2016-3-9 20:17 |
Рената Литвинова сняла дочь Ульяну в своем новом фильме. HELLO! удалось понаблюдать за мамой и дочкой, а также из первых уст узнать об их взаимоотношениях.
В Петербурге завершились съемки новеллы, которую Рената Литвинова сочинила для фильма "Петербург. Селфи". Ее дочь Ульяна стала одной из героинь этой фантастической истории, а HELLO! удалось понаблюдать за мамой и дочкой - на съемочной площадке и за ее пределами.
Ренате Литвиновой идет Петербург, как хорошо сшитое платье; а этому городу к лицу Рената. И название фильма очень символично - "Петербург. Селфи", автопортрет города и себя, своего представления об этом уникальном месте, где главным героем во все времена является воображение художника. Героем новеллы Рената делает Иосифа Бродского, переписывая историю в сослагательном наклонении, том самом, которого для истории не существует - но не для нее. В Петербурге Рената и Ульяна останавливаются в "Астории", в номере, где вид из окна превращает его в картину, достойную Эрмитажа, - разную в разное время года, но неизменно великую. Сейчас дождливо и холодно; и ночь, куда плавно переместилась съемка для журнала, подчиняясь съемочному графику режиссера. Но это и к лучшему: Исаакиевская площадь пуста и залита синим ночным светом, а "Астория", свободная от дневной суеты, превратилась в одну большую декорацию.
Минувшей ночью у Ренаты была съемка на "Ленфильме". Работали до утра, но усталости не было, и 14-летняя Ульяна проявляла чудеса выносливости и работоспособности наравне с профессионалами. Сначала мне было очень страшно, - рассказывает Ульяна. - Я не знала, как это все пройдет, смогу ли я? Рядом актеры профессиональные, а я вот такая одна. Волновалась, чтобы ошибку не совершить... Выучила текст очень-очень, каждое слово. Я правда переживала, но получилось, кажется, хорошо...
Рената, почему для фильма "Петербург. Селфи" на "Ленфильме", с моим другом Алексеем Балабановым, нелегальными квартирниками "Аквариума" и группы "Кино", когда я еще училась в институте кинематографии; с походами в Эрмитаж с дочерью и хранителем итальянской гравюры этого музея - Аркадием Ипполитовым... И с вечными угрозами о разведенных мостах! Но прежде всего - это город красивых людей. Многих уже нет, а так я бы всех их собрала в один кадр! И красной строкой - это город, в котором родился Иосиф Бродский.
Для вас лично Бродский так много значит?
Бродский в моем сознании, когда еще в школе и институте я читала его полуподпольные тогда стихи, собрался в образ идеального "невстреченного мужчины". В наличии было все - особая красота лица, мятые твидовые пиджаки, сигарета за сигаретой, неуважение к смерти, и он, в конце концов, гений! А это самое редко встречающееся качество, согласитесь! Я столь подробно изучила его биографию через рассказы друзей, интервью, свидетельства очевидцев, что мне даже снились сны, в которых он являлся как практически родственник. С этим нужно было что-то делать. Отпускать.
Вы когда-нибудь думали о личной встрече с Бродским?
На это был какой-то намек... Когда я окончила сценарный факультет и снялась сразу у Киры Муратовой со своими монологами медсестры в фильме "Увлеченья", в каком-то киношном журнале вышла моя обложка. И в Доме кино - в ресторане, где тогда вся творческая элита собралась, включая Ахмадулину, Мессерера, Рерберга, Битова, Кончаловского, - ко мне подошел писатель Юз Алешковский и попросил подписать эту обложку для Бродского: "Только напишите "Джозефу", он ненавидит имя Иосиф". "А зачем ему моя обложка?" - вся польщенная, спросила я. "Ну, он любит такого типа женщин..." Я, конечно, подписала, не знаю, попала ли она в руки великого поэта. Через два года его не стало.
И вы в своем сценарии представили "что было бы, если бы"? Проиграли неосуществленные возможности?
Да, мы так и не встретились в жизни с Иосифом, разминувшись во времени и пространстве, и я это решила исправить. В студенчестве мне приснился сон, как я вместе с поэтами спасаю Иосифа, выкрадывая его прямо из зала суда. Это было так фантастично: мы ехали на старой "Волге", смеялись, а потом попали в какой-то лес, и я показала ему: "Там граница, бегите туда!" И вот прошло 20 лет, и я этот сон экранизирую! Сама жизнь - сюрреалистична, как любил восклицать поэт.
Для такой истории нужна не просто съемочная группа, а единомышленники, с которыми с полуслова, с полувзгляда...
Так и было. Съемочная группа сколотилась очень быстро: оператор Олег Лукичев, с которым я когда-то снимала клип на песню Земфиры "Мы разбиваемся". Он лучший оператор, с которым мне когда-либо приходилось работать! И лучший художник по костюмам в русском кино - Надя Васильева-Балабанова; совместно с Ульяной Сергеенко и Фролом Буримским в рекордно короткие сроки мы собрали невероятной красоты костюмы. Актрисы Софья Заика, Яна Сексте, Люба Инжиневская и мы с Ульяной.
А кто играет Бродского?
Я долго искала актера на роль самого Иосифа, и мне в конце концов его посоветовал Гриша Добрыгин - это замечательный Сергей Давыдов. Он удивительно оказался похож, особенно в профиль! А на роль Сергея Довлатова вообще без проб мною был спонтанно назначен Максим Виторган. И это стало настоящим открытием: вся съемочная группа полюбила его буквально с первой же сцены... Очень тонкий актер!
Ваша дочь снимается в этом проекте. Это необходимо вам, ей?
Я всегда снимаю людей, которые рядом, - я в каком-то смысле ими вдохновляюсь. Наблюдая их в развитии, пишу роли именно под них, даю возможность для импровизации внутри себя, как говорится, "на перестраданном". Наверное, снимая про Бродского, я все равно снимала про женщин - собирательный образ его музы, которой он посвятил множество стихотворений. В процессе этих съемок мы наснимали материала на полнометражный фильм, и, открою еще один секрет, будут новелла в проекте "Петербург. Селфи" и отдельное большое кино о поисках любви.
Ульяна красива и умна. Насколько важно вам видеть дочь именно такой, как бы отраженной в зеркале ваших собственных желаний?
На мой взгляд, это насилие - подчинять детей своим желаниям. Я всего лишь "лук, который выпустил стрелу", у "стрелы" должны быть своя воля и свои желания. Я всегда настаивала на хорошем образовании - водила Ульяну по музеям, читала вслух книги и заучивала с ней, еще семилетней, стихи Бродского, например ее первое выученное стихотворение: "...Я сижу у окна. За окном осина./Я любил немногих. Однако - сильно". Помню, она очень испугала бабушку, выдав ей эту фразу за завтраком, печально глядя в окно. А в качестве наказания я заставляла ее писать диктанты из его эссе про Венецию или, того хуже, из лекций Набокова по зарубежной литературе о Джойсе и Флобере. И чего еще не хватает детям - помню про себя - любви, внимания, поддержки. А наследства, которые родители хотят оставить детям, не приносят счастья без любви.
Ульяна живет в Париже, учится в школе. Как строится ваш день с дочерью, когда вы только мама?
Мы прежде всего высыпаемся. Она в школе встает в 6.30 утра, так что на выходных, дома, можно спать до 10! Мы долго завтракаем или идем в одно веганское кафе неподалеку, в котором продаются "невредные" пироги, хотя... все равно они из теста. Потом мы можем зайти в спортзал или совершить пробежку до сада Тюильри. Днем Ульяна обычно встречается с подругами, а я люблю сидеть в квартире, никуда не выходя, до вечера. Одиночество тоже бывает лечебным. Когда Ульяна возвращается, мы можем вместе сесть рисовать. Я - свои эскизы для кино или просто так, а она завела себе отдельную большую тетрадь, в которой рисует узоры. Так странно: я люблю рисовать людей, их лица, позы, фигуры, а она - предметный мир и узоры. Так и ночь наступает! Часто приходят в гости мои друзья - режиссеры, художники; чаще всех бывает Демна Гвасалия - он мой парижский друг, сейчас возглавил Модный дом Balenciaga. Обожаю его платья, которые он мне дарит. Уля, между прочим, постоянно выкрадывает что-то из моего шкафа. Когда я начинаю что-то судорожно искать и нахожу у нее, она не отдает и уверяет, что я это ей подарила в порыве материнской любви.
В Париже уже несколько лет вы живете в собственной квартире. Как вы ее выбирали?
Я обожаю эту квартиру! Она расположена в не самом буржуазном районе, некоторые мои капризные знакомые пугаются, но мне наплевать! Я увидела ее на фотографии, проходя мимо квар"" В каком-то смысле это дизайнерский шедевр, я купила ее у художников - поначалу там не было ни одной двери! Даже в туалетах. Сейчас появились двери... Квартира уникальна: составлена словно из разных эпох - есть зал XVIII века с камином, терраса и лестница на второй этаж, где ты попадаешь в 60-е годы XX века... Я бы хотела снять здесь свое следующее кино. Эта квартира тоже вдохновляет меня - вот в чем ее ценность. Я не хочу из нее выходить!
Для вас важна энергия места, в котором вы находитесь?
Да, очень. Вот как здесь, в "Астории", где мы с вами снимаем. Это мой любимый отель. Каждый раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, останавливаюсь здесь. В этом месте просто лечебная обстановка: даже после тяжелых съемок возвращаешься как домой. В "Астории" есть ощущение уюта, как из детских воспоминаний, когда еще не было пластмассовых окон и громкой музыки. Я иногда просто сижу в чайной ротонде, смотрю на проходящих мимо гостей, в окно и - восстанавливаюсь. Однажды я задержалась здесь около новогодней елки с невероятной красоты авторскими игрушками - их делала моя подруга, художник по костюмам Надя Васильева-Балабанова. Я украла с елки сразу несколько игрушек - весь отель это видел и делал вид, что не видит. Ну как я могу не ценить такое дружеское отношение?
В нашей фотосессии вы снимались в украшениях с уникальными изумрудами. Вчера на съемках фильма вы тоже были в зеленом платье. Этот цвет вам очень идет, а ведь он считается мистическим, колдовским...
Да, я об этом читала в одной старой книге о приметах волшебниц и колдуний. И в длинном списке был один пункт - самый необъяснимый - "Склонность носить зеленого цвета одежды и камни указывает на колдовские способности". И я решила, что в нашей новелле "Сны Иосифа" моя героиня будет одета в зеленое, а на ее руках - множество колец с зелеными камнями. Я пошла дальше. Узнала об уральских изумрудах и, когда мне самой предложили сделать из них коллекцию, поняла, что недаром этот цвет считается магическим. Все совпадало! Сколько я всего знаю про камни, как мечтала однажды с ними поработать, как меня учила бабушка: носить камни и на руках, в кольцах, и в ушах - от дурных и завистливых взглядов. Не зря все царицы носили по несколько килограммов украшений! Мы, например, уже нашли невероятные насыщенные изумруды для царских серег - я таких зеленых камней никогда не видела и вполне верю, что любой враг просто остолбенеет и не усать о страданиях. Они всегда переплавляются в золото. Поэтому я и смотрю на самые негативные истории в своей жизни со знаком плюс. Я сяду и опишу их, экранизирую и вылечусь именно так. Цель моего кино - позитивная, я вижу всех своих героев как бывших детей, просто заключенных в смертную - стареющую, к сожалению, - оболочку. Наверно, одно объединяет всех моих персонажей - они хотят любить. То есть моя концепция жизни - любить. В этом смысле я неисправима. Без любви все теряет цвет, запах и смысл.
Стиль: BOSCO Family. Украшения: ювелирный дом "Кристалл мечты". Стилист: Юка Вижгородская, make-up: Анна Левшанова, прически: Александр Суконщиков, Dior. Выражаем благодарность отелю "Астория" за помощь в проведении съемки
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...