Филипп Янковский добровольно обрек себя на суровые испытания в Подмосковье

2019-4-4 15:00

 Я вообще такой артист… когда играю кого-то, становлюсь этим персонажем. Я и есть Иван Денисович Шухов, - заявляет Янковский.

Филиппа Янковского не сразу узнаешь в седом ссутулившемся заключенном с "пораженными цингой" зубами и номером "Щ-854" на шапке-ушанке. Тот самый "один день" снимается уже почти три месяца - в подмосковном Нахабино на территории военной части построена огромная декорация, которую не отличить от настоящего лагеря. В группе шутят, что после съемок здесь стоит открыть иммерсивный театр, где зритель погружался бы в предлагаемые обстоятельства. Шутки шутками, но когда декорация заполняется заключенными (в массовке снимается человек 300), вооруженными надзирателями и цепными собаками, становится не по себе даже привыкшей съемочной группе. Для Филиппа Янковского и остальных это уже вторая съемочная зима. Год назад в самые лютые морозы, когда температура воздуха опускалась до минус 40, снимались начальные сцены картины.

Фильм Панфилова - не прямая экранизация, это история "по мотивам", которую режиссер дополнил подробностями - как Иван Денисович воевал, как попал в плен, как бежал и как именно оказался в лагере. Фильм начнется с парада на Красной площади 7 ноября 1941 года - инженер Шухов пройдет в парадном строю и направится на фронт с заданием - доставить на передовую противотанковую пушку. По дороге он нарвется на немецкую танковую колонну и примет бой. Военные сцены снимались в Ступино (примерно там, где шли реальные бои за Москву). Мороз был такой силы, что двигатели машин и танков не выдерживали - по ночам технику отогревали в палатках тепловыми пушками, а застрявшие в снегу машины приходилось вытаскивать экскаваторами. Вся группа фильма оказалась в снежном плену, потому что добраться до площадки, как и выбраться обратно, было совершенно невозможно.

За время съемок я научился стрелять из пушки, класть камень, долбить лед, провел 2 зимы с лопатой на улице, - рассказывает Филипп Янковский. - Конечно, это очень тяжелый материал, но и я получаю огромное удовольствие от работы над ним.

Опубликованная в 1962 году повесть "Один день Ивана Денисовича" стала главной литературной сенсацией в России и в мире и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал "В круге первом", после которого Солженицын хотел доверить "Ивана Денисовича" только Панфилову. Сегодня, завершая съемки, Панфилов избегает разговоров о проекте, его смыслах и актуальности, считает эти разговоры преждевременными. Работа не завершена, а значит нечего пока говорить.

Со стороны кажется, что Панфилов, которому в мае исполнится 85 лет, не мерзнет и не устает. Почти вся группа молодая - не старше 35 - к вечеру валится с ног, а у режиссера будто открывается второе дыхание. 12-часовая смена на ногах, не садясь и не отдыхая, с часовым перерывом на обед, во время которого Панфилов погружен не в меню, а в свой материал - думает, обсуждает с оператором. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая ("Притяжение", "Трезвый водитель"). В лагере за камерой - Михаил Агранович, который снимает с Панфиловым уже четвертую картину подряд.

В 1988 году Глеб Анатольевич пригласит меня снимать картину "Мать", - вспоминает Агранович. - Это было странно, потому что начиналась перестройка, открывалась запрещенная литература, снимать можно было все, что хотелось, а Панфилов выбрал главное произведение социализма. Я не мог понять - почему? А в результате "Мать" оказалась совершенно про другое и стала намного актуальнее громких перестроечных фильмов. Думаю, что и сейчас, когда тема лагерей кажется закрытой, режиссер хочет сказать что-то, что сегодня знает только он один.

Панфилов всегда говорил, что субъективные намерения и объективные результаты часто не совпадают, и во всех его фильмах скрытое было важнее явного. Вот и здесь история похожа не на описание ужаса репрессий, а на анализ русского характера, который умеет сохранять достоинство даже в условиях, несовместимых с жизнью.

Эта картина о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, - говорит Филипп Янковский, - и мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, то найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера. Сейчас съемки завершаются в помещении бывшей ткацкой фабрики им. Петра Алексеева. Величественное и зловещее здание, в котором 10 лет назад решили построить элитные лофты, теперь заброшено и как нельзя лучше подходит под объект, который в повести называется "Стройка века". Актеры закладывают кирпичом окна, греясь у самодельной печи, которая служит и элементом декорации, и реальным источником тепла. Глеб Панфилов достраивает свое большое авторское высказывание, которое должно выйти на экраны в мае 2020 года.

Подробнее читайте на ...

панфилов янковский картину время филипп глеб