2017-9-12 13:30 |
В новой картине Гийом сыграл непривычную для себя роль - отца-карьериста, которого приводит в ярость исчезновение сына. К тому же Гийом по задумке режиссера Кристиана Кариона заранее не знал сценария и на протяжении шести дней съемок ориентировался только на собственный опыт (у Кане подрастает сын-школьник, а в марте этого года Марион Котийяр родила ему дочку). На съемках Гийому помогали партнерша Мелани Лоран, которая, в отличие от него, четко следовала сценарию, друг-режиссер, а дома - жена-актриса: указывала на недостатки и вдохновляла.
С Гийомом Кане мы созвонились в тот момент, когда он работал над новым проектом. Несмотря на перебои со связью и несовершенный французский автора этих строк, актер умудрялся шутить и щедро хвалить Россию и русских. Режиссер, сценарист, востребованный актер, в свои 44 года Кане добился заслуженного признания, снял несколько фильмов, отмеченных наградами, воспитывает двоих детей в браке с актрисой Марион Котийяр и успевает вести страничку в Instagram, где не без удовольствия отслеживает признания в любви от российских фанаток.
Пару Кане-Котийяр публика полюбила после выхода фильма "Влюбись в меня, если осмелишься" (2003): тогда они были только друзьями, но потом чувства окрепли - и вуаля! Теперь Гийом от ролей неисправимых романтиков и циников открещивается, пробует себя в новых амплуа: в фильме "Вечно молодой" (2017) он сыграл актера, страдающего кризисом среднего возраста и отчаянно старающегося вернуть популярность (а Марион снял в роли актрисы-заучки, которая репетирует монологи в постели перед сном). Такой комичный образ подошел бы, скорее, Вуди Аллену, но не Кане, который на самом деле молод и свеж, на улицах Парижа сбегает от поклонниц, а в кино - нарасхват.
Выходец из французской провинции, Кане начинал с карьеры жокея и мечтал покорять высоты верхом на лошади - но не сложилось, к счастью для нас, зрителей. Справиться с лошадью, убежден артист, не труднее, чем с режиссером или партнером по площадке. И, судя по всему, Кане с этим отлично справляется.
Кадры из фильма "Мой сын"
Гийом, как вы вообще согласились играть без сценария и подготовки в фильме "Мой сын", да еще и при том, что на съемки было выделено всего шесть дней?
Дело в том, что мы с режиссером Кристианом Карионом - давние приятели, еще со времен съемок фильма "Счастливого Рождества" 2005 года. Нас познакомил Кристоф Россиньон, продюсер фильма "Влюбись в меня, если осмелишься". И вот так, потихоньку, мы подружились, стали работать вместе: в 2009-м сняли "Прощальное дело" про кагэбэшника-предателя, которого сыграл Эмир Кустурица (изначально должен был играть Сергей Маковецкий - ред.). Мы хорошо ладим.
Так вот, еще в середине 2000-х Кристиан рассказывал мне о своей идее снять фильм про отца, который ищет исчезнувшего ребенка. Он предложил мне сниматься следующей осенью, но мы не совпали по графикам. А потом, когда я уже сам стал отцом, снова возник тот разговор. Кристиан показал мне немецкий фильм "Виктория", снятый вот так, за несколько дней, непрерывным планом. И я сказал: ну давай попробуем, шутки ради. На что он ответил: да нет, я серьезно, я не дам тебе читать сценарий и ты не будешь знать, что произойдет с твоим персонажем, будем снимать в режиме реального времени. Так мы и ввязались в эту авантюру - сняли фильм меньше чем за неделю. Каждый день я понятия не имел, что намечено дальше, что я буду говорить, все съемки - чистая импровизация. Единственное, что у меня было, - это бумажка с описанием героя: где родился, как вырос, где работал, чем занимался, как звали его бывшую жену. Все это я должен был выучить наизусть. Но зрители, если честно, плевать хотели, как там мы снимали этот фильм. Главное для них - это зрелище и захватывающий сюжет, и я их понимаю.
Понравилось работать с Мелани Лоран?
Да, но это не первая наша совместная работа. Давным-давно мы снимались в короткометражке у Шона Эллиса, "Командировка" называется. Там и познакомились.
Вы и сами снимаете кино. Меняетесь, когда оказываетесь по ту сторону камеры?
Знаете, я учусь у коллег по сцене - совмещаю приятное с полезным. Когда снимаюсь - слушаю режиссера, набираюсь у него опыта, а потом на площадке, когда сам рулю процессом, наблюдаю за актерами и уже беру что-то у них, вместе с ними открываю для себя какие-то приемы. Так что работа дает мне навыки по всем фронтам (смеется). Но вот когда я оказываюсь на сцене или перед камерой - то отпускаю себя, забываюсь, не хочу ничего контролировать и много думать. Актеру это ни к чему и к делу не относится, и за это я очень люблю нашу профессию.
Этим летом в российский прокат вышел ваш фильм "Вечно молодой" ("Рок-н-ролл"), где вы также сыграли "самого себя", но больше напоминаете Вуди Аллена, чем Гийома Кане. Вы там раскрываете карты, впускаете зрителя в закулисье актерской жизни, причем не только на съемочную площадку и в гримерку, но и к себе на кухню, в спальню. Все и правда так - ваша жена Марион Котийяр разучивает роли в постели перед сном? Или этот фильм, скорее, шутка, пародия?
Местами я, конечно, преувеличил, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. В этом и была задача фильма - посмеяться над тем, как люди воспринимают самих себя и нас, актеров, поиграть со стереотипами вокруг жизни медийных персон. Потому что очень часто люди сами додумывают детали нашей частной жизни, и когда начинаешь им объяснять, как все обстоит на самом деле, они только мотают головой: "Не верю!". А когда, напротив, дурачишься, прикалываешься - они все принимают за чистую монету и распространяют как свежую сплетню. Но в этом и заключается игра: думайте что угодно, воображайте - правды вы все равно не узнаете, пока не убедитесь в чем-то на собственном опыте.
Как вы ощущаете собственную известность - она вам мешает или, скорее, льстит?
Не буду скромничать, внимание поклонников мне очень приятно (улыбается). Здорово получать отклик от людей, которые оценили твою работу и признательны тебе. Что касается автографов и селфи с фанатами на улицах - пожалуй, я бы предпочел оставаться в тени, сидеть себе спокойно, чтобы никто не трогал. Я никогда не стремился "стать звездой", но и отрицать преимущества этого не стану. Ведь благодаря пресловутой известности я могу делать то, что нравится, выбирать те роли, которые мне интересны, сниматься у знаменитых режиссеров. Главное для меня - что это помогает в работе, а остальное можно и потерпеть.
Каково работать на одной площадке вместе с супругой - Марион Котийяр? Кто кем руководит? Она дает вам советы, обсуждаете потом дома, за чаем?
Да не особо. Бывает, обсуждаем что-то, например, когда я одновременно снимаю и играю - не успеваю опомниться и проанализировать собственную работу. Тогда Марион дает дельные советы, пинает меня (смеется). Но сценарий для фильма "Вечно молодой" мы сочиняли вместе с оператором (Рудольф Луга - ред.) - он-то мне и подсказывал, если я отклонялся от курса и делал что-то не так. А в "Моем сыне" таким направляющим стал Кристиан Карион.
Ваши с Марион отношения начинались с дружбы и только со временем переросли в любовь. Как считаете, для влюбленных, а тем более супругов, насколько важно оставаться друзьями?
В точку - это очень важно. Чтобы жить вместе, долго, быть друзьями просто необходимо. Думаю, в идеале нужно сначала подружиться, узнать друг друга получше, достичь согласия - и только потом крутить роман. Это позволит иметь более крепкие отношения, замешанные не только на взаимном притяжении и страсти, а на чем-то большем.
Для вас съемки - это, скорее, развлечение или работа?
Все зависит от жанра, от сцены, от того, получается она или нет, - масса нюансов. Но я всегда за то, чтобы сниматься, пребывая в хорошем расположении духа, с юмором, а не педантично и строго.
Недавно в вашей семье случилось пополнение... Как вы успеваете участвовать в стольких проектах одновременно, при этом воспитывая детей вместе с одной из самых востребованных актрис современности?
Да ничего, справляемся. Два года назад, когда сын был еще маленьким, мы брали его с собой на съемочную площадку. Теперь он в школе - и мы стараемся не уезжать далеко от дома, из Парижа, даже ради съемок.
В фильме "Мой сын" вам удалось воспользоваться вашим отцовским опытом? Двое детей - не шутка...
Да, конечно. Когда Кристиан 10 лет назад рассказывал мне об идее этого фильма, я еще не был отцом и не смог бы сыграть по-настоящему ту родительскую реакцию и те эмоции, которые изобразил теперь.
По сюжету картина слегка напоминает "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, да и метод он использует тот же. Вы не смотрели?
Не видел, к сожалению.
А вообще видели какие-то русские фильмы?
Да, фильм Михаила Калатозова "Я - Куба" мне очень нравится, например.
Кстати, вы ведь недавно сыграли Эмиля Золя в ленте "Сезанн и я". Каково было перевоплотиться в известного французского писателя? Играть в исторических фильмах сложнее, чем в обычных?
Ой, это было очень забавно. Мы как дворовые мальчишки, которые переодеваются и притворяются пиратами, рыцарями - перемещаемся в другую эпоху, примеряем костюмы... И правда, кажется, что ты путешествуешь во времени. А уж играть такого важного для французской культуры человека, как Эмиль Золя, - большая ответственность для меня. И это здорово!
Вы знаете, что французское кино в России очень популярно? Как считаете, почему?
Даже не знаю, почему так повелось. Но я точно знаю, что у меня в instagram и на facebook полно русских подписчиков, и я этому очень рад. Значит, они смотрят мои фильмы, интересуются французской культурой. Я заметил, что русские в принципе очень любознательные и открытые, активно воспринимают достижения мировой культуры. Вот вы, к примеру, по-французски говорите безупречно! Россия с охотой открывается миру, который окружает ее, и это просто супер.
Это очень приятно слышать. Над какими проектами сейчас работаете? Или это секрет?
Да нет, почему же. Снимаюсь в фильме "Любовь это праздник" Седрика Анже - мы с ним уже делали фильмы "Мужчина, которого слишком сильно любили" и "В следующий раз я буду стрелять в сердце". Отличный триллер, где я сыграл полицейского - серийного убийцу. Он, кстати, основан на реальных событиях. Другой фильм - тоже по реальным событиям, действие происходит в 80-е годы. Это история двух полицейских, которые проникли в порноиндустрию...
Звучит интригующе. А вы сами какие фильмы предпочитаете? Французские, американские?
Есть много французских режиссеров, которых я действительно уважаю. Но есть и зарубежные фильмы, тот же "Я - Куба" Калатозова. Это один из моих самых любимых фильмов, правда.
До того как стать актером, вы сделали карьеру жокея. Она помогает вам теперь?
И правда, есть много общего. Конный спорт - это отчасти спектакль, работа на публику. И тут тоже нужно за очень короткое время найти концентрацию, абстрагироваться, отбросить все лишнее. Работа с партнером важна - лошадь ведь не скачет сама по себе, к ней также нужно найти подход, как к актеру или режиссеру: ты от нее зависишь напрямую. В актерстве тоже нет ничего постоянного: сегодня ты на коне, олимпийский чемпион, а завтра упал - и начинай тренировки с нуля, объезжай персонажа как новую лошадь. Но в кино можно подняться, а с лошади падаешь только однажды.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...