2017-7-15 09:00 |
В рамках Летнего фестиваля губернских театров герои Чехова "ожили" зже взявший себе псевдоним Станиславский, выходил на любительскую сцену дачного театра, здесь Чехов задумал свою последнюю пьесу - "Вишневый сад".
Половина лета 1902 года, которую Антон Павлович провел в имении вместе с женой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, - ловля щук и ершей в Клязьме, походы за белыми грибами, знакомство с местными типажами (часть из которых позже вошла в пьесу) - произвела на драматурга такое впечатление, что он даже решил подыскать себе дачу в Подмосковье. Любимовка и сегодня остается центром притяжения творческих людей: тут родился фестиваль молодой драматургии, репетировали замечательные режиссеры - от Петра Фоменко до Эймунтаса Някрошюса. А вот идея поставить "Вишневый сад" прежде никому в голову не приходила.
Это решил сделать Сергей Безруков - эскиз спектакля в его режиссуре открыл Летний фестиваль губернских театров, новый совместный проект Московского Губернского театра и Международного фестиваля "Сезон Станиславского". В его рамках в Москву будут привозить спектакли губернских (то есть областных) театров, устраивать мастер-классы и лекции ведущих театральных деятелей.
В интервью HELLO! Сергей признался, что он очень взволнован:
Для артистов и для меня, режиссера, репетировать в Любимовке - это настоящий подарок судьбы. Тут все живое - живая усадьба, живой вишневый сад. Не нужно ничего придумывать, просто надо суметь этому соответствовать.Для публики под открытым небом организовали два зрительных зала. Один - перед домом брата Станиславского, в котором Чехов и писал пьесу. С началом действия дом действительно ожил: к нему подъехали две коляски, запряженные лошадьми (оним, а на веранде и в комнатах второго этажа начались движение и разговоры.
Другой зрительный зал устроили прямо перед вишневым садом. Несмотря на разгар лета, деревцаьно пришлось побродить по имению. Под руководством слуги Раневской, Фирса, рассказывающего о старинных способах заготовки вишни, зрители разглядывали таблички с именами знаменитостей, которые некогда сажали здесь вишневые деревца, слушали музыку в исполнении еврейского оркестра, вкушали кофе с пирожными и просвещались насч"желтого в угол, дуплет в середину".
Впрочем, главное в этот вечер оказалось вовсе не в модной интерактивности. И даже не в очаровании природных декораций. А в той драматической интонации, которая возникла в самом наброске спектакля. История о потере вишневого сада у Сергея Безрукова стала историей многолетней и безнадежной любви - любви Лопахина к Раневской. Перед спектаклем Сергей рассказывал об этом с такой увлеченностью, что нельзя было не спросить - почему он выбрал для себя эпизодическую роль Прохожего? А почему не Лопахина? Неужели не хотелось сыграть его самому?
Когда-то очень хотелось сыграть Лопахина, - рассказал Безруков. - Но я дал возможность своим артистам проявить себя в этой пьесе. Лопахин моложе, чем я сегодня. У нас его играет Антон Хабаров - в нем есть и сила, и харизма, и ранимость. Лопахин лишь немногим младше Раневской, а ей у Чехова 35 лет. Обычно ее играют старше, но мне это представляется неправильным: Раневская молода, она полна жизни, страстей, она вернулась в Россию из Парижа, потому что ей изменил любовник... Мне очень важно, чтобы Лопахина зрителям с самого начала стало жалко. Ведь, посмотрите, он напряженно, восторженно ждет приезда Раневской, они пять лет не виделись. А их встречи мы не видим, Чехов оставляет ее за кадром. Почему? Я поставил так, что она Лопахина просто не узнает, проходит мимо него в дом. Представляете, каково ему? Он почти в слезах.А дальше он признается ей в любви: "Люблю вас как родную... больше, чем родную..." Меня всегда смущало, что Лопахин говорит такие интимные слова при посторонних - ведь подобные вещи обычно произносят наедине. И я, сохранив монолог, переставил его, сделал так, как будто Лопахин репетирует признание, разговаривает сам с собой. Все в доме ждут кофе, а здесь, на веранде, остались пара чемоданов да шляпная коробка, из которой выпадает шляпка Раневской. И Лопахин произносит эти слова, мысленно обращаясь к своей любимой. Но его признание никому не нужно, поэтому позже, в разговоре с ней, он скажет только сухие слова о своем проекте спасения вишневого сада.Вот о чем эта история - о безумной, страстной любви. Как еще мальчишкой он полюбил ее, так и любит. И ничего не может с собой поделать.
Осенью Сергей Безруков собирается представить уже полноценную премьеру "Вишневого сада" в своем Московском Губернском театре. Конечно же, это снова будет спектакль о любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Ну а в Любимовке все закончилось вовсе не вырубкой сада, а наоборот - посадкой двух новых деревьев. И торжественным салютом - в честь фестиваля, который только родился и надеется на долгую счастливую жизнь.
Текст: Александра Машукова
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...