2019-10-25 18:15 |
Этим летом скончалась Варвара Родченко - художница, фотограф, дочь знаменитых художников-авангардистов Александра Родченко и Варвары Степановой. На выставке, посвященной ее жизни и творчеству, зрители смогут увидеть редкие фотографии из частных собраний, отображающие и сохранившие в себе ушедшую эпоху, варианты обложек книг, журналов, макеты альбомов. Для Ольги Свибловой, директора МАММ, эта меморильная выставка особенно важна, ведь, как она признавалась, Варвара Александровна была первым человеком, кто в нее поверил и поддерживал словом и идеей: "Если бы этих людей не было, я бы морально не справилась, когда музей только становился на ноги. Благодаря этой семье проблемы становились разрешимыми. Это люди, которые... были в основе нашей школы фотографии, подарили ей имя Родченко - и теперь это бренд мировой". Об укладе знаменитой семьи и традициях в искусстве рассказывает внук Александра Родченко и Варвары Степановой Александр Лаврентьев.
Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о выставке. По какому принципу вы отбирали работы?
Выставку подбирали с таким расчетом, чтобы представить Варвару Родченко с нескольких сторон. И как художника-лирика, талантливого живописца (акварели, ее любимые темы - облака, воздух, отражение в воде, цветы). Она всегда любила экспериментировать - так родилась серия "панно" из цветов. И как профессионального дизайнера книги, использовавшего в оформлении свою оригинальную технологию на основе фотографии. В этом она продолжала традицию отца, Александра Родченко. И третье - как личность, как человека, ее судьба отражена в фотографиях отца, его друзей, супруга - Николая Лаврентьева.
Какие фотографии особенно дороги вашему сердцу?
Из фотографий Варвары я бы выделил автопортрет, а также серию портретов друзей и знакомых. Из фотографий, на которых изображена сама Варвара Родченко, - снимок Варвары Степановой, где она с отцом на балконе, "Радиослушатель", "Полевые цветы", снимок Евгении Лемберг, где она в вязаной шапочке, снимок Вадима Ковригина, где она вместе с супругом Николаем Лаврентьевым. Буквально в последний момент нашелся еще один снимок - "Утренний чай", сделанный Николаем Лаврентьевым. За столом сидят Варвара Родченко, Варвара Степанова и Александр Родченко. Снимок сверху.
Есть стереотип, что художники, творческие личности всегда оторваны от реальности. Могли бы рассказать о своей семье, в которой каждый - большой художник?
Мне кажется, к семье Варвары Родченко этот стереотип не имеет отношения. Про работы Родченко в графике, дизайне, книге, театре говорили, что он "очень реален". Это реализм конструктора, строящего мир. Варвара Степанова жила всегда в гуще жизни, общалась со множеством людей, координируя работу фотографов, редакторов, ретушеров, авторов текста, когда занималась вместе с Родченко оформлением журналов, фотоальбомов. Сама Варвара Родченко тоже всегда брала на себя ответственность - и за свою семью, и за память своих родителей. Она уважала проявления творчества у всех, с кем встречалась, всегда была в курсе событий.
Когда умер Александр Родченко, вам было всего два года. Тем не менее, были ли какие-то эстетические принципы, которые передавались в вашей семье?
Главный принцип - добиваться качественного, интересного профессионального решения, критерием была новизна, цельность, яркость идеи. Это сейчас мы пытаемся выразить все это словами, обычно, обсуждая в семье достоинства и недостатки работ каждого из членов семьи: фотографии, проекты обложек, плакаты и прочее - все эти критерии суммировались в какое-то общее представление о том, каким должно быть искусство.
О каких событиях, эпизодах жизни старшего поколения вам чаще всего рассказывала ваша знаменитая мама? Какие внешние обстоятельства сформировали их? Или обстоятельства не имеют решающего значения?
Она иногда рассказывала о том, как читала в четырехлетнем возрасте стихи Маяковского в присутствии автора. Где-то изменила слова, и на реплику Маяковского о том, что тут надо читать по-другому, ответила с детской безапелляционностью, что это я читаю, значит так и надо. Рассказывала о визитах фоторепортеров, которые приносили снимки после своих командировок и выбирали лучшие варианты для альбомов и журналов. Рассказывала, как ее иногда сажали за стол со взрослыми играть за кого-то в любимую игру лефовцев - Ма-Джонг. Главная ее задача была объяснить путь Александра Родченко уже в 1960-е и 1970-е годы искусствоведам, которые только-только начинали писать первые статьи и книги о русском авангарде. И постоянной темой были рассказы о каких-то бытовых ситуациях, розыгрышах. Из разговоров Александра Родченко по телефону: "…Заказываем натурщицу в МОСХе, и она так голая и идет по улице в мастерскую"; "Приготовьте цветы и пихту на пол - придет Яков Халип" (Яков Халип был одним из немногих фотографов, награжденных орденом); "Сейчас неурожай на куриные яйца, поэтому будут привозить страусовые яйца и сажать на них куриц. Выведутся страусо-курицы".
Недавно в Москве появились улица Александра Родченко и улица Варвары Степановой. У вас были какие-то эмоции по этому поводу?
Не знал об этом. Кажется, кто-то говорил, не помню. Это нормально, называть улицы именами художников, поэтов, писателей, город превращается в культурный ландшафт.
Как считаете, почему советская эстетика снова "на волне" сегодня? Павел Каплевич ставит оперу-буфф "Рабочий и Колхозница", в соответствующих декорациях, в Театре Наций с большим успехом идет мюзикл "Цирк", решенный в стилистике ретрофутуризма. Герой юных хипстеров - Владимир Маяковский. Почему самое модное сегодня родом из 20-х, 30-х прошлого столетия?
Нельзя сказать, чтобы советская эстетика была всеобщим увлечением. Это и не нужно. Это лишь свидетельство наличия множества вариантов и стилевых направлений, разных вкусов, разного видения. Но важно, что возрождаются принципы рациональности, ответственности, за которые выступали Родченко и Степанова. "Человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя - есть современный художник", - говорил Родченко. Его геометрия в искусстве, линии и конструкции перестали пугать, никому не придет в голову вспоминать забытый ярлык "формализм", из-за которого Родченко исключили из МОСХа в 1952 году. Элементы стиля 1920-х годов стали элементами повседневности.
Талантливых художников, которые много трудятся много, но мировую известность получают единицы. Как думаете, что отличает хорошие работы от тех, что войдут в историю? Здесь есть элемент случайности или все закономерно?
Это вопрос риторический.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...