2019-12-27 16:50 |
Благотворительный резервный фонд Александра Лебедева и проектная группа "8 линий" представили site-specific оперу режиссера Юрия Квятковского "Мистерия Высокого Давления". Гостями премьеры стали члены семьи самого Лебедева, а также ветераны перформанса, включая Филиппа Киркорова. На создание эпического действа российского предпринимателя вдохновило само пространство завода.
Я попал на завод в то время, когда были еще свежи впечатления от посещения Египта, куда я ездил накануне. И "увидел" в цехах и пирамиды Гизы, и храмы Карнака. Ну да, СССР поклонялся другим богам - он строил храмы космической индустрии, тяжелой религиозной идеологической промышленности. Религия, машиностроение, культура, идеология, этатизм все - было на месте, но не хватало искусства. В такие грандиозные декорации оно само просилось! Познакомившись с Антоном Кочуркиным и Юлей Бычковой, пройдя через отлично выполненную ими задачу экофестиваля в Алуште, мы стали обсуждать опыт "Страстей по Мартену" в Выксе, где искусство уже побывало в цеху. Так, за два месяца работы родилась "Мистерия высокого давления" - на мой взгляд, уникальный шедевр синергии советской индустрии и театрального искусства, представленный ночью на самой большой сцене в мире размером в 3,5 га. Real immersive experience! Это наш общий успех! - говорит инициатор мероприятия Александр Лебедев.
Попытка отразить действительность настоящего - это и есть посвящение в "", созданную совместно с трудовым коллективом чеховского "Энергомаша"везло: лучших декораций, чем сам завод, не придумаешь. Сложное оборудование, материалы, цеха очень художественны сами по себе. Стоит приложить к этому творческий взгляд, и пространство тут же оживает. Более того, продукты, производимые на заводе, использовались в инсталляциях и, в том числе, в музыкальном инструменте, на котором Николай Попов исполнил композицию в первом действии. Непросто было синхронизироваться с режимом работы действующего предприятия, распорядком, и организовать внутри него творческий процесс, но нам это удалось. Также нам было важно, чтобы заводчане открыли свое детище по-новому и испытали чувство гордости. Именно поэтому многие рабочие принимали участие в спектакле, а почетные ветераны завода находились в качестве зрителей. В финале публику ждало грандиозное шоу с лазерами, дымом, балетом, подвешенными конструкциями, где мы соединили возможности производства и современной сценографии. Лирическая и интригующая концовка, где двое актеров растворились в пространстве цеха, определенно натолкнули всех присутствующих на размышления о прошлом и будущем завода и в целом промышленности, - поделился продюсер перформанса Антон Кочуркин.
В первой части зрители окунулись в атмосферу военного времени: 1942 год, силы уже на исходе, но рабочим жизненно необходимо трудиться для себя, для фронта. Стране нужно, чтобы котлы кипели, люди нуждаются в тепле, а электростанции - в арматуре. После того как ремесло Высокого Давления все-таки побеждает, появляется первая в мире атомная электростанция. Укротить природу силой человеческого духа - это и есть новый вызов для рабочих. Для достоверной передачи событий того времени в качестве материала для либретто использовались инструкции к станкам, вербатимы рабочих, архивы предприятия. Так, сложные аппараты и детали стали инструментами для звукоизвлечения, а конструкции завода предстали в роли балетной сцены и декораций.
Главная задумка принадлежала владельцу завода Александру Лебедеву. Он хотел акцентировать внимание на производстве, и мы предложили такой нестандартный способ - site-specific перформанс в действующих цехах, который отражает и транслирует историю создания завода и реальную жизнь рабочих. Чем примечателен формат site-specific, так это столкновением творческой мысли с конкретными условиями. Режиссер выстраивает инсталляции с помощью реальных станков, актерам нужно освоить тонкости производства деталей для атомных электростанции, а рабочий коллектив погружается в атмосферу креативных идей драматурга и хореографа. Другими словами, это искусство haute couture, которое происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Из такой яркой коллаборации все смогли вынести новые знания и потрясающий опыт. И самое главное, нам удалось создать уникальное произведение театрального искусства, которое, я надеюсь, запомнится всем надолго, - рассказала продюсер перформанса Юлия Бычкова.
На протяжении всего спектакля зрители были свидетелями таинства рождения завода под аккомпанемент оркестра и хора, увидели завораживающую оперу в движении и масштабные инсталляции прямо в сердце действующего производства. В кульминационный момент, когда десятки артистов, киловатты света и звука, движущиеся платформы, краны и спецэффекты заставили ожить огромное предприятие, стало ясно - так выглядит возрождение промышленности.
У меня был опыт работы с различными индустриальными пространствами, но особенностью именно этого проекта стал его масштаб - мы старались использовать все возможности завода, чтобы вовлечь его в этот исключительный процесс. Предприятие никогда ранее не было задействовано в чём-то подобном, и для создания такого яркого арт-события внутри него мы проделали колоссальную работу. Ее отражением стал грандиозный финал - именно он должен был "попасть" в каждого из нас, - поделился режиссер-постановщик Юрий Квятковский.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...