2017-11-17 19:05 |
Фильм "Рок" (в прокате до 22 ноября) называется так по двум причинам. Во-первых, его главными героями стали три музыканта, которые отправляются в Москву, чтобы выступить на радио, а заодно проверить, на что они способны. Во-вторых, рок здесь в значении судьбы – путешествия, несущего перемены как в образе жизни, так и в картине мира. Для актеров Ивана Ивашкина, Дмитрия Чеботарева и Кирилла Фролова экспедиция в Брянскую и Калужскую области, где проходили съемки фильма, оказалась именно таким событием. Режиссер Иван Шахназаров признался, что за полтора года съемок буквально стал другим человеком.
В фотосессии актеры примерили образы настоящих рокеров а-ля U2 или Depeche Mode, которыми персонажи фильма только мечтали стать. У героев пока еще нет драйва и дерзости рок-звезд, собирающих "тысячники", зато они полны решимости и отваги провинциальных музыкантов, не пожелавших мириться с заевшей рутиной и отправившихся покорять Москву. Мы встретились с актерами, чтобы обсудить, чему они научились за время съемок в российской глубинке, как их изменил этот процесс и что осталось за кадром.
Расскажите, как появилась идея этой фотосессии и на что вы ориентировались.
Один знакомый питерский фотограф был в Москве и решил поддержать историю с фильмом. Кино называется "Рок", но оно не совсем про музыкантов. Рок-группа "Полтора кота" – не профессионалы, с помощью музыки они лишь пытаются не потерять то, во что верили, отношение к мечте. Фильм про ребят, которые к 30 годам подошли, а до сих пор ничего собой не представляют. И тут у них наконец-то появляется шанс вырваться из маленького города, добиться чего-то в этой жизни. Не квартиры, машины и финансового благополучия, а исполнения мечты, свободы. Они не стильные музыканты, играют рок а-ля из 90-х, но даже такая музыка не вписывается в ту обстановку шансона и попсы, которая их окружает. И вот, мы с фотографом решили пофантазировать – а как бы они выглядели, если бы были настоящими крутыми, популярными музыкантами, которые собирают стадионы и ездят с гастролями по всему миру, вроде молодых U2, Nirvana.
А снимали там же, где и фильм?
Снимали в Москве – на хлебозаводе рядом с "Флаконом".
Фильм "Рок" мы снимали в лесу, в открытом поле, на железной дороге – там нет такой инфраструктуры. Брянская и Калужская области – города Трубчевск, Людиново.
В этом городе есть один книжный – он находится в бакалее и состоит из одного шкафа.
В славном городе Трубчевске мы встречали День российского кино. Представьте себе афиши, на которых от руки, гуашью, каллиграфическим почерком выведены названия. Было много людей, и мы в центральном парке смотрели "Свадьбу в Малиновке".
То есть сатирический образ глубинки, показанный в фильме, оказался недалек от реальности, с которой вы столкнулись?
Это какие-то немыслимые пространства, бескрайние кукурузные поля с несъедобной кукурузой, поля с черными коровами и "американскими" ковбоями, бургерная – все это в Брянской области. То, что мы увидели в экспедиции, конечно, произвело впечатление.
А насколько лично вам близка сама история? Актерская профессия ведь тоже окутана романтикой и требует подвигов, решительных поступков.
Я из Хабаровска, но добирался до Москвы на самолете, то есть гораздо проще, чем парни из фильма. Оказавшись в Москве, столкнулся с похожими препятствиями. Может, это и повлияло на мое восприятие персонажа. С точки зрения амбициозности мне история близка. В профессию я вообще со скуки пришел. Окончил военно-морской лицей, мне было нечего делать, и я решил присоединиться к друзьям, которые учились в Хабаровском театральном училище. Полтора года проучился на режиссерском, что-то стало получаться, и я поехал в Москву. Если получается – давим до конца. Самое интересное, что мы с Ваней одно время были однокурсниками в Щуке.
Чему вы научились на съемках фильма "Рок"?
Для большинства из нас это был дебют в большой роли, первый опыт. Многие вещи мы пока не умеем делать, только учимся, осваиваемся. Но у Ивана Шахназарова есть непревзойденный, редкий талант, необходимый для режиссера: когда он на площадке, все люди вокруг него хотят работать, максимально включаются в процесс. Очень часто на съемках люди зарабатывают деньги. Для них не важно, хорошо получится или нет. А во время этой экспедиции мы горели фильмом, были готовы сниматься две недели подряд ночью в полевых условиях – в лесах, на шоссе. Представляете, с середины дня смена, ночь прошла, уже утро наступает – нужно передвинуть свет. Я смотрю, кто-то из постановщиков делает это бегом. Кто-то из художников бежит ему помогать. Такой вдохновенный, искренний процесс очень редко случается на съемках. В этом фильме все, что мы могли вложить в работу на данном этапе жизни, откровенно, по-честному, мы сделали.
Однажды отменилась смена по техническим причинам – поезд, что ли, с рельсов сошел. С нами снимался далеко не начинающий артист Женя Стычкин. Пришлось объединить две смены, получилось 23 часа без перерыва. Отработали сутки.
И никто даже не заметил, что Стычкин к утру оброс.
Но это наш выбор. Хорошо же, когда много работы, если она тебе нравится, если ты ее делаешь честно, тебе за нее не стыдно. Главное – отношение к себе, самоуважение. Раз уж столько набрал, взвалил на свои плечи – будь добр выполнять, потом отдохнешь. Новопасситику попьешь, витамин Б.
Да, похоже, вам было действительно весело. Атмосфера фильма напоминает советские поездки на картошку.
А название рабочее и было "Картошка".
Это же такой вариант "русского роуд-муви", для российского зрителя он вполне может быть связан с картошкой.
Отличное было приключение. Можно назвать его летним лагерем, можно картошкой. Мы там арендовали футбольное поле, ходили в футбол играть, облюбовали шашлычную. Для одной из сцен специально построили деревню и подожгли к чертям собачьим. Сказали: "А теперь бегайте, мы будем с двух камер снимать". Ваня Шахназаров потом рассказывал, что сначала не врубился, засмотрелся на огонь – и вдруг его осенило, что второго дубля не будет.
На музыкальных инструментах играете?
Я специально для съемок научился играть на бас-гитаре, Кирилл у нас профессиональный барабанщик. Ваня тоже гитару купил… Кстати, Ваня Шахназаров – абсолютный интеллигент с прекрасным воспитанием, ко всем на "Вы" на площадке, сдержанный – а в 12 часов ночи доставал там-там и выпускал из себя демонов. Потом можно было ложиться спать и на следующий день опять со всеми деликатно общаться.
Ах, у меня слезы наворачиваются, как это хорошо все было (Все трое смеются.)
Какие еще перемены в вашей жизни наступили в связи с "Роком"?
Я в армию ушел – сразу после "Кинотавра". До этого два года работал в родном Питере в Театре имени Ленсовета у Бутусова.
Я четыре с половиной года отработал в МХТ имени Чехова и после Нового года принял решение уйти. На это повлиял в том числе и фильм "Рок". Я понял, что не буду делать то, что мне не интересно. Теперь работаю в театре имени Моссовета и в иммерсивном проекте "Вернувшиеся", который заменяет целый академический театр. Наше кино – про то, как ребята делают шаг и что-то в своей жизни меняют – и на нас самих отразилось. Я нашел свой проект и команду, которая созвучна со мной.
А я как в 2010 году пришел в Драматический театр имени Станиславского, который теперь называется Электротеатр "Станиславский", так и продолжаю там работать и никуда уходить не собираюсь. Мне там очень комфортно, я чувствую себя актером этой системы.
Вы в курсе недавнего скандала, который поссорил Щукинское училище и школу-студию МХАТ?
Да. У нас вообще сейчас время странное, неприятное, не понятно, что дальше будет…
Вань, а когда было понятно?
Главное – чтобы это не сказалось на взаимоотношениях людей, потому что мы все дружим, занимаемся одним делом. Институт ты окончишь и через два года забудешь, чему тебя там учили вообще. Ты дальше выйдешь во взрослую жизнь и столкнешься либо с безработицей, либо с театром, непривычным тебе. Единственное, что останется, – это база дружественных тебе людей, которую ты накопил за четыре года.
Почему-то никто не лезет к ученым со своим мнением, не советует им, как лучше проводить эксперименты. А вот по поводу театра судят все подряд. В пространство обсуждения входят люди, которые совсем не понимают, о чем разговор. Из-за этого возникают раздоры по выдуманным поводам, которые совсем не стоят обсуждения. Критерии определять должны художники, а не государство.
Все любят ругать, абсолютно огульно. А нужно оставаться людьми и быть терпимее. Уважайте чужой труд и друг друга.
Сейчас много реальных проблем, о которых надо говорить. Наши коллеги сидят в тюрьме, и ничего мы не можем поделать. Только что на "Мосфильме" встретили ребят из "Гоголь-центра", которые снимают здесь кино, они не могут связаться со своим мастером, театр существует без худрука. А мы только цепляемся друг к другу, не боремся с реальным злом. Нужно делать свою работу честно, не отвлекаться. Я не могу принять людей, которые при всех своих талантах, силах и возможностях опускают руки и ничего не делают. Надо делать все, что ты можешь, бороться с несправедливостью, заниматься своим делом не спокойно, а отчаянно, по максимуму, и, конечно, говорить о том, что происходит. На съемках, там, в Калужской и Брянской областях, с нами работали местные – возили нас, кормили. Мы приезжаем из Москвы в провинцию, смотрим на прекрасные виды, места, где можно снимать потрясающее кино, где можно жить, строить фантастически красивые дома, но по факту люди там живут в аду. Мы только разводим руками, привыкаем, а надо с этим что-то делать.
Дело в том, что они привыкли, смирились. Чуть-чуть ругаются, но не придают значения тому, что у них отнимают коров, закрывают леса от грибников, забирают хозяйства.
Дороги впечатляют. Ты держишь телефон в руке, чтобы он не разбился. Если мы не успокоимся, не отчаимся, не перестанем это замечать, беситься, будем снимать об этом кино, то есть шанс что-то изменить.
Кино "Рок" ведь тоже про выбор, про шаг – не просто приключение.
И всего один шаг может изменить многое. Я, например, однажды путешествовал из Петербурга в Воронеж, у меня украли в электричке паспорт, я стоял долгие очереди в УФМС и стал другим человеком – с новым паспортом.
И в нашей картине мы все вместе размышляем – почему персонажи поступают так или иначе? Куда они идут? Движение вперед из рутины начинается с малого. Чтобы перейти в качественно новое состояние, нужно внутренне отказаться от того, что у тебя есть, к чему ты привык, выйти из зоны комфорта. На съемках мы встречались с жителями маленьких, провинциальных городов, благодаря чему начали понимать наших персонажей – от чего они бегут.
Найти в себе силы и возможности сделать шаг, чтобы не загнуться совсем, – это всегда правильное решение.
В то же время наше кино не призывает к бунту, оно дает заряд хорошего настроения.
У каждого в жизни есть какое-то путешествие или встреча, после которых человек меняется. И наш фильм как раз про это.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...