2015-8-29 09:00 |
Ингрид Бергман родилась 29 августа и покинула этот мир 29 августа. К 100-летию великой актрисы HELLO! вспоминает один из самых счастливых и сложных периодов в ее жизни.
29 августа великой актрисе Ингрид Бергман исполнилось бы 100 лет: она родилась в этот день на исходе лета и ровно в тот же день, 67 лет спустя, покинула этот мир. Между двумя датами - непростая, но удивительно яркая жизнь, полсотни громких ролей в кино, всенародная любовь по обе стороны океана и внутренние переживания "за кадром", так и оставшиеся до конца неразгаданными.
"Идеал женственности, одна из величайших актрис Голливуда", - пишут про Ингрид Бергман в справочниках по кино. Ее, красавицу с благородными чертами лица, вспоминают чаще всего не из-за киноролей и даже не из-за трех оскаровских статуэток - Ингрид любят за природную естественность, отсутствие кокетства и ужимок, которое всегда выгодно выделяло ее среди других голливудских актрис. Слишком высокая, с чересчур широкими бровями, не пользующаяся декоративной косметикой, она и без всяких ухищрений была уверена в себе. Ее партнеры (среди них были Грегори Пек, Кэри Грант, Хамфри Богарт) как один твердили, что другой такой не найти: неприхотливой, скромной, упорной и никогда не принимавшей правил "фабрики грез".
Бергман одинаково любили в Голливуде, в Каннах, в Венеции. А она готова была отказаться от всего ради любви одного человека - режиссера Роберто Росселлини, пронзительный роман с которым длился 7 лет. К юбилею актрисы HELLO! вспоминает один из самых счастливых и сложных периодов в ее жизни.
Трудности перевода
Весенним вечером 1948 г"Рим, открытый город", и зал был заполнен лишь на четверть. Среди зрителей сидела звезда отгремевшей "Касабланки" Ингрид Бергман: вместе с мужем Петтером Линдстремом она решила провести вечер в кино. Погас свет, началось действие, зал замер. А 90 минут спустя на выходе из кинотеатра заплаканная Ингрид сказала Петтеру: "Если действительно существует на свете человек, который смог снять подобное, он должен быть настоящим божеством".
Божеством тогда в Голливуде могли называть разве что саму Ингрид. К 30 годам она успела получить свой первый "Оскар" за триллер "Газовый свет", Альфред Хичкок пел ей дифирамбы, а режиссер Виктор Флеминг пригласил сыграть Жанну д'Арк. Роль любимицы народа подходила ей идеально. За скромность и искренность Ингрид обожали все: и самые предвзятые зрители, и коллеги по съемочной площадке вплоть до последнего осветителя. Недоброжелатели же лишь беззубо острили: "Представляете, вчера я видел фильм без Ингрид Бергман. Бывают и такие в Голливуде".
Но в этом Голливуде никто не знал про Роберто Росселлини, и Ингрид поспешила это исправить. "Дорогой мистер Росселлини, если вам понадобится шведская актриса, говорящая по-английски, не забывшая свой немецкий, кое-что понимающая по-французски, а по-итальянски знающая только Ti amo, я готова приехать и работать вместе с вами", - написала она и отправила письмо на итальянскую киностудию, где работал режиссер. Бергман справедливо рассудила, что собственное громкое имя принесет ее новому кумиру долгожданную славу. Росселлини же выдал лишь короткое "Кто это?", когда ему перевели суть странной весточки из Америки. Да, кажется, он видел "эту Бергман" в каком-то шведском фильме "Интермеццо" и ничего больше про эту актрису не знал. Но тем не менее Роберто ей ответил: "Дорогая Ингрид, уверяю вас, что мечтаю снять с вами фильм и с этого момента буду делать для этого все возможное".
И они встретились (спустя почти 12 месяцев и еще после нескольких переведенных с английского на итальянский писем) на площадке фильма "Стромболи, земля Божья". На одноименном итальянском острове, где проходили съемки, Ингрид Бергман играла свою первую главную роль у Росселлини. А когда работа над фильмом закончилась, она уже не вернулась в Америку.
Игра слов
Маленькая Ингрид с детства знала о силе слов и их значении. У нее было значимое имя, такое же, как у шведской принцессы. Была известная фамилия - как у режиссера Ингмара Бергмана, хотя эти двое и не являлись родственниками. "Пожалуйста, Господь, позволь мне быть актрисой", - написала она в личном дневнике в 12 лет. В 2 года она потеряла мать, в 13 - отца, а после - веру в то, что кто-то еще в этом мире может поддержать ее. Ингрид полагалась лишь на себя, а еще на загаданное в детстве желание и до последнего оставалась верна ему. Она ставила на слова, когда писала то письмо Росселлини, и в итоге вытянула счастливый билет. Правда, счастье это оказалось ловушкой.
В Америке она оставила дочь от первого брака Пию и мужа - холодного, рассудительного Петтера. Стоматолог равнодушно относился к карьере жены. Она же, играя главные роли в кино, спокойно отдавала ему ведущую партию в их семейной жизни. Режиссер Роберто Росселлини с его взрывным хжность чувствовать, играть и самой принимать решения. Этого ей и не смог простить Петтер, а вместе с ним - вся Америка.
Она больше не любила мужа, но тот, согласившись расстаться, намеренно усложнил бракоразводный процесс и не позволял ей видеться с дочерью. Боссы киностудий, раньше носившие Ингрид на руках, отказывались снимать ее, зрители называли шлюхой и призывали запретить все фильмы Бергман в Америке. Дошло до того, что в Конгрессе США всерьез заговорили о том, что нужно следить за моральным обликом некоторых киноактрис. Всего за пару лет до романа с Росселлини Ингрид играла монахиню в картине "Колокола Святой Марии", затем - ту самую Жанну д'Арк в фильме Флеминга, после чего публика фактически причислила ее к лику святых. Уже во время публичного осуждения актрисы Роберто снимет ее в 1954 году в картине "Жанна д'Арк на костре", где святую предадут анафеме, и кинореальность станет очень похожа на жизнь самой Ингрид. "Я играла Жанну д'Арк, но сама никогда не была святой. Я была лишь женщиной, таким же человеком, как и мы все", - напишет она через много лет про то время.
Интермеццо
"Ингрид, я не пишу заранее сценарий, он, на мой взгляд, лишь ограничивает наши возможности", - писал Роберто актрисе в начале их знакомства. В реальной жизни он также предпочитал действовать импульсивно и по настроению, был чрезвычайно эмоционален и довольно часто беспочвенно ревновал жену (они поженились в мае 1950 года) - к мужчинам, славе, даже к работе, запрещая сниматься у других режиссеров. У них было трое детей (сын Робертино и близняшки Изабелла и Изотта) и огромное количество счастливо прожитых вместе дней, но еще больше в жизни Ингрид становилось самого Роберто, и от этого она задыхалась.
Они разрушали друг друга: Роберто, несмотря на разгромные рецензии критиков, не мог перестать снимать ее в своих фильмах, а Ингрид не могла почувствовать себя свободной из-за навязчивой опеки мужа. В 1956 году они посетили Канны в качестве почетных гостей, оба улыбались и казались счастливыми. У Ингрид в процессе производства находилось два проекта, одному из которых - фильму "Анастасия" - было суждено стать ее триумфальным возвращением в Голливуд. Роберто уже не был ее режиссером, но все еще оставался ее мужем. Год спустя они расстались окончательно.
На заре своей карьеры в 1939 году Ингрид снялась в шведской картине "Интермеццо", в которой ее когда-то впервые увидел Росселлини. Название фильма отсылает к обозначению небольшой музыкальной пьесы, соединяющей две части произведения своим особым ритмом, настроением. Таким интермеццо в жизни Ингрид оказался ее роман с Роберто: небольшой, но яркой историей, которая перевернула ее жизнь. Она вернулась в Америку, была публично прощена и вновь вышла замуж - за шведского продюсера Ларса Шмидта, но о Роберто так никогда и не забыла. После третьего развода, смерти Росселлини в 1977 году и страшного диагноза "рак" ее спасала только работа.
Она до последнего снималась в кино. Говоря о себе, повторяла одну из своих любимых фраз: "Счастье - это хорошее здоровье и плохая память..." А на все вопросы о личной жизни лишь, улыбаясь, отвечала: "Мои мужья прекрасно знали, что в первую очередь я актриса. Они сильно рисковали, когда женились на мне".
Про этот риск - добровольный и вполне осознанный - не понаслышке знает и их с Роберто дочь Изабелла. Костюмер на площадке у отца, модель, муза Дэвида Линча и братьев "Особый взгляд" прошедшего Каннского кинофестиваля. В этом качестве Изабелла и прошла по знаменитой красной дорожке. Она оценивала фильмы, провела памятный концерт в честь Ингрид, где были вслух зачитаны фрагменты из переписки ее отца и матери. А еще показала картину "Ингрид Бергман: ее собственными словами". Ведь слова, как мы помним, всегда имели для четы Росселлини особый смысл.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...