2017-4-12 19:30 |
ольше 25 лет назад основал арт-группу "Хор Турецкого" с необычной концепцией: десять вокалистов с разными голосами вживую исполняют композиции - от нескучной классики до бодрящего рока. За эти годы коллектив выходил на сцену больше шести тысяч раз и проехал по миру более 4,5 миллионов километров. Гастрольный график "Хора Турецкого" расписан на месяцы вперед, но это не мешает Михаилу руководить женской группой Soprano и быть мужем и отцом четверых детей. В "Хоре Турецкого" его называют просто - Царь. Легко ли быть царем и руководить тремя "государствами", Михаил рассказал в интервью.
Михаил, "Хор Турецкого" не выпускает клипы, вас не крутят по радио, вы не замешаны в скандалах. Как вам без этого удается собирать полные залы по всему миру?
Думаю, все дело в том, что мы поем вживую. В этот момент можно вложить душу, а когда поешь под фонограмму, душу вложить уже не можешь. Петь вживую каждый день в новом зале трудно: надо настраивать звук, быть всегда в отличном настроении, собранным морально и физически. Поэтому иногда артисты дают себе послабление и используют фонограмму. У меня есть договоренность со всеми участниками коллектива: при любых обстоятельствах мы поем живьем, потому что мы и себя не хотим лишать этого удовольствия. Тем более всегда надо помнить: если зрители приходят на концерт, значит, они доверяют нам свое внимание, деньги и время. Время — самое дорогое, что может человек тебе дать, ведь его уже никогда не вернуть.
За эти три часа, пока длится наш концерт, мы стараемся провести для зрителей экскурсию по миру музыки. У нас десять солистов, у каждого свой неповторимый, уникальный голос, от самого низкого до самого высокого. Кто-то поет арию из оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло, кто-то — хит Фредди Меркьюри Who Wants To Live Forever, а кто-то — песни Высоцкого, группы "Кино" и даже Rammstein. Недавно я заметил: зрители начали приводить на концерты детей, потому что знают — мы не подведем и не опустимся до пошлости. Есть колоссальный пласт "взрослой" музыки, который нужно передавать детям, чтобы они несли его дальше. Вот, например, "Лебединая верность" Евгения Мартынова — песня о любви, и ребенок уже в семь лет может примерно понять, о чем она. А когда дети поют: "Завтра в 7.22 я буду в Борисполе сидеть в самолете и думать о пилоте" — это немного странно.
""е — широко не шагать, а то штаны порвутся! (Смеется.) Баланс удерживать нелегко, но нам это как-то удается. Многие исполнители классики скептически относятся к нам, а люди из поп-индустрии, наоборот, считают, что мы слишком консервативны, но на этом стыке у нас есть своя большая армия поклонников. Конечно, чтобы расширить аудиторикачественную музыкальную аппаратуру — делать звук громче. Но есть вещи, которые я не приемлю…
Это какие же?
Лицемерие. Обниматься перед камерами, а за спиной говорить о человеке плохо. К сожалению, в шоу-бизнесе это распространено. Мой отец научил меня относиться ко всем людям с одобрением. Даже к конкурентам. Я искренне радуюсь успехам коллег по цеху и ищу в этом пользу для себя. Вот, например, артист поехал на гастроли в регион и разочаровал публику, так она на мой концерт может и не прийти. А если он выступил хорошо, люди поймут, что ходить на концерты можно, и на мое выступление в следующий раз придут. Когда вокруг меня много богатых людей, я не завидую, а радуюсь. Это побуждает еще больше действовать. У меня с детства были большие амбиции, я же родился 12 апреля и всегда мечтал стать космонавтом.
За 26 лет существования "Хора Турецкого" коллектив практически не менялся. Говорят, что у вас достаточно строгие правила: вы не разрешаете выпивать и даже заниматься сексом перед концертом. Это правда?
Все месяц, и на каждом надо выкладываться на 150 процентов. Это тяжело. Поэтому я написал "сухой закон на трассе": выехали на гастроли — выпивать нельзя, иначе штраф. Все солисты подписали, и больше мы к этой теме не возвращались. А что касается секса перед концертом, то всем известно: занятия любовью отнимают много сил, и на то, чтобы выплеснуть энергию в зал, их уже не остается. Так что и такое пожелание есть, а вот после концерта — это уже личное дело каждого.
С девушками из группы Soprano в этом плане, наверное, легче?
Да, но тут есть другие подводные камни, именно поэтому их в группе девять человек и они могут заменять друг друга. Я считаю, что девять — порог ранимости женского коллектива. Они не могут все разом заболеть, уехать в отпуск или забеременеть. Вот в коллективе, где три женщины, может случиться коллапс, где пять — тоже, как, например, в Spice Girls. Одна вышла замуж и ушла из группы, а вторая сказала: "Я теперь тут главная". И коллектив развалился.
А зрителям не сложно оценить такой большой коллектив сразу?
Очень сложно, поэтому я дозирую. Коллектив может состоять из девяти человек, но одновременно поют не больше шести, есть сольные песни. Soprano этим и уникальны: каждая участница группы посвятила жизнь музыке, а не просто красивая девушка, которая не"Евровидение", но не сложилось, выбрали Юлию Самойлову. В любом случае мы ее поддерживаем, ведь она представляет нашу страну, а мы патриоты. Я считаю, что главная задача конкурса в этом году — восстановить многовековую дружбу славянских народов. Но раз славянские народы не могут договориться, евреи должны сказать свое слово. Так что придется ехать туда в следующем году. (Смеется.)
Договариваться вы умеете! Недавно стало известно, что 7 мая "Хор Турецкого" и солистки Soprano выступят в Берлине с песнями Победы. Это была ваша инициатива?
Вы понимаете, жизнь такая хрупкая штука, планету можно уничтожить нажав кнопку. Чтобы этого не произошло, нужны такие акции мира и дружбы. Мы исполним "День Победы", "Бухенвальдский набат", "Смуглянку", "Катюшу", прозвучат и "комплименты"нинградской блокады, прошел всю войну и в 1945 году пришел из Берлина в Москву пешком. Он всегда считал себя счастливчиком, потому что из 100 призывников первых дней войны в живых остались только трое. Когда мы направили письмо в Берлин с просьбой провести концерт, там долго думали, но дали разрешение, чтобы коллектив из России спелмогло наступить и в 90-е годы, когда "Хор Турецкого" уже был признан в США, но его еще мало кто знал в России. Почему вы тогда, в это сложное время, не уехали в Америку?
Из России действительно многие уезжали в 90-е годы, но они чаще всего ехали не по идейным соображениям, а за колбасой. За идеями надо было ехать в 70-х, когда были реальный политический прессинг и гнет. А в 90-е, когда началась перестройка, у людей появилось больше возможностей реализовать себя. В середине 90-х у нас неплохо складывались дела за границей — нам предлагали контракты в Америке и Англии, но, когда появилась возможность получить статус муниципального коллектива в России и поехать в тур с Иосифом Кобзоном, я и мои парни даже выбирать не стали. Тем более здесь были наши семьи. Мой отец всегда был патриотом и никогда не покидал Россию, хотя у нас была возможность переехать в Израиль или Америку. И вот он умудрился как-то прожить до 97 лет без израильской медицины. Он и здесь чувствовал себя прекрасно и даже в преклонном возрасте катался на лыжах и ходил на каток с внучками.
Вы всегда были близки с родителями, и сейчас у вас дружная семья. Скажите, сложнее управлять хором из десяти мужчин или четырьмя женщинами дома?
На работе я — руководитель, лидер, которого признали, поэтому управлять ими не так сложно. Что касается дома, то там царство Лианы, и, может быть, я не всегда с нею во всем согласен, но предпочитаю не конфликтовать. У мужчины самое главное — это мозг. У женщины если он есть, тоже хорошо, но душа и сердце все-таки важнее.
А по каким вопросам у вас с Лианой случаются разногласия?
Чаще всего по воспитанию детей. Я вырос в Советском Союзе, а Лиана — в Америке, мы по-разному воспитывались, и мировосприятие наше отличается. Но в семейной жизни, как и в бизнесе, надо идти на компромисс и договариваться. Умение уступить иногда — удел сильных, а не слабых. Я много времени провожу на гастролях, и все мы — и девочки, и Лиана — научились жить в таком режиме. Как говорит моя жена, секрет нашего брака в том, что меня постоянно нет дома. И, живя уже 15 лет вместе, я не могу с нею не согласиться. (Улыбается.)
А с какой из дочерей вам легче найти общий язык?
Старшая, Сарина, самая сговорчивая, у нее миролюбивый характер. Эмма и Беата — капризные, но в хорошем смысле слова: свою точку зрения они будут отстаивать до последнего. Они обе творческие личности и с характером, с ними надо разговаривать и делать это только в хорошем расположении духа. Только так можно донести до них суть. Перевоспитывать ребенка в плохом настроении не надо, лучше отпустить и вернуться к этой теме позже. Важно разговаривать с девочками тет-а-тет. Эмма серьезно занимается музыкой и иногда ездит со мной на гастроли и выступает. Вот там мне с ней хорошо, мы похожи и можем часами говорить по душам.
Однажды вы сказали: "Мой будущий зять еще не сделал мне ничего плохого, а я уже не люблю его". Летом Сарина выходит замуж, вы все так же категорично настроены?
Вот такая она, отцовская любовь! (Улыбается.) Я же вырастил цветочек, все подготовил для того, чтобы она была счастлива, и теперь смотрю — принц ли это на белом коне, достоин ли он моей дочери? Жениться — это даже не полбеды, это три процента. Помните, как у Высоцкого: "Парня в горы тяни — рискни! Не бросай одного его, пусть он в связке в одной с тобой — там поймешь, кто такой". Человек проявляет себя в трудностях и непростых жизненных ситуациях, так что время покажет. Сейчас ее жених, Торнике (Торнике Церцвадзе — сын основателя ресторанного холдинга GG Group. — Ред.), для меня — белый лист, так что пусть жизнь на нем что-нибудь попишет и даст ему возможность себя проявить. У меня перед глазами хороший пример — Дмитрий, муж моей старшей дочери, Наташи (от первого брака. — Ред.): мне нравятся его терпение, выдержка и отношение к детям. Он активно участвует в воспитании моих внуков и во всем помогает дочери. И за это я уже ему благодарен, а дальше — мне не так важно. Дочка довольна, значит, зять правильный.
Стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Макияж: Валентина Шабанова. Прическа: Марианна Ридзанич
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...