохраняет чувство человеческого достоинства по отношению к окружающему миру и себе. Я знаю, у нас много таких людей, и хочу, чтобы им жилось лучше.
Я слышала, что для вас эта картина стала своего рода терапией, вы боялись летать до съемок...
Если честно, боюсь до сих пор. Первый приступ аэрофобии случился со мной как раз после фильма Митты. Я тогда на волне увлечения авиацией столько всего прочел на эту тему, что в итоге от обилия информации просто перестал летать. Долгое время пользовался поездами, лишь позже пересел на самолеты. Но даже сейчас, несмотря на то, что на съемках "Экипажа" "летал" на авиасимуляторе в режиме сильной турбулентности, по-прежнему отношусь к воздушным путешествиям, скажем так, без энтузиазма. И ничего не могу с этим поделать. (Улыбается.)
Знаковые герои фильмов Николая Лебедева
1. Травкин (Игорь Петренко), "Звезда", 2002 год
Снятая по мотивам одноименного фильма 1949 года "Звезда" для Николая Лебедева стала данью памяти его дедушке и дяде, чьи судьбы были неразрывно связаны с войной. На роли разведчиков, оказавшихся по сюжету картины в тылу врага в 1944 году, были выбраны молодые актеры Алексей Кравченко, Алексей Панин, Игорь Петренко... Последний после премьеры картины проснулся знаменитым: его персонаж, спокойный и благородный лейтенант Травкин, напомнил зрителям героев классического советского кино, для которых подвиг был не романтическим действием, а каждодневной обыденностью.
2. Харламов (Данила Козловский), "Легенда №17", 2013 год
Упорный, где-то чересчур упрямый, но неизменно поступающий по совести - таким был показан советский хоккеист Валерий Харламов в картине Николая Лебедева. На главную роль режиссер взял актера не менее настойчивого - Данилу Козловского, который специально ради участия в картине научился играть в хоккей, хотя до съемок не интересовался этим видом спорта. "Данила удивительный, его талант умножается на невероятное, какое-то фантастическое трудолюбие", - считает Николай Лебедев. Неудивительно, что после такого опыта он пригласил Козловского играть и в своей следующей картине - "Экипаж".
3. Зинченко (Владимир Машков), "Экипаж", 2016 год
"На съемках этого фильма у меня самого был замечательный экипаж, - шутит Николай про работу над картиной, - и самым терпеливым в этом экипаже был капитан корабля, Володя Машков. Он настолько терпеливый, так вкалывает на площадке, и ни одного слова жалобы при этом!" Машков играет в фильме командира воздушного судна - принципиального Леонида Зинченко, наставника импульсивного пилота Алексея Гущина (Данила Козловский). Суровый и жесткий на рискованной работе, в жизни он не стремится к неоправданным подвигам - характер, который продолжает тему обыденного героизма в картинах Лебедева.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...