Александр Олешко: "Я отмечаю 40-летие с благодарностью"

Александр Олешко: Я отмечаю 40-летие с благодарностью
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2016-7-23 14:10

Свою первую зарплату он получил в 13 лет в Кишиневском цирке. Причем из нее по советским законам даже вычли какую-то сумму за бездетность! Вот и получается, что заслуженный артист России Александр Олешко на арене, на сцене, на съемочной площадке, в телестудии - уже более четверти века! Трудоголик. Человек-оркестр. Острослов, шоумен... При этом далеко не рубаха-парень. К панибратству не располагает, сразу определяет дистанцию. И как собеседник Александр - из сюрпризных. То есть из самых интересных. Никогда не предугадаешь, куда он повернет разговор, как ответит.

Итак - 40. Говорят, мужчина эту дату должен пропустить.

Я не суеверный. Хотя мне все говорят: "Ни в коем случае про юбилей не говори, отключи телефон, поздравления не принимай!" У меня же, наоборот, в этот день будет включен телефон, я с радостью эту дату отмечу. С благодарностью к Богу, к Небу, к родителям - за жизнь. Честно говоря, меня немного удивляет, что так серьезно говорят о моем 40-летии. У нас есть пример творческого долголетия - Владимир Зельдин. В сравнении с его возрастом моя жизнь только начинается и впереди у меня 61 год активной творческой деятельности.

Вы назначили нашу встречу на Патриарших прудах. Любите это место, потому что оно благодаря Булгакову овеяно легендами?

Место это сегодня овеяно не легендами, а ресторанами. Из Патриарших прудов сделали сплошную тусовку. По ночам ор, толпы людей. Я в этом районе давно живу. Сначала всеобщее вечернее оживление меня забавляло, теперь беспокоит. Но я надеюсь, что мода развлекаться именно на Патриарших пройдет и толпы эти схлынут в другое место.

Как относитесь к Москве в целом? Наверняка, когда приехали из Кишинева в столицу 15-летним мальчишкой, она вас крепко испытывала.

В Москву я влюбился еще в первом классе, когда открыл букварь и увидел на развороте рисунок — Красную площадь. Сказал маме: "Я хочу жить в Москве!" — домашние лишь улыбнулись в ответ. А я целенаправленно стремился в этот город. Что совершенно не отменяет моей величайшей любви к солнечному советскому Кишиневу. Сегодня это другой город. Раньше он был удобным, уютным, многонациональным и очень добрым. В своих детских мечтах я всегда думал, что буду жить на два города: в столице нашей Родины и в том, где родился. Но государства того, к моему великому сожалению, большого нет… Я, кстати, в детстве вставал на табуретку и объявлял: "Мама, папа, для вас поет и говорит народный артист СССР Саша Кобзон!" Мог ли я в том возрасте, видя по телевизору трансляции концертов из Колонного зала Дома союзов, представить, что на этой сцене у меня будет юбилейный концерт, в котором примет участие в том числе и Иосиф Кобзон!

Ну вот, а вы не раз говорили в интервью, что не из везунчиков. Тем не менее хотели в Москву — пожалуйста, хотели в артисты — милости просим!

Нет-нет, я совершенно не из везунчиков. Я не просто хотел — я делал. Развивался, работал. Учился. Ограничивал себя во многом. У кого-то лето — а у меня пахота. У кого-то ночной клуб — а у меня пахота. У кого-то отпуск — а у меня пахота. Ничто с неба не падало. И сейчас не падает. В моей спальне на стене по-прежнему висит приколотая иголочкой записка: "Крути педали!" — в студенческие годы я сам себе написал такой девиз. На самом деле в жизни все просто. Взять велосипед. Если он не ездит, он ржавеет, грубеет, цепи падают. Если будете им пользоваться — и вы здоровы, и он здоров. Вот и все.

Если вернуться к мечтам. Все ли удалось осуществить благодаря работе и упорству?

Там, где это зависело только от меня, — да. Например, когда я начал жить в Москве, она уже была не той Москвой, о которой я мечтал. На моих глазах она трансформировалась, изменилась. И мир, в котором я оказался, был не тот. Мне не оставалось ничего другого, кроме как создавать свой собственный маленький мир с дорогой мне атмосферой, свою собственную семью, партию, если хотите, которую я бы назвал партией любви, добра, уюта, адекватности.

Сложно стать членом этой партии?

Двери открыты. Но если человек ее простой устав не соблюдает, то двери закрываются. Однако это не значит, что я людей не прощаю. Я прощаю практически всё и всех. Если необходимо, могу и дальше общаться, но близко уже не подпущу. Я печалюсь, сожалею, но иду дальше. У меня нет времени застревать на этом. Вот Даниил Гранин, замечательный писатель, сказал: "Жизнь так коротка, что очень глупо прожить ее несчастным". Поэтому я не поддаюсь никаким печалям и делаю свою жизнь счастливой. И хочу, чтобы рядом со мной были только близкие мне по духу люди. Знаете, я недавно посмотрел фильм про Юрия Яковлева. Узнал, что за всю жизнь у него было лишь два друга: Владимир Шлезингер, знаменитый актер Вахтанговского театра, и еще один человек непубличной профессии. Но зато они у Юрия Васильевича были! А есть люди, которые живут в эпицентре какой-то людской массы, суеты, но очень сомневаюсь, что в этой массе найдется у них хоть один друг. Это всё приятели, нужные люди, свита — всё только шум, шум, шум!

А как у вас с друзьями?

Мне есть на кого опереться, есть кому задать вопрос и от кого услышать порой жесткий, но зато честный ответ. Это вообще очень важно, чтобы рядом были люди, которые могут сказать тебе правду. Жизнь, как известно, театр, и все мы в нем актеры, и все в этом театре друг другу бесконечно врут. Кто-то — по поводу внешнего вида, кто-то — по поводу успехов и так далее. И критическая масса вранья накапливается, накапливается. Но ведь кто-то должен отрезвлять тебя! С другой стороны, эти люди и тебе позволяют сказать им правду. А ведь немало таких, которые не позволяют.

Александр очень молодо выглядит и при этом уверяет, что абсолютно ничего для этого не делает. Говорит, его внешность – это состояние его души

Среди этих замечательных людей есть женщины?

Разумеется.

В интервью двухгодичной давности вы сказали, что наконец-то встретили девушку, с которой хотели бы прожить всю жизнь. Однако она не хочет афишировать ваши отношения. Раз сюжет не получил развития, делаю вывод: не сложилось?

(Улыбается.) Наоборот, все прекрасно сложилось. Но я до сих пор жду, когда мне будет дана верительная грамота, разрешение или, как сейчас модно говорить, санкция, чтобы явить свою избранницу миру. Как бы это сказать… Я уважаю решение человека состояться в этой жизни самостоятельно. Вы же понимаете, что достаточно одной какой-нибудь фотосессии, обложки, официального заявления, как на человека обрушится огромная лавина внимания. Начнутся обсуждения, сплетни, домыслы... Вы представляете, что такое для женского, неприспособленного к публичной жизни, хрупкого, талантливого и, кстати, юного организма вынести все это?

А если она так и не захочет "светиться"?

Значит, так и будет. Ведь неслучайно, если брать известные примеры из жизни артистов, удачным у них оказывался лишь второй, третий, а иногда и четвертый брак. И то в том случае, если женщина осознанно оставалась в тени, в тылу. Опять хочу сказать про Юрия Яковлева. Я только недавно понял, что женщина, с которой я еще со студенческих времен каждый раз, оказываясь в Театре Вахтангова, здоровался, — его жена. Она не актриса, но всю жизнь работает в театре. А тут, послушав ее интервью, я понял, как было важно и здорово Юрию Васильевичу иметь именно такую жену — которая его понимала, ждала дома, оставалась в тени. А он продолжал быть красавцем, любимцем публики… Какое счастье, что я успел увидеть его на сцене!

Александр играл в нескольких театрах и признается, что Театр Вахтангова – тот корабль, на котором он хотел бы плыть и дальше. Актер любит прийти за несколько часов до спектакля, посидеть в пустом зале и представить, какой зритель придет, с каким настроением...

Вы упомянули Театр Вахтангова. Это не случайность, что вы верны ему уже много лет?

Когда я окончил Щукинское училище, у меня было несколько предложений. Меня одного с курса сразу пригласили Валентин Плучек в Театр Сатиры, Константин Райкин в "Сатирикон", Олег Ефремов во МХАТ. У меня сохранилась аудиозапись нашего разговора с Олегом Николаевичем. Когда Ефремов говорит тебе, юному мальчику, комплименты по поводу твоих способностей — это похоже на сказку!.. Практически сезон я отыграл в Театре Сатиры, потом десять лет служил в "Современнике", параллельно играя один спектакль в Театре Вахтангова — "Мадемуазель Нитуш". Кстати, когда мы его репетировали, Михаил Ульянов в своем знаменитом синем кабинете задал мне вопрос: "Пойдешь ли в Театр Вахтангова?" В общем, я знаю атмосферу и репертуары разных театров, поэтому могу сказать, что действительно нашел свой дом на Старом Арбате. Я очень люблю волшебный мир Театра Вахтангова. И взволнован тем, что и на Новой сцене, и в историческом фойе висят мои портреты, что я делю одну гримерку с такими легендами, как Лановой и Этуш.

Давайте развеем какой-нибудь миф об Александре Олешко?

Давайте. Вот я буквально позавчера прочитал в "Инстаграме" примерно следующее: "Ой, ну этот Олешко! Он такой хорошенький, скоро его в этом шоу-бизнесе сожрут с потрохами!" Официально заявляю: я несъедобный. (Смеется.) Поэтому попытки как-то меня приготовить или проглотить никогда ни у кого не увенчались успехом. Я знаю, что про меня часто говорят: "Этот Олешко! Он такой сладкий!" Улыбка моя не дает людям покоя. Недавно я позвонил Дмитрию Нагиеву с просьбой осуществить мечту одного мальчика-инвалида — сфотографироваться с ним. Ребенка родители привезли в Москву из провинции. И Дмитрий мою просьбу выполнил, даже пригласил мальчика на "Голос". А потом рассказал свежую шутку про меня: "Когда Александр Олешко ходит на кулинарные программы в качестве гостя, в тесто сахар не добавляют: он просто в него улыбается". Я смеялся. Хотя я совсем не сахарный и могу быть очень жестким!

Нет сомнений, что вам есть за что себя похвалить в день юбилея. И достижений — целый список. Что в этом списке для вас самое-самое?

Знаете, творческие достижения всегда могут быть поставлены под сомнение. Наше дело — вещь субъективная: кому-то нравится, кто-то говорит, что бездарно. Поэтому своим главным достижением я считаю то, что пришел к 40 годам нормальным человеком, не продавшим душу, никому ничего не должным, никого не предавшим. Засыпаю спокойно, просыпаюсь с улыбкой. И очень люблю изречение Ницше: "Я пью из маленького стаканчика, но зато из своего".

Текст: Марина Бойкова

Подробнее читайте на ...

вахтангова александр олешко театре театр сцене кто-то мир