Большой театр выходит на большой экран: Роман Абрамович, Ирина Винер и другие гости премьеры фильма "Большой"

Большой театр выходит на большой экран: Роман Абрамович, Ирина Винер и другие гости премьеры фильма Большой
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2017-4-18 13:45

Еще в полдень фасад главного балетного театра страны начал обрастать декорациями: сначала появилась красная ковровая дорожка, затем пестрый ролл-ап с золоченой надписью крупными буквами: "Большой". Театр готовился к премьере, но не обычной - оперной или балетной - а кинопремьере. Впрочем, удивительного мало, ведь именно Большой театр стал главным героем нового фильма Валерия Тодоровского.

История, типичная для нашей страны: талантливая, но диковатая Юля (Екатерина Самуйлина), которую чудом заметил танцующей на остановке нужный человек (Александр Домогаров), из далекой глубинки приезжает в Москву - покорять Большой. Однако фильм Тодоровского выходит за рамки стереотипов о балете: сказка о Золушке, где без труда и козней соперниц не выловишь рыбку мечты. Блестящие гламурные буквы с постера так и остаются фасадом, за ними - содержание поглубже.

На встрече с журналистами Тодоровский рассказывал, что у него за плечами нет красивой истории "про меня и балет", человек он от жизелей и сильфид далекий:

Я никогда не был балетоманом, я всегда смотрел на балет как на что-то невероятное, но очень далекое от меня и от реальной жизни. Это некая чистая, абсолютная, законченная красота, которую несут из поколения в поколение художники. И за этой красотой стоит не просто труд и человеческие жертвы, а целый мир, интересный для меня как для кинематографиста. Этот мир Тодоровский показывает не глазами зрителя, который видит красивую картинку, застывшую открытку, как на финальных кадрах фильма, а изнутри - видимо, общение с "балетными" в течение трехлетней работы над картиной дало свои плоды.

Дотошные упражнения с бесконечными "пур-ле-пье" и первой позицией под чутким руководством заслуженного, но строгого педагога (Алиса Фрейндлих), изнурительные кастинги и волнения - первый состав или кордебалет - конкуренция даже в самом дружном коллективе... Все неприглядные стороны Тодоровский уравновешивает балетным фольклором в зарифмованных перекрестных сценах: балерины в майках и пачках соревнуются в том, кто больше фуэте сделает на спор после глотка вина, прыгают с крыши на крышу, влюбляются...

В училище мы все время соревновались, не помню, пили вино или нет, - вспоминает свое обучение балету Андрей Сорокин, исполнитель роли Мити. - Но задор, конечно, был! Невозможно весь день ходить сосредоточенным, угрюмым. Только девочки и мальчики жили, вопреки фильму, раздельно - у нас был свой задор, у них свой. Контраст и совмещение противоположного - главный прием фильма. Маленькие девочки с огромным потенциалом штурмуют Большой театр: одна - богатая и техничная, другая - бедная, но бойкая и гордая. Тодоровский показывает историю, растянутую во времени: как в балете не только обретают форму арабеска - руки, первой позиции - ноги, но и вырабатывается характер. Судя по фильму, Тодоровский верит скорее во вторых.

Балет - это красиво, но есть вещи в жизни важнее балета: любовь, семья, дружба, в конце концов. Балерины, которые сыграли главных героинь - Юлю (Маргарита Симонова) и Карину (Анна Исаева) - опровергли, что возможно отказаться от звания примы Большого в обмен на пачку долларов, чтобы помочь семье. Это художественное преувеличение - такое же, как прыжок с крыши на крышу и перевод в Шахтинск почтой России охапки банкнот. Однако и от традиционного хэппи-энда Тодоровский отказывается - финал открытый, чуть ли не намек на продолжение. Выходит, сказка несбыточна без правдоподобия, идеал - утопия, а красота не статична и абсолютна: она достигается в процессе работы над собой.

Церемония в Большом была более прямолинейна и традиционна: премьеру обставили как спектакль. Нарядных гостей пускали по фирменным билетам театра, провожали в гардероб, затем в буфет; программка, третий звонок, занавес - все как положено. Только вместо сцены с балеринами - экран и видеопроекция. Последний раз кино здесь показывали при Эйзенштейне - "Броненосец Потемкин". Но Тодоровского допустили в святая святых: впервые в кино показывают внутреннюю жизнь Большого. Получился многогранный портрет и зритель сможет оценить не только знакомый фасад и парадное фойе, но также вид со сцены, закулисье, гримерки. Пару раз изображение на экране достигает масштабов сценического действия - вот тут можно и спутать реальность и кинематограф.

Гости премьеры явно поддались иллюзии - каждый условный "акт" сопровождался аплодисментами, словно удачное гран-жете или эмоциональное па-де-де. Из Царской ложи за действием наблюдали министр культуры Владимир Мединский и Ольга Голодец, член попечительского совета. Другие попечители Большого - Михаил Швыдкой и Роман Абрамович - заняли почетные места в зале. Рукоплескали и в партере, и на балконе, будто на сцену вышла прима, не меньше.

Думаю, теперь вам понятно, почему мы решили снимать фильм "Большой", - объявил продюсер Антон Златопольский, начиная торжественную речь. - Чтобы оказаться на этой сцене - другого способа не было.

Для исполнителей главных "балетных" ролей это был своего рода дебют в Большом - они служат в других театрах Москвы, Петербурга и Варшавы. Балерины сменили пачки на платья в пол и под конец церемонии, уставшие, мечтали скинуть не пуанты, а шпильки. Правда, на интервью все равно демонстрировали "подъем" стопы в нарядной туфельке: балерина остается балериной в любых обстоятельствах. Юная актриса Екатерина Самуйлина, сыгравшая Юлю в детстве, занимается не балетом, а художественной гимнастикой.

Я тоже целеустремленная, хочу добиться больших успехов, как главная героиня. Когда вырасту, поступлю во МХАТ или в ГИТИС.

Текст: Дарья Лабутина

Подробнее читайте на ...

большой тодоровский фильма театр балерины балет большого тодоровского