2017-4-22 09:00 |
Он стал писателем - поп-звездой, когда выпустил роман "Любовь живет три года", а в 2011 году сам же его экранизировал. В утопическую идею поверили впечатлительные читатели, но только не сам автор. Со своей женой, Ларой Мишели, Фредерик счастлив уже больше трех лет, а в 2015 году у них родилась дочь Уна. Старшей дочери Бегбедера, Хлое, в этом году исполнится 18 лет. Вот эти три девушки - Лара, Уна и Хлоя - сегодня занимают центральное место в жизни Бегбедера. А вовсе не многочисленные безымянные модели из его романов.
Свой новый фильм Бегбедер снял по мотивам одноименной книги, написанной им еще десять лет назад. Сатирик нашего времени, он озабочен продажностью и фетишизмом людей. В книге "99 франков" Бегбедер разоблачал мир рекламы, манипулирующей сознанием потребителей. В романе "Идеаль" он обратился к теме, окруженной не меньшим количеством спекуляций, - это женская красота. На этот раз его альтер эго Октав Паранго, рекламщик и по совместительству модельный скаут, на поиски новой cover girl отправляется в гламурную Россию начала 2000-х, где олигархи закатывают сумасшедшие вечеринки, а девушки из глубинки выстраиваются в очередь на модельные кастинги, предвкушая красивую жизнь. Каждый ищет свой идеал. Картину нравов этой эпохи запечатлел в романе "Духless. Повесть о ненастоящем человеке" Сергей Минаев, русский приятель Бегбедера.
Презентацию фильма Бегбедер устроил в клубе Gipsy, как он сам назвал его, "Диснейленде для взрослых". Приезд французского писателя вызвал большой ажиотаж: на закрытую светскую тусовку продавались недешевые билеты, и организаторы не стеснялись называть мероприятие коммерческим. Автор был нарасхват, так что интервью, на которое каждому корреспонденту отвели по три минуты, напоминало скорее формат speed dating (с англ. - "быстрые свидания").
Фредерик, почему действие в вашей книге и фильме "Идеаль" происходит именно в России?
Я уже написал книгу об Америке - "Окна в мир". И подумал: а ведь есть и другая страна, очень важная, влиятельная, просто гигантская по размеру. И про нее тоже стоит написать! Я вообще хотел бы, чтобы мои книги затрагивали людей и события всей планеты. А Россия с ее литературой, поэзией, кинематографом, музыкой - даже рэпом! - всегда меня интересовала, мне хотелось узнать о ней больше и рассказать остальным.
Русский писатель Сергей Минаев признавался, что вы дружите с ним вот уже 12 лет. Вы читали его книгу "Духless"? В ней много общего с вашими романами.
К сожалению, она не переведена на французский, а по-русски я не говорю. Но я читал несколько глав по-английски. Да, она очень забавная, такая саркастичная!
Сергей консультировал вас по поводу российских реалий - нравов людей, общественного устройства?
Да нет, вы знаете, я и сам часто заезжал в Россию и успел заметить этот ажиотаж, потребительство - мир как большой торговый центр, где все продается и покупается. Свобода, раскрепощение были характерны для России 2000-х, теперь люди более зажатые, сдержанные по своему образу жизни, а страна - более закрытая.
Тем не менее, в книге "Идеаль", сравнивая женщин разных стран, вы пишете, что русские девушки обладают особенной, таинственной властью над мужчинами. В чем секрет этой "власти"?
Это, безусловно, романтизм. Глаза у русских женщин более загадочные. Мне кажется, они по-прежнему верят в сказки. Поэтому они так притягательны.
Вы скорее реалист или идеалист?
Хотя мои книга и фильм носят такое название, на самом деле я пытаюсь выяснить, возможно ли обрести идеал в наши дни. Я не уверен. Во всяком случае, это непросто.
Насколько это непросто, зрители могли узнать из фильма. Мир людей с идеальной укладкой и маникюром, где никто не толстеет, а главное - больная тема для самого Бегбедера - никогда не стареет, он сравнивает с тоталитарными режимами прошлого. Диктатура красоты в конкурентной среде, где каждый день появляются варианты лучше и моложе, где царит режим четких стандартов. Чем не концлагерь? Будто бы оправданно в фильме в пикантной сцене кричат: "Хайль, Гитлер", а квартира главного героя уставлена бюстиками Ленина и Сталина вместе с советской символикой.
Перед показом (а фильм - это и есть показ мод) выступали Минаев - на правах друга-антрепренера - и сам Бегбедер. При его появлении присутствующие подоставали камеры, телефоны - все, что было под рукой, лишь бы запечатлеть момент. Фотографировали Бегбедера, Минаева, себя на фоне Бегбедера и Минаева, даже невзирая на темноту и контровой свет. Важен сам факт, а не качество. Потом у всех в телефонах запестрели инстаграмы.
Если среди нас есть дети, пусть встанут и уйдут, - предупредил осторожный Бегбедер, - фильм рассчитан на аудиторию 18+.Среди гостей было несколько "клонов" писателя с узнаваемой бородкой и прической - вероятно, поклонники французской небрежности в исполнении Бегбедера. Походил на него и главный герой, которого сыграл на этот раз не Жан Дюжарден, а швейцарский комик Гаспар Пруст. Вообще, клуб оформили в стилистике фильма: полуобнаженные модели устроили перформанс у бассейна, шампанское лилось рекой.
Я хочу, чтобы вы смотрели этот фильм в подвыпившем состоянии, - заботливо посоветовал Бегбедер гостям. - Так он будет лучше восприниматься, на это он и рассчитан. Писатель-режиссер не обманул. Некоторые шутки и сцены было трудно переварить в состоянии, отличном от предложенного. Фильм снят в жанре черной комедии, юмор у Бегбедера довольно жесткий. Публика реагировала адекватно: смеялась на веселых моментах, пугалась на провокационных. Их в фильме тоже достаточно.
Местами казалось, что экран - это зеркало, особенно в сценах, где показывали безумные вечеринки (добрая треть). Фильм транслировали на нескольких экранах, так что создавался эффект 3D - нетрудно было спутать реальность и картинку, особенно если последовать совету Бегбедера. Но тусовка в клубе Gipsy все-таки уступала по масштабу вечеринкам в самом фильме. В картине Бегбедера гости во дворце вымышленного олигарха, богатого и изобретательного настолько, что во дворе у него работают настоящие карлики, въезжали в дом с интерьерами Большого театра на американских горках - вот, пожалуй, самый захватывающий эпизод фильма.
Стоит упомянуть, что действие тусовки разворачивается под музыку из балета "Щелкунчик". В целом Бегбедер собрал все возможные знаковые ассоциации со словом "России": от водки "Русский стандарт" и самарских степей до храма Василия Блаженного, размноженного в фотошопе, за окном. Видно, что столичные клубы и модельный бизнес Бегбедер изучил хорошо, а до описанной российской глубинки не доехал.
В картине есть отсылка и к событиям новейшей истории: под песню Pussy Riot на главного героя нападают девушки в разноцветных балаклавах. "В фильме говорится о давлении на женщин, о диктатуре индустрии красоты, о превосходстве молодости. Мне хотелось показать, что существуют женщины, которые борются против этого. Многие думают, что "Идеаль" - это история одного придурка, француза, который кадрит русских девушек, и это в некотором роде действительно так. Но это также феминистское кино", - сказал Бегбедер на пресс-конференции.
Бегбедера называют философом, коммунистом, и такие характеристики ему явно лестны. Как бы в доказательство, каждый раздел книги "Идеаль" он снабдил эпиграфом из русской классики: Достоевский, Пушкин, Тургенев, Пастернак, даже Солженицын. Зрители сделали писателю комплимент, сравнив с Гоголем и Тургеневым. На это он ответил, что ему больше по душе Венечка Ерофеев.
Москву Бегбедер похвалил, назвал городом "красивым и пугающим одновременно", на запрос описать в трех словах ответил в шутку: "crazy, crazy, crazy". Потом отвесил дежурный комплимент в адрес русских девушек, которых в книге он называет подлинным богатством России, противопоставляя "углеводородам" в дискурсе торговли. В фильме, правда, русскую "русалку" сыграла француженка румынского происхождения.
От сравнения с персонажем Октавом Паранго Бегбедер открестился. Зрители задавали вопросы, упражнялись во французском, а писатель отшучивался - отказался назвать русских любовниц и женщину в российской истории, с которой он хотел бы провести ночь, впрочем как и кандидата в президенты Франции, которому он отдаст свой голос на выборах.
Есть два типа писателей: те, которые пишут, потому что у них это получается, и те, кто не может не писать. К какому типу относите себя вы? - последовал вопрос из зала.Я отношусь к третьему типу: которые не торопятся хорошо писать, - ответил Бегбедер с иронией.Это не ложная скромность - адекватная оценка. Пообщавшись с писателем, убеждаешься, что он грамотный пиарщик, а его скандальный образ - продуманная пиар-компания. На обложке его книги нарисован женский кулак, сжатый в неприличном жесте, но с красным лаком на аккуратных ногтях. Подписано: "А страшные пусть сдохнут". Мы-то знаем, что по обложке о книге не судят.
На пресс-конференции Бегбедер признался, что идеальная женщина для него - его полуторагодовалая дочь. Но тут же добавил, что завидует актеру, который снимался в сцене с семью обнаженными красотками, чтобы не выбиваться из образа. На вопрос о том, спасет ли мир красота, Бегбедер ответил:
Я думаю, Достоевский не имел в виду физическую красоту, которой посвящен мой фильм. Он имел в виду красоту в широком смысле: доброту, добродетель.По Бегбедеру, красота внешняя, глянцевая, порождает только зло: зависть и похоть. Неслучайно и в фильме персонаж вместо модели в российской глубинке находит собственную дочь - революционерку. Бегбедера волнует, что мужчины переодеваются в женщин, а женщины рожают детей из пробирки. В этом смысле он традиционалист, пусть и жена его в два раза моложе. Видимо, он все-таки повзрослел.
Текст Дарья Лабутина
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...