2017-8-25 13:05 |
Пять новелл, в которых снялись Анна Михалкова, Гоша Куценко, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Ингеборга Дапкунайте и даже Джон Малкович, продолжают тему картины "Про любовь" 2015 года, за которую режиссер Анна Меликян была награждена Гран При за лучший фильм и призом жюри кинопрокатчиков на "Кинотавре", а также премией "Золотой орел". В 2017-м этот фильм также принес Анне победу в конкурсе на приз мэра "За создание образа Москвы в киноискусстве" и грант в размере 50 миллионов рублей. Накануне старта нового киноальманаха в прокате мы встретились с Анной, чтобы поговорить о любви в эпоху интернета, жизни в Москве, воспитании дочери и славе одной из главных женщин-режиссеров современной России.
Впервые "Про любовь. Только для взрослых" показали на "Кинотавре-2017", светская премьера фильма состоялась 22 августа. В этот раз Анна Меликян выступила в роли продюсера и автора идеи, снимали новеллы разные режиссеры: от Резо Гигинеишвили до Нигины Сайфуллаевой. Но все новеллы связаны общей темой - какой, догадаться не трудно.
Как и два года назад, герои картины слушают лекцию о том, что такое любовь, правда, в исполнении Джона Малковича, "подменившего" Ренату Литвинову. Теперь москвичи собрались не в Институте "Стрелка", а в "Афимолле", но задаются все теми же вопросами: как встретить свою любовь в большом городе, как разнообразить скучную повседневность, а главное - как сохранить отношения, когда вокруг столько соблазнов.
Анна Меликян не видит угрозы в надвигающейся на человечество виртуальности, напротив, предлагает пользоваться теми возможностями, которые дают нам сайты для знакомств и социальные сети. Режиссер не строит далеко идущих планов, а с интересом отдается изучению современности - непостижимой, но привлекательной. Ее беспокоит непостоянство и избалованность современников, быстротечность жизни - фильм начинается со статистики разводов, но заканчивается фразой: "Дома все есть": даже череда ярких экспериментов не заменит постоянного и проверенного чувства, которое, по мнению Анны, актуально во все времена.
Анна, в этот раз вы были только продюсером и автором идеи фильма, то есть, получается, непосредственного участия в съемках не принимали?
Я сняла только лекцию персонажа Джона Малковича, а 5 новелл, связанных тематически, снимали разные режиссеры. Сначала были придуманы идеи новелл, кроме одной: историю про школьницу и Тиндер режиссер Нигина Сайфуллаева придумала сама. Остальными идеями я делилась с режиссерами, и у кого отзывалось в ответ - те брали за основу и шли дальше писать. Для Резо Гигинеишвили писали я и Александр Цыпкин; Наташа Меркулова и Алексей Чупов, Павел Руминов писали сами, но под моим контролем. А снимали они все сами, это хорошие режиссеры, не какие-то дебютанты. Мое участие было ощутимо в начале и в монтаже, на сами съемки я приезжала, конечно, но... На площадке продюсер самый бесполезный человек: если все правильно идет, ты там не нужен, а будешь только мешать.
В то же время в фильме из пяти самостоятельных историй чувствуется стилистическое единство, как и в первой части, которую снимали только вы.
Да, мне было важно сохранить ощущение единого фильма, чтобы не получился винегрет. Мы его и позиционировали не как альманах, а как одну историю. И это сложно, на самом деле, потому что режиссеры все очень разные, со своим почерком. Моей творческой задачей в этом проекте как раз было сделать так, чтобы фильм выглядел как единое целое.
Так навскидку даже не определить, кто что снимал...
Вы знаете, на Кинотавре никто не мог понять, кто что снял, и, что еще хуже, все подумали, что этой мой фильм. В связи с этим в прокатной версии перед каждой новеллой будет титр, сообщающий, кто режиссер каждой новеллы.
Мне показалось, что персонажи были выбраны в соответствии с типажами "ролевых игр": полицейский, учительница, школьница, депутат...
Ну почему сразу типажи? Это и есть люди нашего города, некий срез.
Да, и разные возрастные категории с характерными проблемами.
В этот раз разрыв между поколениями героев даже ярче. Есть новелла про школьницу, а есть про Джона Малковича, которому уже за 60. Этот фильм хорош тем, что в нем точно каждый найдет что-то свое, он будет интересен совершенно разной публике. Тот, кто заинтересуется новеллой про школьницу, вероятно, не поймет историю Джона Малковича...
Ну, на будущее.
Все живут мигом, какое будущее? (Иронически улыбается).
Вас эта сиюминутность настораживает?
Сейчас все стало временно, нет ничего постоянного. В фильме как раз мы пытаемся анализировать, почему это происходит.
Истории в фильме различаются не только возрастом персонажей, но и тематически: тут про поиск и страх отношений, там про то, как их сохранить. А итог - все-таки любовь есть, ее не спутаешь с эпизодическими увлечениями..
Конечно, у нас ведь кино так называется: "Про любовь". Как мы можем снимать, если мы в это не верим? Верим!
Однако начинается фильм со статистики разводов.
Да, потому что тема фильма: как сохранить брак, как сохранить любовь. Но заканчивается все хорошо, не за упокой (смеется). На этот раз все новеллы увенчаны хэппи-эндами и ни одна героиня не погибает.
Анна Меликян
Недавно слышала опрос по радио - нужен ли брак в современном обществе. Пришли к выводу, что союз необходим только в условиях кризиса, чтобы поддерживать друг друга, вести семейный бюджет, противостоять угрозе. А когда все члены общества финансово независимы, прибавьте к этому борьбу за равенство прав женщин и мужчин, феминизм, движение чайлд-фри - выясняется, что и объединяться не нужно, в браке просто отпадает необходимость в пользу мимолетных увлечений для здоровья и морального удовлетворения.
Ну это они как-то очень глубоко копнули. Мне кажется, во все времена человеку нужен человек. Неважно, это брак или нет... Как угодно назовите, дело же не в штампе, а в том, что ты просто не один. Какая разница, хорошо тебе или плохо, тебе всегда хочется жить не одному. Одиночество - это вообще самое большое испытание на Земле.
В фильме много внимания уделено соцсетям. Одна из героинь пользуется приложением для знакомств. Как вы относитесь к этому веянию, знакомствам в интернете?
Я отношусь к этому нормально, потому что я знаю много хороших примеров. Причем связанных не только с молодежью, а с совершенно взрослыми, серьезными людьми, которым просто больше негде познакомиться. Конечно, эта новая платформа дает им огромные возможности. Я за, мне нравится. Мир меняется, и человек тут же приспосабливается к этому миру, пытается в нем существовать. Мне интересно, куда все это приведет. И как режиссеру мне интересно развивать эту тему в кино.
В принципе, это ведь то же самое, что знакомиться на улице. Ты же не знаешь, кто тебе попадется. Он может выглядеть так, а на самом деле это какой-то маньяк. Просто переходим в зону интернета.
Да, правда, на улицах перестали знакомиться...
И вообще говорят, что скоро все будут знакомиться только в интернете, исчезнет романтика первых свиданий. Процентная статистика и соцопросы только подтверждают неутешительный факт.
Это я называю надвигающийся на нас виртуальный мир, который пока, на мой взгляд, в кино еще толком не отражен. И нам только предстоит его осмыслить. Романтика никуда не исчезнет, она трансформируется, обретет новые формы и способы выражения, но не исчезнет.
Федор Бондарчук и Виктория Исакова
И у вас в кино персонаж Малковича на лекции показывает телефон и говорит, мол, от него-то все наши проблемы. Вы тоже так считаете?
Ну, он не так это в лоб говорит, у него целый монолог на эту тему. Он имеет в виду жизнь в социальных сетях, то, что за этим следует, а не сами гаджеты. Дело тут вовсе не в телефоне.
Кстати, а как в роли лектора возник Джон Малкович?
Малкович там возник, поскольку он большой друг Ингеборги Дапкунайте, с которой он и сыграл в заключительной новелле. Она очень помогла, обошлось без всяких агентов, мы договаривались напрямую, на уровне телефонных звонков, рассказов. И, наверное, еще потому, что он испытывает какой-то огромный интерес к России, ему очень нравится Москва, я думаю, это тоже важно. Мы заканчивали съемки в Москва-сити, он жил в Ритце - так он шел пешком, отказывался от услуг телохранителя и просто шел один. Я переживала, как он дойдет, не заблудится - нормально, по навигатору шел, люди на улице подходили к нему...
Ваш фильм "Про любовь" в том числе и к Москве? Можно воспринимать его как некое признание в любви городу?
Теперь, как выяснилось, да (смеется). Но вообще это точно какая-то городская история. И я обычно говорю, что это история про нас, а мы живем в Москве. И мы снимаем про себя, про своих друзей, про отношения и про то, что нам в принципе близко. Мне важно, что в этом фильме фигурируют рестораны, которые мы знаем, улицы, по которым мы ходим каждый день. Кстати, рестораны, в которых мы снимали, нам ничего не платили, то есть product-placement там нет. И редакторы меня упрекали потом: зачем мы пишем в титрах названия, зачем рекламируем эти места, они же нам ничего не заплатили! А я говорила: это неважно! Потому что мы про здесь и сейчас, потому что это и есть наш город. Это должны быть узнаваемые места, а не вымышленные. Мы не будем ничего выдумывать, важно, чтобы человек, сидящий в зале, понимал, что это его улица, а это булочная за углом.
Вы сами переехали в Москву, получается, в 17 лет. Какое впечатление у вас было, когда впервые оказались здесь?
Я сразу влюбилась. Причем я думала, что будет тяжело: чужой город, я никого здесь не знаю, выгляжу не так, как они... Но у меня вообще не было проблем. У других, я видела, были проблемы. Не все прижились, кто-то уехал обратно. Не у всех пошло. А я как будто здесь уже жила. Как-то сразу очень легко влилась и в городскую среду, и с людьми познакомилась. У меня этого переходного состояния переезда в чужой город не случилось, наоборот, я как будто вернулась в свой город. И так до сих пор. Для меня теперь это родной город, я прожила здесь большую часть жизни. Все прекрасное и непрекрасное у меня в этом городе случилось. Конечно, я сюда приезжаю как домой. А когда уезжаю - скучаю как по дому.
То есть грант мэра за фильм о Москве вам достался заслуженно?
Меня, к счастью, никто не может обвинить в том, что моя любовь к Москве корыстная. Потому что ее я полюбила задолго до появления этого приза. Считаю, что здесь живут самые лучшие в мире люди и тут каждый день случаются чудеса.
Анна Меликян
В первом фильме "Про любовь" была новелла про японку, которая приезжает в Москву, чтобы найти русского мужа. Но в результате долгих поисков она приходит к сакраментальному выводу, что никто не подходит ей лучше, чем увлеченный русской культурой японец из ее же города.
Это на самом деле очень распространенная история. Многие японцы сходят с ума по русской культуре. И девочка-японка ищет русского мужчину, потому что она начитана, она читала русскую классическую литературу. Ей кажется, что русский мужчина - он как из этих книжек: с богатой душой, с ним можно поговорить.
Становится ли эта история подтверждением того, что невозможно по-настоящему полюбить человека другой культуры, национальности?
Нет, не становится. Она не про это. Где я и где национализм? (смеется) История, скорее, про то, что иногда твое счастье совсем близко, рядом с тобой, но ты почему-то его не видишь и устремляешься куда-то вдаль, а на самом деле просто надо остановиться и посмотреть вокруг. И вообще есть масса историй, когда люди совершенно разных национальностей прекрасно встречались, влюблялись и жили долго и счастливо. Сложности есть, безусловно. Как говорят, мы в детстве смотрели разные мультики. Но тем не менее, все возможно, это подтверждают примеры прекрасных браков.
В новом фильме героиня Равшаны Курковой не может найти себе пару, потому что мама с детства твердила: мужчинам нельзя доверять, они обманут, как твой отец...
Кстати, очень типичная героиня, и даже после просмотра на "Кинотавре" многие выделяли эту новеллу своей правдоподобностью. Причем я думала, она будет близка девушкам из восточных семей - ничего подобного. Многие русские девочки сказали, что это очень узнаваемая ситуация для них для всех. И я такие отзывы воспринимаю как самый большой комплимент, когда говорят: это про меня. Тогда я рада, значит, все хорошо.
У вас ведь тоже есть дочь, сколько ей?
Ей 10 лет.
Значит, разговоры про мальчиков не за горами.
Ну, это нормально.
Вы будете давать ей полную свободу?
Я не знаю, я же не планирую. Я думаю, мы будем по ходу как-то разбираться. У меня плана по воспитанию нет. 10 лет как-то прожили и дальше проживем, посмотрим.
Кстати, в этом фильме вы комически представляете персонажа Максима Матвеева, который играет суперзвезду, когда он сталкивается с фанатами: все бросаются делать с ним селфи, хотят от него ребенка и вообще проходу не дают. С вами тоже такое случается?
Меня могут узнать на улице, конечно, но такой славы, как у персонажа Матвеева, у меня нет, слава богу. Режиссер в принципе не может стать суперзвездой, это вообще такая теневая профессия. Режиссер не обязан быть узнаваемым, зачем это нужно? Массово знают только актеров, а сегодня даже уже не их, а ютуберов. Нас почти никто не знает - может, 1 процент людей. Очень мало режиссеров, которые стали брендами и про которых говорят: "Вышел новый Тарантино, надо пойти посмотреть. Новый Вуди Аллен вышел". Тогда неважно даже, как фильм называется. Но это единичные примеры.
Вам не обидно, что вашу славу перетягивают на себя актеры?
Мне вообще не обидно. Я свои моменты удовлетворения получаю в других местах - от того, что снимаю. Более того, я дружу с известными артистами и вижу, каково это, понимаю, что я этого не хочу. Мне нравится ходить неузнанной по улицам города, наблюдать за жизнью. А когда известный человек заходит в кафе, там даже климат меняется, люди по-другому себя ведут.
Все достают телефоны...
Нет, но какое-то напряжение появляется, все делают вид, что не смотрят, и, конечно, все смотрят, а это не так уж и приятно. Я вот хожу и не думаю, что на меня смотрят, меня кто-то узнал, может сфотографировать. Я чувствую себя свободной. У меня еще есть возможность влипнуть в какие-то приключения, в какие-то интересные жизненные сюжеты, и смотреть за развитием, и понимать, что это происходит не потому, что кто-то тебя узнал и поведение его мгновенно меняется в связи с этим, а просто потому, что в данный момент ты интересен и тебе интересно, и есть шанс увидеть живых людей, без натужных масок.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...