2015-2-28 09:45 |
Исполнитель главных ролей в мюзиклах "Призрак Оперы" и "Мастер и Маргарита" Иван Ожогин рассказал о том, почему театры в России никогда не будут пустыми.
Накануне московской премьеры мюзикла "Мастер и Маргарита" мы встретились с исполнителем "нехорошей" роли Воланда и главной звездой постановки - лауреатом премии "Золотая маска" Иваном Ожогиным. Иван, к слову, знаком столичному зрителю по другому громкому проекту - мюзиклу "Призрак Оперы", где он исполняет также ведущую роль.
"Я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!" - говорил Воланд Маргарите, вспоминая свой разговор с Иваном Бездомным.
Примерно так же российского зрителя долгие годы сводили с ума, объясняя, почему Воланда "нету" на мюзикловой сцене. За роман "Мастер и Маргарита" вообще нечасто берутся режиссеры, тем более, когда дело касается музыкальных театрализованных представлений. Несколько лет назад прославленный английский композитор Эндрю Ллойд-Уэббер ("Призрак Оперы", "Кошки", "Эвита") обратился к наследникам Булгакова с идеей создать мюзикл по мотивам романа, и вроде бы все договоренности были достигнуты, и опыт Уэббера и режиссеров Вест-Энда не вызывал ни у кого сомнений, однако в итоге проект так и остался проектом.
Сложность воплощения тех сцен, которыми щедро наградил роман автор, стала причиной того, что поставить его в формате мюзикла казалось почти невозможным. До прошлой осени, когда в Санкт-Петербурге состоялась премьера одноименного мюзикла, созданного - это важно - российской командой. В ближайшие дни постановку, в которой также задействованы Анна Ковальчук, Анастасия Макеева и Глеб Матвейчук, представят на суд московского зрителя: начиная со 2 марта она будет идти на сцене театра "Русская песня".
Иван, вам с завидной регулярностью достаются роли злодеев, и вы, кажется, с пониманием относитесь к тому, что эти злодеи делают?
В какой-то степени да. Взять Призрака - он вынужденный злодей. Да, он убивает людей, но эти люди сами совершают неверные поступки, которые в итоге приводят их к гибели. Он же - гений, и я уверен, что каждое несчастье находит живой отклик в его душе, именно поэтому он сочиняет такую гениальную музыку. Человеческие муки и дают толчок к творчеству.
Следуя этой логике, мы и Воланда легко оправдаем...
Ну да. Помните цитату из "Фауста": "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"? Между Богом и Дьяволом существует вечный спор, но во все времена они имели равнозначный вес, чаша весов не перевешивала ни в одну сторону. Пока человечество существует, так и будет. Ведь мы, люди, в равной степени подвержены влиянию и того, и другого.
Для вас эти роли символизируют что-то?
Любая прочитанная книга или просмотренный фильм заставляют задуматься и внести коррективы в свое поведение. Осознанно или нет. Мы все отличаемся только тем, как воспринимаем новую информацию.
Вы верующий человек?
Да.
Нет ли противоречия в том, чтобы ходить в церковь, при этом играя на сцене Дьявола?
Думаю, моей задачей как актера является убедительно и ярко сыграть отрицательного героя, чтобы зритель сделал верные выводы, научился чему-то. И потом, люди с древних времен давали представления, в которых добро боролось со злом. И кто-то должен сыграть это зло.
Два года назад вы получили высшую театральную премию России, "Золотую маску", за исполнение роли графа фон Кролока в мюзикле Романа Полански "Бал вампиров". Наличие награды помогает в карьере?
Думаю, да. У любого актера есть много трудностей, связанных с профессией, и неуверенность в себе - одна из них. Серьезные награды помогают поддерживать веру в себя, тебя признали лучшим из лучших - это же отлично! Но, конечно, одновременно они накладывают и дополнительную ответственность. И снова мы пришли к тому, с чего начали: все зависит от того, как к этому относиться.
Расскажите, чем вы сейчас заняты, помимо "Призрака Оперы" и "Мастера и Маргариты".
Недавно прошла премьера мюзикла "Джекилл и Хайд" в Санкт-Петербурге. Я играю в нем одновременно две главные роли - ученого и его антипода. И это роль, сложнее которой в моей карьере еще не было. Пересказывать сюжет нет смысла, приходите на спектакль и сами все увидите. Также периодически я выхожу на сцену в 3D-мюзикле "Поле Негри" и в концертном шоу "Хиты Бродвея".
У вас выходные вообще бывают?
Да. Один-два в месяц. Бывает, один день играешь в Питере "Джекилла и Хайда", вечером - Воланда, а на следующий два спектакля "Призрака" - уже в Москве.
А как же семья? Я знаю, что у вас четверо детей.
Все верно. Ну что сказать, времени мало. И потом, если я дома (Иван живет с семьей в Петербурге - Ред.), то, как правило, днем. Дети днем в школе, а вечером, когда возвращаются, я играю спектакль. Но семья старается с пониманием относиться к моей работе.
Дмитрий Богачев, продюсер театральной компании "Стейдж Энтертейнмент", считает, что в будущем российский мюзикл сможет быть достойно представлен на мировом уровне. Что вы об этом думаете?
Почему-то бытует мнение, что в России мюзикл долгое время был "мертвым" жанром. Однако давайте начистоту: у нас были успешные и любимые зрителем спектакли "Иисус Христос суперзвезда", METRO, "Граф Монте-Кристо", "Юнона и Авось". И в Театре Оперетты всегда был свой зритель. За последние десять лет количество постановок увеличилось в разы, это не может не радовать. Конечно, не все они могут быть достойным ответом западу, сейчас, пожалуй, лишь компания "Стейдж Энтертейнмент" у нас работает на мировом уровне. Их спектакли проработаны до мелочей, а декорациям могут позавидовать на Бродвее. К тому же, пока они единственные, кто может себе позволить давать два мюзикла в режиме ежедневного проката одновременно.
Можно ли в таком случае надеяться на конкуренцию с тем же Бродвеем в будущем?
Я думаю, что мюзикл в России сейчас, по сравнению с Бродвеем и Вест-Эндом, словно ребенок-подросток рядом со взрослым. Рост, безусловно, есть. Но, на мой взгляд, пройдет не меньше 30 лет, прежде чем мы сможем как-то конкурировать с ними. И это при условии, что мы в своем развитии не сбросим темп. Дело не только в самих постановках, некоторыми из них как раз можно гордиться. Например, у нас был "Норд-Ост", и, если бы не произошла трагедия, то, я уверен, он бы долго и успешно шел. На мой взгляд, это была лучшая постановка, которую еще никому в России не удалось превзойти. Но в Америке, и в Великобритании процветанию жанра способствует комфортная среда. Есть целые улицы, на которых расположены театры конкретной направленности. Часто туристы едут в Лондон или Нью-Йорк специально для того, чтобы посмотреть какой-нибудь спектакль. У нас пока нет таких условий.
А как обстоят дела с российской провинцией? Там есть мюзикл?
Есть. В Новосибирске, Омске, Екатеринбурге популяризация жанра идет полным ходом. Друг в моем родном городе Ульяновске открыл несколько лет назад "Театр Мюзикла", у которого нет государственного финансирования, люди работают на голом энтузиазме. И тем не менее, жанр востребован. Сейчас, я знаю, они создают школу мюзикла, в которой будут учиться дети. В качестве поощрения этим детям будут предоставляться поездки, например, в Москву или в Питер, чтобы они могли бесплатно посмотреть крупные постановки. Заявок у них огромное количество, люди интересуются. Это радует. В Новосибирске и Екатеринбурге тоже ставят мюзиклы, и если из той периферийной труппы 40 человек выйдет 3 или 5 профессионалов, которые приедут в Москву и будут работать, - это уже будет очень здорово.
Нередко зрители, которые приходят, чтобы увидеть "Призрака", идут в театр, потому что это стало трендом. При этом книгу Гастона Леру они не читали, да и к музыке равнодушны. Вам как актеру не обидно? Качество зрителя для вас важно?
Люди, о которых вы говорите, наверное, есть. Но я надеюсь и верю в то, что это не наш среднестатистический зритель. Да, "Призрак" - это тренд и в первую очередь бренд, самый известный и успешный мюзикл в мире. Но мне не настолько, честно говоря, важно, почему зритель пришел - потусить или похвастаться потом, главное, что кто-то из этих людей потом вернется. Станет "моим" зрителем. После каждого спектакля я вижу, как в соцсетях на мои страницы подписывается все больше людей. Возможно, кто-то из них раньше даже не знал о моем существовании и не читал роман, героя которого я играю, важно, чтобы после просмотра в их сознании что-то изменилось.
Наш зритель пока словно присматривается, пробует на вкус сам жанр мюзикла. В Берлине, где я долгое время играл графа фон Кролока в немецкой версии "Бала вампиров", зрители совсем не такие, как в Москве или Питере. Они приходят на спектакль, словно на рок-концерт: стучат ногами, кричат, шумно проявляют эмоции и требуют актеров на "бис". У нас же люди более сдержанны.
Влияют ли на любовь зрителя к театру социальные внешние факторы?
Думаю, да, но они вряд ли являются основополагающими. Иными словами, независимо от того, что происходит в стране, определенная - и довольно большая - категория людей по-прежнему будет идти в театр.
Любовь москвичей к мюзиклу понята: мы пресыщены разного рода развлечениями, просто театра нам давно мало. Но взять тот же Ульяновск, в котором уровень дохода населения значительно ниже московского, - почему зритель со среднемесячной зарплатой в 15 тысяч рублей идет в театр там?
Наверное, чтобы отвлечься или отключиться от проблем, может ради эстетического удовольствия, которое должно присутствовать в жизни любого человека. Но факт остается фактом: люди ходят на спектакли, несмотря на кризис. Я был там недавно и собственными глазами видел: заполняются и Драмтеатр, и ТЮЗ, и Театр Кукол. Так что все небезнадежно.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...