2019-5-9 14:10 |
В опере он - царь Борис, князь Игорь, Генрих VIII и Филипп II, османский султан, король гуннов, фараон, верховный жрец, пророк Моисей...
Даже дьявол,
- смеется Ильдар. И не потому, что это планида такая у басов - петь "толстым голосом" самых главных правителей. Просто эти роли, как никому, идут самому Ильдару, ведь на сцене и в жизни он лидер. А как иначе, если сегодня его называют лучшим басом мира?
Более 300 спектаклей в двух самых главных оперных театрах мира - Ла Скала в Милане и Метрополитен-опере в Нью-Йорке, а еще он поет в Венской опере, Мариинском театре, Карнеги-холле, Опера Гарнье, Ковент-Гарден, на Зальцбургском музыкальном фестивале и, конечно же, в родном Башкирском театре оперы и балета, где он начинал и который не забывает. Всего и не перечислишь!
Трижды Ильдар открывал сезон в Ла Скала и дважды - в Метрополитен-опере (на открытии этих театров поют только лучшие, поэтому для певцов это считается особой честью). Кстати, на сцену последней он выйдет в сентябре: в новой постановке "Макбета" будет петь с Анной Нетребко и Пласидо Доминго.
В Москве до конца сезона услышать Ильдара Абдразакова можно всего два раза, и эти возможности никак нельзя упустить. На лето запланировано исполнение вокального цикла "Песни и пляски смерти" Мусоргского с оркестром под управлением Владимира Юровского, а 23 мая состоится двойной концерт с Аидой Гарифуллиной (сопрано) в "Крокус Сити Холле". Программа концерта - мечта: популярные оперные арии, народные неаполитанские песни и классика советской эстрады.
Я вырос на этих песнях, - говорит Ильдар. - Ребенком, в четыре года, пел шлягеры из репертуара Магомаева, Кобзона, Кикабидзе... Давно мечтал сделать такую программу и не считаю, кстати, что это какой-то дауншифтинг для оперного артиста. Эти песни - шедевры в своем жанре, их не можно, а нужно петь. И не только в России, но и за рубежом. И я собираюсь это делать.
Верди и любовь басом
До конца сезона у Ильдара много Верди. Он поет в Баден-Бадене "Реквием" под управлением Риккардо Мути, потом в "Аиде" в Чикаго. Затем снова "Реквием" - на Зальцбургском фестивале. А 27 апреля и 5 мая в Уфе, в Башкирском театре оперы и балета, - премьера оперы "Аттила" Верди, где Ильдар впервые выступает как режиссер-постановщик.
Что побудило меня выступить в качестве режиссера? Мой отец, Амир Габдульманович Абдразаков, был режиссером. Этот спектакль - своеобразное посвящение моему папе, который в этом году отметил бы свой 85-летний юбилей. Захотелось для родной публики сделать свою интерпретацию. Тем более что башкиры - это кочевники. Племя башкир в какой-то момент даже примкнуло к племени Аттилы, и они вместе дошли до Милана. Когда я осознал все исторические параллели, в этот момент я окончательно понял, что "Аттилу" хочу поставить в своем родном театре,
- поделился с нами Ильдар.
Темп его жизни - presto prestissimo. Встретив свою будущую жену, Марику Гвилаву, в то время ведущую телеканала "Россия 24", он предупредил ее (рискуя, естественно, получить отказ), что времени у него мало и конфетно-букетного периода, как у всех, у них не будет.
Я влюбился в Марику с первого взгляда, - признается Ильдар. - Мы познакомились на дне рождения общего друга, но я сразу честно сказал ей, что времени на ухаживания у меня нет. И предложил ей или поехать со мной, а значит пожертвовать своей работой, или остаться. Марика подумала - и уволилась с телеканала.
В марте 2016 года они поженились, в сентябре у них родилась дочка Рианна, а через год, тоже в сентябре, - Александра. Рианна и Александра, несмотря на свой юный возраст, уже любят оперу и пытаются петь как папа, только тоненькими голосами.
А еще семья Абдразаковых много путешествует.
Я всегда беру семью с собой, отправляясь куда-то на продолжительное время, - объясняет Ильдар. - А зачем семья, если ты все время в разъездах, а они тебя ждут где-то?
Лучший бас мира живет между Нью-Йорком, Миланом, Москвой и Петербургом. В Петербурге учатся его дети от предыдущих браков: дочь Эльвира - в Международной академии музыки Елены Образцовой, а сын Владимир-Амир - в Хоровом училище имени М. И. Глинки. В Москве живут Марика, Рианна, Александра и Стефания, дочка Марики от первого брака. Все они - одна большая семья и, кстати, в ближайшее время готовятся обзавестись собственным жильем в Москве (а пока что гостят у друзей).
Довольно долго мы жили в Австрии, под Веной, - говорит Ильдар. - Стефания ходила там в школу вместе с Тьяго, сыном Ани Нетребко. Но сейчас мы там редко бываем. В Москве нам больше нравится.
Дорога к опере
В 2017 году Ильдар и Марика создали Фонд поддержки молодых талантов и международный музыкальный фестиваль, который проходит одновременно в нескольких городах. Это большой проект, гигантская работа, но у Ильдара на все хватает энергии и сил. В этом году в рамках фестиваля прошли мастер-классы, в которых приняли участие сотни певцов.
Мне в свое время очень много дала победа на Международном конкурсе Елены Образцовой (сейчас Абдразаков возглавляет Международную академию музыки ее имени. - Ред.), поэтому я считаю себя обязанным помогать молодым певцам,
- говорит он.
Несколько сотен записей Ильдар отслушал сам. Лучшим дал возможность выступить на концерте звезд мировой оперы в "Зарядье" - кульминационном вечере своего фестиваля.
Пока ты молод, тебе нелегко, какой бы голос у тебя ни был. Оперный мир поделен на кланы, группы... Режиссеры, дирижеры лоббируют своих, а чужаков часто оттесняют, - рассказывает Ильдар. - Я помню, когда меня еще никто не знал, в Милане режиссер закончил репетицию, разозлившись, что я пиджак на сцене снял раньше времени... Через несколько лет он уже бегал за мной с клавиром и спрашивал: "Вам так удобно? А так удобно?"
евероятной харизмой.
Стиль: Мария Колосова. Продюсер: Ольга Закатова. Макияж: Мария Ширшова. Прически: Александра Брунова. Ассистент стилиста: Алена Газарова
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...