2019-12-3 18:21 |
Ян Фабр считается одним из самых провокационных и известных художников современности. В Родном Антверпене Фабр - чуть ли не второй человек после мэра, а его золотое изваяние высотой 4 метра стоит в главном Кафедральном соборе города. Российскому зрителю художник и режиссер наверняка известен по книге "Ночные дневники", отрывки из которой были представлены на фестивале моноспектаклей Solo в Москве, а также по вызвавшей резонанс выставке в Эрмитаже "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты", где главными экспонатами стали чучела мертвых животных.
Специального кастинга на главную и единственную роль в моноспектакле Фабра "Ночной писатель" не проводилось. Позвать Александра Молочникова и Андрея Феськова (они поочередно исполнят главную роль) было решением театра. Так, по звонку художественного руководителя БДТ Андрея Могучего актеры отправились на репетиции в Антверпен, где и познакомились с режиссером. Неудивительно, что выбор творческой группы пал именно на Молочникова, актер и режиссер также любит экспериментировать и много путешествует по миру в поисках вдохновения и опыта.
Александр Молочников:
До совместной работы с Яном Фабром знал я о нем, к своему же удивлению, немного. Мне довелось увидеть отрывки его 24-часового спектакля "Гора Олимп", которые очень меня впечатлили, а также слышал о претензиях в его адрес нашумевшего движения #metoo. Поэтому впечатление об этом человеке складывалось противоречивое, с одной стороны – это совершенно точно мощная творческая единица, а с другой – достаточно изощренный во взглядах на искусство человек.
В "Горе" с первых же сцен перед вами предстают обнаженные актеры, лицо одного из героев находится между ягодицами другого и так далее. Однако, это совершенно точно производит неизгладимое впечатление и является настоящим большим искусством. На деле же, после знакомства, передо мной предстал совершенно отличный от сложившегося образа человек. Это интеллигентнейший мужчина в возрасте, настоящий европеец, гостеприимный, невероятно работоспособный, художник и режиссер с большой буквы, а также невероятный эрудит, способный дать фору любому искусствоведу, в вопросах от наскальной живописи до самых авангардных художников и режиссеров современности, да и общих знаний в области кино, театра, в том числе российской культуры. Он очень хорошо ориентируется в русской литературе, философии... своего рода человек-википедия, складывающий эти знания в искусство.
Кстати, сам Ян очень не любит слово эрудиция и его упоминание в свой адрес, но это совершенно точно максимально эрудированный человек, философ своего поколения с собственным мировоззрением и собственной религией. При этом мне показалось, что он несет заряд очень оптимистичного взгляда на мир при четком понимании всех ужасов этого мира. В качестве примера я бы привел его работу с физиологией человека на сцене, это часто разговор о том, что болезни и то, что мы часто называем уродством, на самом деле являются естественным рождением природы, человек, родившийся с одной ногой настолько же человек и настолько же прекрасен, как и любой другой. И на этом Ян легко может построить часть своего спектакля и действительно возвести то, что мы называем несовершенством в красоту и заставить нас увидеть эту самую красоту.
Это лишь маленький пример его огромного мира, в котором он вступает в достаточно провокационный, но отнюдь не поверхностный диалог со всеми нашими предубеждениями. Наблюдать этот диалог было крайне интересно. Интуитивно я до встречи с Фабром понимал, что за его провокацией стоит нечто большее. Но сейчас я точно знаю, что Ян – гений. С такими людьми прежде мне общаться не доводилось. Кстати, еще немного про #metoo. Некая девушка обвиняла Фабра в том, что он писал ей смс-сообщения и звал в отель. И все бы ничего, но Ян никогда не имел мобильного телефона и не умеет им пользоваться, о чем все его коллеги прекрасно знают. Вот такая история.
По сути, весь спектакль – это монолог Фабра, его личные дневники и фрагменты ранних постановок. И это действительно очень сложная для меня история, в рамках постановки нужно целый час сидеть за столом и читать текст, фактически не вставая. Текст лишен сюжетности, но не лишен магии. Чтобы уловить ее, нужно полностью забыть про весь накопленный опыт и абсолютно довериться режиссеру, наверное, если бы я сам не имел столько ситуаций, когда артист не сразу мне доверяет, пытается держаться за штампы и свои представления о том, как нужно, мне было бы сложнее сразу отказаться от всех своих знаний и полностью отдаться Фабру в актерском плане.
Премьера спектакля "Ночной писатель" состоится 14 декабря в Санкт-Петербурге, на сцене Фанерного театра в БДТ им. Г. А. Товстоногова, и войдет в программу фестиваля Яна Фабра Love is the Power Supreme. "Ночной писатель" станет первой репертуарной работой Фабра в России.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...