2016-10-15 19:40 |
Про таких мужчин, которых играет Сергей Пускепалис, говорят: мечта женщины. О чем на самом деле мечтает женщина? О человеке, который сможет защитить ее от мира. Прессинг современной жизни чудовищен: надо быть одновременно женой и любовницей, матерью и бизнесвумен, успевать делать миллион дел и при этом как минимум отлично выглядеть, а как максимум - вообще не стареть. Эти тревоги и страхи хочется разделить с человеком, во взгляде которого читались бы и сила, и мудрость, и спокойствие; который бы смотрел на женщину с улыбкой - снисходительной, но не обидной, а как бы говорящей: все будет хорошо, положись на меня.
Именно так смотрят на мир герои Сергея Пускепалиса. Именно таких мужчин он играет. Его персонажи вовсе не супермены: могут выпить, сорваться на близких, рефлексируют, переживают кризисы. Но в важные моменты они рядом. Они не предадут, не разменяют жизнь на мелочи. Они цельные личности и знают цену главному - может, поэтому часто и выбирают профессии, суть которых заключается в служении людям. Пускепалис играл врачей - в фильмах "Простые вещи" и "Метро", в сериале "Попытка Веры", был начальником полярной станции - в картине "Как я провел этим летом", а сейчас снимается в сериале "", где он - космонавт, член экипажа МКС.
В фильме-катастрофе "Ледокол" его герой - капитан научно-исследовательского судна "Михаил Громов", дрейфующего во льдах. Вообще-то капитанов в фильме два: бывалого Севченко, которого играет Пускепалис, присылают на смену молодому Петрову - в этой роли Петр Федоров. Севченко - мужик крутой: резкий, колючий, но правильный.
Сергей, по сюжету ледокол застревает во льдах. Наверное, и во время съемок бывали разные экстремальные ситуации?
Я вас разочарую - не было. У кинокомпании "Профит", с которой меня давно, еще с фильма "Метро", байство. А тут к участию в проекте была привлечена огромная прекрасная группа каскадеров, поэтому все шло выверенно, точно, четко.
А в секреты профессии капитана ледокола вам погружаться пришлось?
В нашей работе есть та доля имитации, которая позволяет зрителю поверить в то, что ты действительно освоил специальность своего героя. При этом иногда доводится встречаться с настоящими профессионалами в своей области - и это производит огромное впечатление. Консультантом на "Ледоколе" был Юрий Алексеевич Настеко, полярник, действующий капитан, великолепный человек. Пока шли съемки, его корабль готовился к походу. Мы с ним очень подружились.
Что-то узнали от него интересное про полярные широты?
Нет. Я имел об этом неплохое представление. В юности служил на флоте "секретчиком" как раз неподалеку от места, где снимали "Ледокол", - в Североморске. Во время съемок съездил в этот закрытый город - мне помогли, сделали пропуск. Посмотрел на причал, где служил два года. Да и детство мое прошло на Чукотке, поэтому, что такое по-настоящему суровые условия, я знаю.
Тяжелая была жизнь на Чукотке?
Я бы сказал - подлинная. В окружении нормальных, серьезных, хороших людей, друзей моего отца, которые занимались освоением Севера. Работа у них была суровой, в чести были мужское достоинство, сила, взаимопомощь. Когда много лет спустя снимали фильм "Как я провел этим летом", их людей. И это очень здорово.
...Любопытно, что к актерству Сергея приобщили в детской комнате милиции. Именно при ней был открыт театральный кружок, в который он начал ходить подростком. Нет, Сергей не нуждался в исправлении, хулиганом не слыл - просто студия была известна в городе. Семья Пускепалис в это время жила уже не на Чукотке, а в Железноводске. Под влиянием этих занятий в 15 лет Сергей поступил в Саратовское театральное училище, поначалу даже не подозревая, как сказочно ему повезло.
У вас были потрясающие учителя: сначала, в Саратове, Юрий Петрович Киселев, легендарный режиссер, чье имя носит сегодня Саратовский ТЮЗ. Потом, в Москве, не менее легеХ века, создатель Камерного театра. - Ред.). То есть мы, студенты, как говорится, находились через одно рукопожатие от Таирова. Правда, я тогда вообще не понимал, кто такие Таиров, Киселев, для меня это был просто культурный шум... Потом уже осознал, что это за люди. А тогда просто случайно повезло. И то, как я поступил в ГИТИС к Петру Наумовичу Фоменко, тоже был счастливый случай. Ведь попасть туда было совершенно нереально! А я еще сразу оказался на втором курсе.
...Это для зрителей Сергей Пускепалис - в первую очередь актер. На самом деле он - серьезный театральный режиссер. Ставил в Москве, Челябинске, Саратове, Омске, Уфе, Самаре, на Камчатке. Пять лет был главным режиссером в Магнитогорске, два года возглавлял старейший драматический театр страны - Российский театр драмы им. Волкова в Ярославле.
Молодых режиссеров актеры в театре обычно пытаются "съесть". А с вами такое бывало?
Конечно, и не раз! Когда ты только начинаешь, актеры испытывают твою выдержку, ищут слабые места - это закон. Так было и в "Табакерке", и в "Мастерской Петра Фоменко", среди своих же однокурсников, и в Челябинске. Это нормальный путь - если молодой человек проходит его и остается верен своей идее, то он становится режиссером. Поэтоют миры.
Где вам больше нравится работать - в Москве или в провинции?
Для меня этой границы не существует. Я работаю в стране. Эта страна прекрасна. Я ее очень люблю, люблю людей, которые здесь живут, - сколько среди них талантливых! Достоинство, воспитание - все ведь внутри человека и никак не зависит от приближенности к столице. Да и мои учителя дали мне очень хорошую прививку от снобизма.
...Что поражает в Пускепалисе - это его органичность. Понятно, почему его герои так убедительны, - он и в жизни совершенно такой же, как на экране. Рассказывает о себе немногословно - говорит, что давать интервью для него так же сложно, как клеить бороду в кино. Так что про лиа живет в Железноводске, где они строят дом. "Почти достроили, - говорит Сергей. - Мы очень любим этот город. Там похоронены мои родители, родители жены, там у нас много друзей. Это наше родное место". Как им удается жить на два города - загадка, но при каждом удобном случае Сергей или его сын Глеб, актер "Студии театрального искусства" Сергея Женовача, отправляется в сторону Кавказских Минеральных Вод.
Вы с сыном одинаково смотрите на мир?
Как мы можем одинаково смотреть на мир, если мне 50, а Глебу 24? Но мы и не спорим. А что спорить? Бесполезно! Как справедливо говорил Петр Наумович Фоменко, споры не рождают истину, они рождают инфаркты. Хотя, конечно, обмениваемся какими-то мнениями, но с моей стороны это никогда не носит характер указаний. У Глеба сейчас своя история становления. Мне очень нравится его поколение - это прагматичные, нацеленные на карьеру, очень правильные ребята. Они все четко понимают, романтизма, который был у нас, метаний и шатаний, у них нет. В своих советах сыну я очень аккуратен. Очень его люблю, он меня тоже, поэтому мы крайне бережно относимся друг к другу.
Текст: Анастасия Исаева
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...