2017-6-16 14:08 |
22 июня, в день, когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, на экраны выходит военная драма "Холодное танго" с Юлией Пересильд и Риналем Мухаметовым. За неделю до официальной премьеры в кинотеатре "Октябрь" состоялась звездная премьера первого за 10 лет фильм Павла Чухрая, награжденного на открытии 28-го "Кинотавра" почетным призом "За честь, достоинство и преданность кинематографу".
Жанр фильма его создатели определяют как "военная драма" или, скорее, мелодрама, но действие его происходит уже после войны. Не только боевые действия, но и сопутствующие им обстоятельства способны искалечить жизни людей. Еврейский парень Макс (Риналь Мухаметов) возвращается в советскую Литву из советской России, чтобы разыскать Лайму (Юлия Пересильд), родители которой пару дней прятали его от фашистов во время войны. Прятали в доме, который принадлежал семье Макса и был передан литовским коллаборационистам после расстрела его родителей.
Трагическое прошлое, с детства связывающее двух героев, мешает им жить и любить друг друга в настоящем. История жестока, и теперь в советской Литве как преступников преследуют сотрудничавших с оккупантами крестьян, рабочих, эшелонами высылают в Сибирь. Даже если они "просто подносили уголь", вина и ответственность за преступления нацистов лежит и на них. Можно ли упрекать их в корысти? Все хотят спасти свою семью и выживают как могут, в трудных исторических обстоятельствах.
Мы стараемся никого не осуждать, а понять людей, которые оказались перед трудным нравственным выбором, - рассказал режиссер картины Павел Чухрай на пресс-конференции перед премьерой. - Каждый по-своему, со своими компромиссами, своим понимаем добра и зла на войне пытается остаться человеком. Люди попали в мясорубку, когда непонятно, кто хороший, а кто плохой. Кто-то разве знает ответ на этот вопрос? - добавила Юлия Пересильд. - Ад на земле уже был. Главное не прийти к нему ещё раз.
Актриса играет литовскую девушку Лайму. Гордая и независимая, из мести за изуродованное детство она оскалилась на жизнь и зареклась любить. Месть - та разрушительная сила, порождающая новое зло, и в личном, и в историческом плане. Герои, мстящие друг другу, прежде всего ранят себя.
Ненависть - очень сильное чувство, оно сжигает изнутри, - рассуждала Юлия. - От любви к ненависти шаг сделать можно в два счета, а вот обратно вернуться тяжело.
Фильм "Холодное танго" создавался при поддержке канала "Россия", где пройдет телепремьера, так что в него проникли некоторые штампы телесериалов и мелодраматические эффекты "для привлечения зрителя".
Мы делали, в общем-то, "Ромео и Джульетту" в тех обстоятельствах, препятствиях и столкновениях, которые были в середине XX века, - упомянул Павел Чухрай вечную во все времена историю запретной любви. Темой войны часто спекулируют, выжимая слезу - сказала Юлия Пересильд. - Нам было важно держать напряжение, не допустить, чтобы все безостановочно плакали, при этом рассказать историю непростую, сложносочиненную по сюжету и по историческому моменту. Было трудно не сорваться и не заплакать с первого кадра - и режиссер, и актеры, обсуждая сцены, были на слезе, а на площадке этого допускать нельзя, нужно держаться, ведь люди, которые прошли через трудности, в принципе меньше плачут.Фильм "Холодное танго" можно сравнить с другими фильмами Чухрая: "Вор", "Водитель для Веры" - та же эпоха, те же больные вопросы. Перекликается с ним и документальный проект Чухрая "Дети из бездны" про Холокост. В основе фильма "Танго" - повесть "Продай твою мать" русского писателя Эфраима Севелы, значительно переработанная режиссером-сценаристом.
Ретро-стиль картины и события советской истории ничуть не сбавляют ее современного звучания. Ключевая сцена фильма разворачивается у Балтийского моря, холодного и серого: герой Сергея Гармаша, репрессированный из-за милосердия к "врагу" советский офицер Таратута, бывший начальник Макса, безответно обращается к стихии истории: "Эх, Родина, почему ты так жестока и бескомпромиссна?" За кадром, наигранный на губной гармошке, звучит мотив танго.
Какие мы - такая и наша родина, - считает Павел Чухрай. - Снимать с себя ответственность - самое простое дело. Если бы этого не было, то и родина была бы другая. Стыдно за то, что мы ничего не делаем, хотя так много разговариваем о добре, - заключил Риналь Мухаметов. - Если бы мы убрали руки от производства оружия, это был бы высший пик эволюции. Мы развиваем технологии, но не развиваемся внутренне. Когда каждый полюбит ближнего своего по-настоящему, тогда мы станем великими.Это не развлекательное кино, - добавила Юлия Пересильд. - Но если мы хотим как-то развиваться, нужно смотреть и такие фильмы.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...