Татьяна Михалкова о 20-летии фонда "Русский силуэт", муже Никите Михалкове, детях и внуках

Татьяна Михалкова о 20-летии фонда Русский силуэт, муже Никите Михалкове, детях и внуках
фото показано с : ru.hellomagazine.com

2016-6-26 14:10

Торжественный вечер, который состоится в Галерее искусств Зураба Церетели в рамках 38-го Международного московского кинофестиваля, получил название "Большое кино. Звезды для звезд". Гостей мероприятия будет ждать показ молодых дизайнеров - выпускников "Русского Силуэта", а также показ знаменитого кутюрье Валентина Юдашкина, в котором примут участие в качестве моделей известные актрисы театра и кино, специальной гостьей станет Наталия Орейро. Обо всем этом Татьяна Евгеньевна рассказывает нам, уютно расположившись в кресле на легендарной фамильной даче.

Меньше всего эта дача походит на помещичью усадьбу, как почему-то рисовало воображение. Два больших современных дома. Обстановка богатая, уютная, спокойная. Красоты много, но без излишеств. Это пространство явно предназначено не для великосветских приемов, а для отдыха большой дружной семьи, члены которой и телевизор с удовольствием смотрят, и на рояле играют. Даже участок - не с цветущим вишневым садом, а с европейскими лужайками. Вместо липовой аллеи - жасминовая. Вообще, дача утопает в зелени, в цветах. Из атрибутов помещичьей усадьбы, известных по книгам, пожалуй, лишь клетка с канарейкой в гостиной (младшие Михалковы зовут птичку Никитос - в честь деда) да большая светлая терраса с видом на пруд, на которой наверняка приятно пить кофе солнечным летним утром.

...С солнцем в тот день не повезло. Лил дождь. Было довольно прохладно. Что совершенно не смущало хозяйку дома, позирующую фотографу в легких нарядах. С несерьезного вопроса - правда ли, что она не боится ни жары, ни холода (так сказал человек, хорошо знающий Татьяну Евгеньевну), - мы и начали разговор, едва закончилась съемка.

Татьяна Михалкова: Действительно, я могу и в холодный океан окунуться. И на жаре просидеть много часов без головного убора; не понимаю, например, когда детям обязательно надевают шапочки-платочки. И я всегда такой была. После Парижа вообще щеголяла на разных ответственных приемах с голыми ногами и в босоножках. Представляете, зимой? В Париже тогда была такая мода. Мы приезжали с нашей телепрограммой о моде записывать сюжеты о показах на европейских подиумах. На всех важных показах прет-а-порте и от-кутюр в первых рядах сидели дамы с голыми загорелыми ногами, а сверху могла быть шубка: там перебегаешь маленькие расстояния от автомобиля до кафешки. Вот в таком виде я отправилась поздней осенью куда-то — кажется, в Курск. (Смеется.) Не могла предположить, что поезд придет не по расписанию; нашему коллективу пришлось ждать на вокзале до утра — стоял такой холод! Поэтому запомнила. Но вообще, я и жаро-, и холодоустойчивая. Честно говоря, у меня до сих пор даже сапог зимних нет. Так что сегодня я совсем не боялась простудиться и от фотосессии получила удовольствие.

Догадываюсь, что в Курске вы оказались по делам Благотворительного фонда "Русский Силуэт", который поддерживает молодых дизайнеров. Вам, его президенту, часто приходится ездить по городам и весям?

Бывает, что между поездками перерыв всего день. А иногда из одного аэропорта сразу еду в другой. Проезжаю девять часовых поясов — от Владивостока до Прибалтики; 32 города, 32 полуфинала. "Русский Силуэт" — самый масштабный проект в мире по количеству участников и территории охвата. Мы своими конкурсами охватываем и Сибирь, и Урал, и Поволжье, и среднюю полосу, и все пост­советское пространство, в том числе государства, с которыми у России сейчас натянутые отношения. К нам присоединяются и Монголия, и Китай, и Польша... То есть мода не знает границ. Иногда летишь семь часов, дальше едешь на машине в маленький городок, чувствуешь — сил нет. Но потом видишь этот показ, видишь, как работает молодежь, какие у этих ребят замечательные педагоги, получающие за свой труд символические деньги, и силы возвращаются.

Значит, молодым поколением дизайнеров вы довольны?

У нас очень талантливая молодежь. И уровень наших дизайнеров высок. Но мы слабы в менеджменте, не умеем грамотно вести бизнес. Ведь в годы советской власти нас от этого отучали, за предпринимательство наказывали. Поэтому мы сейчас учимся. Помню, когда мы только начинали, наши девочки из Сибири получили стажировку в Германии в известном модном доме. Мы поехали, чтобы снять об этом фильм. А у меня еще была цель посмотреть, как эта раскрученная марка делает свои миллиарды. Какое у них производство. И что я увидела? Небольшие ангары… Их успех — просто умелый менеджмент. Теперь и наши дизайнеры видят, что не боги горшки обжигают, потому что ездят стажироваться по всему миру благодаря нашей программе. И их там ценят. Вот во Франции, я вам скажу, очень любят фильм Никиты "Урга — территория любви". Потому что там много исконного, естественного, природного. И к такому — и в кино, и в моде — в Европе большой интерес. Когда мы возили в Канны Августину Филиппову из Якутии, был бешеный восторг. Она использует национальные материалы: перья, бисер, шкуры, рыбью чешую — то, что дает природа. Французы, которые видели уже все, были поражены. Наши дизайнеры работают развивая свое, не имитируя европейское.

20 лет назад, когда вы только начинали, нашей стране определенно было не до моды, не до дизайнеров…

То, как мы начинали, — это слезы! Идея создания фонда "Русский Силуэт" появилась у нас с Александром Митрошенковым, его учредителем, в 90-е годы. В стране все менялось. Общесоюзный Дом моделей, где я работала много лет, исчезал, дизайнеры демонстрировали свои коллекции в подвалах. В Манеже — в культурном центре! — стояли очереди не за искусством, а за джинсами. И было непонятно, как все будет существовать, и будет ли? Мы начали с того, что составили своего рода энциклопедию — кто и где в нашей стране вообще есть. Опирались на ведущих дизайнеров и учебные заведения в регионах. Нам надо было убедить в своей нужности губернаторов, мэров. Помогло то, что мы вошли в "Программу третьего тысячелетия". От нас уже не могли просто отмахнуться — уровень и общения, и мероприятий сразу стал другим. Сейчас мы чувствуем себя, конечно, намного увереннее. К нам на показы и конкурсы съезжается полмира. У нас финал конкурса проходит в Гостином Дворе. Каждые полтора года проводим конкурс, снимаем фильмы. Отсматриваем 3000 дизайнеров в год и скольким помогли: стажировки, телепроекты, участие в показах по всему миру... И видим, что уже есть заинтересованные люди, которые будут жить здесь, которые хотят, чтобы их дети жили здесь, а значит, надо развивать то, чем страна может гордиться. И у нас есть чем удивить мир, поверьте.Снимок из журнала мод 70-х. На нем выпускница иняза Таня Соловьева, ставшая манекенщицей

Не так давно на телевидении вышло несколько сериалов о манекенщицах 70-х. Вы их видели?

Видела, но не все. И, знаете, смотрела с интересом. Даже пожалела, что не принимала участие в съемках как консультант. Благодаря этим сериалам вспомнила, как нас отбирали для поездок за границу, как вечерами проверяли, все ли мы в своих гостиничных номерах. Нам нельзя было выйти и попить кофе, да и денег нам на это не давали. Нельзя было общаться с иностранцами. Как-то у нас был показ далеко от гостиницы, и мы, бедные, шли пешком. Остановилась машина: "Вас подвезти?" Конечно, мы отказались, потому что — нельзя. И столько было этих "нельзя"! Если бы мои дети работали моделями в то время, я бы не волновалась, потому что контролировали со всех сторон. Сейчас по-другому. Сейчас я бы волновалась: где они? что они?

То есть, если бы кто-нибудь из дочерей захотел стать моделью, вы бы не возражали?

Я бы даже помогла! Вот Надюшка вначале пробовала свои силы как дизайнер. А сейчас ведет на канале Disney программу, которая связана с модой, — "Правила стиля". Дочери дружат со многими дизайнерами, с которыми и я дружу. Но ни Аня, ни Надя эту профессию не выбрали. Я иногда об этом жалею.

А вот Никита Сергеевич, наверное, не очень одобрил бы выбор дочерей, если бы они пошли в модели? Я где-то читала, что он в молодые годы и вас представлял как учительницу английского языка, что отчасти тоже было правдой, вы ведь окончили иняз. Стеснялся, что вы — манекенщица?

Не потому, что стеснялся. Я сейчас понимаю, почему он это делал. Когда на твою жену все смотрят, оборачиваются, какому мужчине это понравится? Естественно, он сделает все, чтобы к ней не возникало повышенного интереса.

Кстати, о моделях. Требования к ним не меняются? По-прежнему — худоба и рост за метр восемьдесят?

У Славы Зайцева девушки всегда под метр восемьдесят. У меня роста не хватало, когда я пришла в Дом моделей. Но, знаете, все зависит от дизайнера. Многие считают, что самое стабильное — метр семьдесят пять. В годы моей молодости я была среди моделей нетипичной: у меня был "юный образ", я была слишком худая — 47 килограммов при росте метр семьдесят два. А на советском подиуме всегда царила женщина крепенькая, ладненькая, воплощение русской красавицы — зрелой, работающей, способной позволить себе купить наряд. И даже 17-летняя модель показывала всегда женщину за 30. То же самое было и в искусстве. А сейчас образ манекенщицы очень помолодел во всем мире. И с весом. Как ни борются с худобой, особенно после того, как кто-то из моделей умирает от анорексии, как ни говорят, что женщины и на подиуме должны быть разные, дизайнеры и художники все равно хотят видеть худых. Этому есть объяснение: подиум зрительно прибавляет несколько килограммов. А вне его женщины действительно должны быть разные. И мужчины любят разных женщин, слава богу. И вообще — любят не из-за модельной внешности. В России не так давно был период, когда модно было богатому мужчине иметь жену или подругу модель, всюду с ней появляться. Но, кажется, это веяние прошло.

Как вы нашли свой стиль? Был ли у вас в молодости бунтарский период? Имею в виду одежду.

Бунтарский? Конечно. В школе, помню, какой-то фартук немыслимый сделала. У всех сверху, от плеч, к талии — две полоски из ткани, а у меня — что-то вроде пелерины и большие карманы. Но во время учебы я все-таки много не форсила. А вот когда попала в Общесоюзный Дом моделей, к ведущим дизайнерам страны, началась совсем другая жизнь. Потрясающие показы; я могла себе позволить любую вещь, ведь на тебя целый Дом моделей шьет и ты можешь по любому лекалу любую вещь исполнить, сделать копию еще до того, как эту вещь покажут у нас, в России, и за границей. К нам ведь приходили одеваться и актеры, и чиновники, и члены правительства, и жены первых лиц, и те, кому просто предстояла поездка за границу.

А свой самый экстравагантный наряд вспомните?

Таких много было. И Никита сильно не любил, когда я так экстравагантно одевалась. Говорил: "Здесь — закрыть, этот разрез — зашить!" (Смеется.) Самый экстравагантный — это, наверное, кожаные шорты, в которых я впервые приехала на эту дачу. Мы с Никитой еще не были женаты, у нас была общая компания. А в Советском Союзе тогда вообще не знали, что такое шорты. Тем более дело было осенью. Я не понимала, куда отправляюсь, что здесь — Наталья Петровна Кончаловская, Андрон... Он даже, помню, спросил, увидев меня: "Кто это?!" (Улыбается.) А Наталья Петровна, как сейчас понимаю, была немного обескуражена моим видом и успокоилась, только когда выяснила у Саши Адабашьяна, что у меня есть образование, что я девушка серьезная. (Смеется.) Это теперь все знают, что Михалковы — одна из известнейших семей. Тогда об этом не говорили. Сергей Владимирович свое дворянство скрывал. Наталья Петровна о своей семье рассказала мне, только когда я ехала рожать Аню. Дала мне книгу про Суриковых и Кончаловских. В общем, да, шорты — это было круто. Теперь понимаю.

Как вы воспитывали вкус и чувство стиля в дочерях и даете ли им советы сегодня?

Это же были другие годы, когда они росли. Того, что есть сейчас, — миллионов советов в глянцевых журналах, как, что и с чем носить, — раньше не было. Но все как-то само собой получилось. В том, что касается стиля, одежды, я давно над детьми не довлею. Они сами уже родители. Уж в чем в чем, а в этом разберутся. Вообще, считаю, что в моде каждый может самостоятельно разобраться. Единственное, что я сегодня делаю, — внукам привожу из поездок какие-то вещи. Я знаю, что им подходит.

Ваши старшие внуки — подростки 16, 15 и 14 лет. Ребятам такого возраста трудно угодить.

Вы правы. Чувствую, наступает такой период, когда я уже не совсем понимаю, чему они обрадуются. Раньше знала: вот эта футбольная команда победила, значит, футболки с ее логотипом или с изображением кого-то из игроков они наденут. Теперь у двух внуков и внучки свои заморочки, свои певцы, актеры, фильмы. Новое поколение! Уже надо разбираться во всех этих тонкостях. Лучше привозить подарки малышам — вот они всему рады.

Трудно ли быть женой и музой человека такого масштаба, как Никита Михалков? Где истоки той мудрости, которая наверняка ведет вас по жизни, а результат — крепкая семья?

Ох!.. Вы знаете, сегодня вообще трудно быть женой. Любого человека. Времена такие. Всегда будут загадкой отношения мужчины и женщины, как бы ни пытались философы, поэты, писатели да и каждый из нас найти этому объяснение. Магия или есть, или нет. Я люблю семью, мужа, детей, внуков и свое дело. Мне нравится в Никите его масштаб, его мышление; он талантливый режиссер, актер, но и блистательный педагог, его мастер-классы удивительны, он редкостный труженик. Может, все в нашей семье сложилось именно так еще потому, что я сама всегда была самодостаточной. В том смысле, что мужу не надо было что-то из меня делать. Никита понимает — мои стремления серьезны, и с уважением относится к моему делу. Он с удовольствием приезжает и на финалы Международного конкурса "Русский Силуэт", и на наши показы в рамках Московского Международного кинофестиваля, с интересом смот­рит коллекции молодых дизайнеров, поддерживает их. На наши вечера приходили Джина Лоллобриджида, Шон Пенн, Джек Николсон, Пьер Ришар, Эмир Кустурица, Жан-Жак Анно, Жаклин Биссет и многие другие мировые звезды.

Значит — никаких секретов?

Мне кажется, все зависит от того, кто как устроен. Один человек спланирован в этой жизни только получать. Другой — отдавать, дарить, не требуя ничего взамен. Наверное, я человек больше второго типа. Главный секрет — любить и прощать! Я даже не знаю, как так получилось, что мы вместе, что у нас действительно большая и дружная семья. (Смеется.) Я вам признаюсь: мне кажется, что мы с Никитой вообще недавно познакомились. Потому что все всегда меняется. И он меняется, и я меняюсь, и столько событий!

Ближайшее событие, на красной дорожке которого вы наверняка появитесь, — Московский кинофестиваль. Наряд уже продумываете?

Не поверите — еще нет. Я, человек, который столько сил и времени отдает моде, отсматривает километры одежды на подиуме, собственным нарядом занимаюсь в последний момент. Возможно, вы заметили, что сами дизайнеры всегда выходят в конце показа в рабочем — в джинсах там, в маечке. Вот и у меня отношение похожее. На закрытии фестиваля в прошлом году я была в платье с бантом от Viva Vox дизайнера Олега Овсиева. Мне оно понравилось. Журналисты даже написали под моим снимком в этом платье: "Наш ответ Анджелине Джоли". У меня был такой же разрез, как на платье, в котором была Анджелина на церемонии вручения "Оскара", и такая же поза.

В рамках ММКФ вы отметите 20-летие "Русского Силуэта" — как это будет?

Да, хотелось бы, чтобы пришли те, с кем мы создавали наш конкурс: Слава Зайцев, Виктория Андреянова, Татьяна Парфенова. Педагоги, единомышленники, друзья. Дизайнеры, которые выросли из "Русского Силуэта". В праздновании примет участие знаменитый кутюрье Валентин Юдашкин, в качестве моделей выступят известные актрисы театра и кино. Так что ожидается большой праздник — все-таки юбилей.

Текст: Марина Бойкова. Стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Make-up: Павел Булгарь. Прическа: Марианна Ридзанич/Wella Professionals

Подробнее читайте на ...

моделей дизайнеров дизайнеры годы понимаю русский силуэт татьяна