Иван Янковский: "Актерская профессия - это подъем в гору, у которой нет вершины"

Иван Янковский: Актерская профессия - это подъем в гору, у которой нет вершины
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2017-5-29 20:10

Когда твой дед - Олег Янковский, отец - Филипп Янковский, а мама - Оксана Фандера, стать актером ты ну просто обязан. От своих талантливых родных Иван унаследовал главное качество - перфекционизм. В этом году 26-летний Янковский был награжден премией "Золотой Орел" за лучшую мужскую роль: в фильме Павла Лунгина "Дама Пик" он сыграл оперного певца, одержимого ролью Германна. В марте на сцене "Студии театрального искусства" под руководством Сергея Женовача состоялась премьера - "Мастер и Маргарита".

Играть в театре СТИ Янковский мечтал с тех пор, как посмотрел "Белую гвардию" Женовача в МХТ. Теперь он сам воплощает на сцене писателя в спектакле "Записки покойника" по "Театральному роману" и исполняет роль Ивана Бездомного в "Мастере и Маргарите". Пообщавшись с Янковским, понимаешь, почему ему достаются роли неоднозначные, фактурные. В профессии его интересует загадка и отношения человека с Богом, актерство - не развлечение, а способ рассказать о собственных неудачах. Иван Янковский не пытается сойти за "своего парня", не собирается никому подражать и соответствовать чьим-то ожиданиям. Он готов на любые эксперименты в профессии и мечтает сыграть персонажа Достоевского, чтобы изучить "темные уголки" своей души.

Иван, в новом спектакле вы снова столкнулись с ролью человека помешанного, нездорового. Все действие проводите в смирительной рубашке. Вас не смущают такие роли?

Меня друзья уже подкалывали по этому поводу, мол, психов играешь все время. Да это же здорово, это вызов! Профессия актера для того и создана, чтобы бросать себя в неожиданные, сложные, порой даже страшные обстоятельства. Тогда актерский механизм и начинает тащить из тебя то, о чем ты никогда не подозревал. Я вообще за любую работу берусь с радостью! У меня не возникают вопросы: как? а почему? не сложно ли? Голова - это вредно для актера. Надо просто действовать и получать удовольствие. Я стараюсь отключать голову, искать внутри себя, брать от коллег, от режиссера. В этом театре происходит по-настоящему духовная работа, я ее очень ценю.

А своего персонажа как оцениваете - это плохой человек или, скорее, жертва обстоятельств?

Плохой? Да это, пожалуй, единственный герой, который меняется в романе. Он приходит к вере, хотя был убежденным атеистом. В этой роли я отталкиваюсь от природы животного. Он ведь по сути собака бездомная. Ему сказали написать - он написал. Там косточку протянули - он прожевал. Это образ человека без своего мнения, собственное "я" к нему пришло в итоге. Он нашел интерес не только к жизни, но и к теме, которой хочет заниматься.

До вас роль Ивана Бездомного играли Владислав Галкин, Сергей Гармаш. В подготовке к роли вы ориентировались на предшественников?

Нет, я никогда не следую примеру людей, которые играли до меня. Это их путь, они видят роль иначе, у них свой режиссер и другая задумка. "Я в предлагаемых обстоятельствах", - главный закон для актера. Начинаешь с себя и постепенно втягиваешься в историю. Важна искренность: ты всю историю пропускаешь через собственные ощущения. Персонаж из тебя произрастает, исходя из обстоятельств и темы, которую ты несешь как артист. Ты не играешь кого-то, этот человек ты и есть. 

Тогда где пролегает грань между жизнью и творчеством? Как не увлечься и не сойти с ума, подобно вашему персонажу Германну в фильме "Дама Пик"?

А не надо ничего переносить в собственную жизнь. Есть три часа - давайте, будьте добры. Поскольку я рос в актерской семье, с детства усвоил: как только все кончилось, ты должен это откинуть, забыть. В жизни ты Ваня, а не Иванушка.

"Мастер и Маргарита" - произведение, окутанное суевериями. Не страшно было погружаться в него?

Я не суеверный человек. Были бы суеверия, мы бы не выпустили этот спектакль, это очень опасно. Если так рассуждать, то можно было бы так и "Пиковую даму" не играть в кино, потому что страшно. Все это предрассудки. Конечно, если ты в это веришь, подключаешься, то ты за собой тянешь отрицательную энергию. А нельзя. Надо кристально чистым быть и чувствовать одобрение автора. Мы очень надеемся, что Булгаков дал нам сверху позволение говорить об этом. Бывает, что не прощупывается, о чем история, не выходит спектакль. В СТИ мы с трепетом и уважением относимся к авторскому слову.

То есть для вас актерство имеет чуть ли не сакральное значение? Вы верующий человек?

Да, и отношения человека с Богом для меня важная тема - как в жизни, так и в профессии. И особенно в этом спектакле. Булгаков ведь жил в то время, когда атеизм был в моде, в умах людей и в мире царила полная разруха. Никто не понимал, что происходит, кто-то отказывался от веры. Людям казалось, что они управляют миром, они не верили в существование высшей силы. Мы в работе над спектаклем себе задавали вопрос, мы сами как думаем: это человек управляет всем или какая-то сила, судьба? Я верю: есть что-то наверху, что ведет тебя и дает энергию действовать, все уже решено, просто ты об этом не догадываешься.

Значит, вам было предначертано стать актером?

Я не знаю. Я этого хотел - этим и занимаюсь, мне нравится. Профессия адреналиновая, в ней ходишь по иголкам, не знаешь, что в итоге получится - это загадка. От нее и "тащишься". Мне интересно копаться в себе и разговаривать через призму произведения, роли, работы с режиссером с человеком, со зрителем. И от него уже получать отклик - восторг, отрицание... Хочется напомнить зрителю о том вечном, что есть внутри каждого из нас и что заключено в произведениях великих авторов: любовь, жертва, заблуждения, отказ от них в пользу откровения... Это все волнует нас в театре.

Вы сами готовы на жертвы во имя искусства?

Да, готов. Что касается работы, то я всегда отталкиваюсь от истории. Если она меня зацепила и за ней стоят чувствующие люди, то для меня это будет решающим фактором. В театре мы семья, я счастлив поработать над такими авторами (показывает на портреты писателей на стене. - Ред.), вообще иметь право на это. Сергей Женовач - очень чувствующий режиссер. Когда он берется за какого-то автора, ты понимаешь, что он в нем нашел что-то, чего не видим мы, и он нам это открывает. Он всегда знает больше, чем мы, в силу опыта, и ему хочется довериться.

Насколько для вас важно признание? Булгаков испытывал лишения, получил только две положительные рецензии...

Да, и таких случаев очень много. Художник опережает время, и народ не может с этим свыкнуться, поэтому гнобит его.

Но вас уже наградили премией "Золотой орел" за лучшую мужскую роль. Это вдохновляет на дальнейшие свершения или только накладывает еще большую ответственность?

Мне приятно, что меня отметили, это вдохновляет работать дальше. И это вовсе не значит, что теперь можно расслабиться. Наоборот, на меня направлено, наверное, еще больше внимания. Да я бы и не хотел расслабляться - я только разогреваюсь (смеется). Я понимаю, что это все условно: меня могли и не наградить. И что, закончил бы я играть? Нет (стучит кулаком по столу)! Мне только 26, тьфу-тьфу-тьфу, я только в начале. Актерская профессия - это подъем в гору, у которой нет вершины.

Критика вас тоже только провоцирует?

Любую критику я воспринимаю как мотивацию для развития. Потом, есть критика домашняя: режиссер разбирает, правильны ли твои действия. А так, сколько людей - столько и мнений, невозможно понравиться всем. Кому-то нравится Аль Пачино, кому-то - Де Ниро, но оба признают, что это великие артисты. Когда есть резонанс - задача выполнена. Хуже, когда молчат и не знают, что сказать. Лучше пусть ругают (стучит по столу). Самое скверное - это равнодушие. За это надо карать! Ну ты разозлись, если довели тебя, если тебя взбесило. Либо ты счастлив, и у тебя сомкнулось все в душе. Это круто!

Вы говорите о зрителе?

Я говорю обо всех. Внутри профессии тоже нельзя оставаться равнодушным, надо карать себя, напалмом жарить.

То есть театр - это скорее про эмоции, а не про анализ и мысли?

Естественно, театр - это про чувства. Как говорил наш педагог в ГИТИСе, режиссер Юрий Бутусов: нельзя бояться чувствовать на сцене. Мы же идем в театр за живым проявлением чувств, посмотреть на актеров, понять, что стоит за текстом, за словами. А так можно и книжечку почитать дома... В театре мы видим то, что нельзя почувствовать через бумагу.

Вы учились на режиссерском факультете. Есть в планах поставить свой спектакль?

Да, я очень хочу. Но пока об этом рано говорить. Чтобы стать режиссером, нужно иметь актерскую базу, опыт работы с артистом, знать, как навести его на правильное настроение, чувство роли. Ты как губка - копишь, чтобы потом выплеснуть в остальных. Пока надо пожить, подышать, почитать книг, чтобы разобраться в себе и проделать некий путь. Тогда у меня будет право высказываться. 

Вообще, только в этом случае профессия и имеет значение. Я выхожу на сцену, чтобы перед сидящими в зале людьми рассказать о своей боли, о заблуждениях, о промахах, в конце концов. Этого не надо стесняться. Вот если ты летишь по рельсам, то надо остановиться и попытаться поговорить о том, что тебя тревожит. Если ты не можешь в жизни понять, так хотя бы на сцене разберись. Опять же, это игра. Но для меня она имеет смысл только в том случае, если я в ней развиваюсь как личность. Актер - это не игрушка заводная, в которой можно заменить батарейки. Это работа души, она дает развитие и в человеческом плане.

Возможно, есть авторы или роли, над которыми вам бы хотелось поработать?

Да, очень хочу поработать над Достоевским и Шекспиром. У каждого в душе есть темнота, мрак, который не все могут выплеснуть наружу и говорить о нем. Мне интересны эти темные уголки души. Но противоречивость есть и в положительных героях.

Что вас вдохновляет?

Все подряд: погода, хороший фильм, книжка, поцелуи, объятия, улыбки окружающих. Если ты внимателен к жизни, ты вдохновляешься. Наша профессия очень наблюдательная. Мы все тащим, крадем у других: этот так сел, другой так почесался. Нет никаких специальных законов: потереть яблоко... У каждого своя кухня. Есть интуиция, чувства, нет никакой техники. Если ты поймал, чувствуешь - тебя это ведет.

Выходит, актерская профессия - это история о самосовершенствовании и перфекционизме?

Да, абсолютно. За этим стоит большой труд, в первую очередь над собой. И зритель приходит не на спектакль, а на открытую репетицию. Представьте, вы сидите на экзамене, пишете какой-то тест. Уже прозвенел звонок, вам сдавать надо. Вы сдадите недописанный или еще 15 минут попросите? Сдать, когда это будет сделано, а не абы как, чтобы двойку не получить. Это чувственный момент - понять, что ты уже готов общаться со зрителем. Как говорил великий режиссер Петр Фоменко: "Талант - это постоянное недовольство собой", тяга к улучшениям. Именно это чувство, которое сидит внутри тебя и не дает успокоиться, остановиться на достигнутом, на самом деле и является талантом.

Текст: Дарья Лабутина

Подробнее читайте на ...

профессия роли янковский режиссер роль театре профессии иван