2016-9-8 20:45 |
Основа сюжета - дневниковые записи, которые Сергей Прокофьев вел с 1907 по 1933 год. Все слова, звучащие в картине, - оттуда. География фильма тоже не случайна. По этим российским городам и весям в начале прошлого века колесил гастролер Прокофьев, за ним последовали музыканты уже нашей эпохи - симфонический оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым и другие именитые участники 11-го Московского Пасхального фестиваля. Десятки тысяч километров пути - поезда, гостиницы, города, концертные залы... Дорога без конца. И камера неусыпно следит, а иногда и подглядывает за гастролерами. И оказывается, что радости и печали музыкантов двух столь разных эпох сливаются, переплетаются, - они, похоже, вечны, как сама музыка... Которая, конечно же, звучит в фильме на правах полноправной хозяйки. В картине принимает участие и драматический актер - Константин Хабенский. Он играет сразу две роли - Сергея Прокофьева и некоего молодого человека, который приезжает на дачу композитора с целью ее купить... Создатели документального фильма решились на смелый эксперимент, введя в картину драматическую игру и элементы игрового сценария.
Анна, как родилась идея снять фильм о Прокофьеве? Почему именно о нем?
Когда мне было лет 12-13, я обожала группу Queen. Больше всего я любила смотреть эпизоды про их гастроли. Меня восхищала подготовка к концерту, огромные силы, вовлеченные в организацию. И вы себе представить не можете, как я удивилась, когда впервые оказалась на концерте Гергиева. В его работе был такой бешеный драйв, такая захлестывающая эмоция, что в музыку можно было влюбиться сразу. Это была, как сейчас помню, Четвертая симфония Прокофьева... Сделать фильм про любимую музыку - это тяжело, но это точно радость.
Вы пригласили Хабенского потому, что он внешне похож на композитора?
А разве Константин похож на Прокофьева? Костя намного симпатичнее. Но он так убедительно создал образ, что кажется, будто и в типажах есть совпадение. Чтобы быть свободным в этом материале, надо иметь врожденную интеллигентность и чувство юмора. Костя удивительно точно передал интонацию Прокофьева - умного и ироничного человека. Эту роль мы не предлагали больше никому. К счастью, Константин согласился.
Над чем было сложнее работать - над игровыми эпизодами или над документальными?
Съемки документальной части фильма для тех, кто работал в игровом кино, - как ледяной душ, который непонятно когда включат и когда выключат. Стресс жуткий. Мы-то привыкли заранее готовиться к работе, а тут... Только представьте, что в рамках фестиваля оркестр каждый день переезжает из города в город, а иногда за один день сменяет два-три города. Переезд, разгрузка инструментов, репетиция, концерт - и дальше в путь. Такой темп, что снять что-то внутри всего этого - задача очень сложная. Нам-то еще надо выставить звук, камеры, на это времени нет совершенно. А вечерами в поезде мы, уже полумертвые, с оператором слушали музыку, которая должна исполняться на следующий день, чтобы понять, что снимать. Это длилось почти 40 дней. Хотя игровые эпизоды тоже были сложными, но по другой причине. Мы снимали на летней веранде дачи Прокофьева, которую не отапливали десятилетиями. Мы не могли включить тепловую пушку, так как малейший звук мог испортить запись. Закончили работать в коматозном состоянии. Мне лично было нереально стыдно перед Костей: ведь если мы мерзли, то каково было ему сниматься в одном фраке!
Денис, а вы благодаря этому проекту что-то новое узнали о Прокофьеве?
Дневники - это сенсация. В них открывается безумно любопытная личность. Ведь Прокофьев, по большому счету, остается для всех загадкой: это замкнутый, несколько странный человек и при этом гениальный композитор. Мое знакомство с Прокофьевым началось с "Пети и Волка" и балета "Золушка", который я считаю шедевром на все времена. Сейчас многое из того, что я о нем благодаря фильму узнал, мне как исполнителю пойдет на пользу. Последние годы я по всему миру играю его Второй концерт для фортепиано с оркестром. Я исполнял большое количество его произведений, но знакомство именно с этим материалом стало для меня откровением. Я погрузился в мир гения, который явно опережал свое время.
Вопрос к вам обоим. Как думаете, Прокофьев одобрил бы такую интерпретацию своей судьбы?
Анна. Думаю, да. Он любил внимание к себе, на законных основаниях считал себя гением. И, что важно, он обладал чувством юмора и даром литературного слова. Он бы оценил, что мы не добавили от себя ни строчки, что каждое слово в фильме - это голос из его записей.
Денис. Трудно сказать. С одной стороны, Прокофьев был непубличный человек, даже мрачный. А с другой - он гениально воплощал в музыке юмор. Только трое так умели - Моцарт, Прокофьев и Щедрин. А как тонко он издевался внутри музыки над властью! К счастью, "власть" этого не понимала. Судьба противоречивая, и человек он был противоречивый. Он вернулся из заграницы в СССР в 30-е годы, писал хвалебные оды Сталину, а потом оказался в опале. И надо же - умер от гипертонического криза в один день со Сталиным. Многие только это про него и знают, так что фильм откроет много нового даже для человека, далекого от музыки.
Справка. Сергей Прокофьев (1891-1953 гг.)
Один из выдающихся композиторов ХХ века, автор 11 опер, 7 балетов и 7 симфоний, дирижер и пианист. Первую оперу - "Великан" - написал в возрасте девяти лет. Его музыка звучит в фильмах "Александр Невский" и "Иван Грозный". Симфоническая сказка Прокофьева "Петя и Волк", созданная в 1936 году для Центрального детского театра, известна детям всего мира. С 1918 по 1936 год Сергей Прокофьев жил и работал за границей, в СССР приезжая лишь на гастроли. Затем вернулся на родину. В годы войны создал два своих крупнейших произведения - балет "Золушка" и оперу "Война и мир". Современники утверждали, что Сергей Прокофьев был человеком непростым, во многом опережающим свое время. Он часто демонстрировал свою эпатажность, стремился быть в центре внимания. Ярким был и внешний вид Прокофьева: он всегда одевался со вкусом, но позволял себе броские цвета и эксцентричные сочетания в одежде.
Текст: Марина Бойкова
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...