Дети / Воспитание детей

Взрослые и Дети. Начало

Взрослые и Дети. Начало

По моей просьбе, учащиеся одного из 7-х классов написали сочинения на тему «Взрослые и Дети». В своих сочинениях они должны были рассказать, чем именно, согласно их мнению, дети отличаются от взрослых и желают ли они сами повзрослеть. Результаты были поистине поразительны: большая часть класса считали, что жизнь взрослых людей представляет из себя постоянные проблемы.

Лучше всего быть именно таким, как они сейчас (13—14 лет) - все еще ребенком, но и не малышом, считают дети. Чтобы все время можно было посвятить только учебе, играм, и проводить его с друзьями, а о тебе кто-то заботился... Роль взрослого большинство детей не считали привлекательной.

Семиклассники — это уже подростки, очень отличающиеся психологически от детей дошкольного возраста. В огромной степени, страх перед взрослением у подростка вызван прежде всего, необходимостью навсегда «покинуть» детство и уйти во взрослость, где совершенно неизвестно, что их ожидает. Маленькие дети желают быть взрослыми. Все, ну или почти все. Но каким образом они представляют себе Взрослость?

Веселые истории

Вот что вспомнил о себе маленьком один литературно одаренный мальчик человек по имени Сева Кабанов:

Когда я был совсем маленький, мне больше всего хотелось быть как взрослый. Однажды я услышал, как мой папа храпит. Мне это очень сильно понравилось. На следующий день во время того часа в садике, когда воспитательница заходила проверять, как все спят, я, чтобы она поняла, что я крепко сплю, а самое главное, чтобы показать ей, насколько я уже взрослый, стал храпеть. Я зажмурился изо всех сил и стал громко повторять эти звуки: «Хрр-пррр - пух-пухпухх!» Но к моему храпу воспитательница отнеслась не совсем так, как я рассчитывал. Мне казалось, за это она меня зауважает. А сначала она просто смеялась, да еще так, что я на нее сильно обиделся. А потом приказала мне не храпеть и лежать тихо. Странно! Ведь я думал, что храпеть — хорошо и это по взрослому: ведь так делает мой папа!

Один раз я смотрел программу «Здоровье»: там говорили о лечебных свойствах грязи. Мне это сильно понравилось, ведь я ненавижу люблю лечиться уколами, таблетками и горчичниками. А грязью по-моему, лечиться даже приятно.

На следующий день (это происходило весной) мы играли во дворе в грязелечебницу. В одном месте мы нашли много замечательной грязи, . липкой, как смола, и черной-причерной. Наверное, такая грязь точно обладает хорошими лечебными свойствами. Оля стала главврачом: она выписывала лечение и ставила диагноз, назначала сколько порций грязи нужно и на какое место их намазывать. Я был «медсестром». Я мазал грязью больные места, и у больных они сразу же переставали болеть. Например, у Илюши болела попа, у Даши - нос, у меня —уши и лоб, у Арины болели штаны. И все эти опасные болезни мы очень быстро вылечили! Но нас всех очень сильно отругали и загнали по домам, заставили мыться.

Или, например, папа и мама всегда меня учат: «Не нужно вытирать рукавом нос, для этого у тебя есть платок», «Попроси спокойно и по-человечески, не надо клянчить, а если тебе отказали, то не приставай», «А кто будет говорить пожалуйста?», и еще много чему.

Ну вот, один раз, мама говорит мне: — Зажги свет, Сева. Я ей отвечаю: — Не зажгу! Мама: — Почему это?! — Потому что нужно сказать: «Пожалуйста». Хоть и мама вчера же мне в точности так говорила, она рассердилась. Взрослых не поймешь. Сначала сами тебя учат, а потом, еще и запрещают так делать, когда мы уже выучились от них. Честное слово это не мы, а сами взрослые, ведут себя прямо как дети!

А вы знаете, что мой отец курит? Да он не просто курит, а дымит словно паровоз! Сегодня я взял у него из портсигара две сигареты. Покурю, когда пойду гулять. Вот уж наверное тогда, папа меня похвалит!

Иллюзии развеются

Разумеется, данный юмористический рассказ — всего лишь художественное произведение. Так что в некоторых моментах, автор, может быть, и перегнул палку. Но, в любом случае, это не меняет дела: он верно понимает все особенности психологии детей.

Очень часто детям бросаются в глаза лишь внешние атрибуты взрослых людей, не имеющие большого значения (взрослые сильные и большие, курят, храпят во сне, у них много вещей и денег, им все дозволено). Героиня великолепной книги Харпер Ли «Убить пересмешника» — Джин-Луиза - маленькая девочка, которая все никак не может найти хоть одного основания для уважения к собственному отцу, так как он не отличается большой физической, не умеет толком играть в футбол, не умеет делать ничего, что было бы понятно ей (он адвокат). И лишь когда выясняется, что ее папа превосходно стреляет, она начинает его уважать.

Такое весьма необычное представление о взрослости вполне естественно для маленьких детей. Но это не обозначает, что оно неизбежно. Если данные иллюзии сохраняются до семи- восьми лет, здесь уже кроется большая опасность разочарования. Достижения вроде тех, что взрослые умеют курить и храпеть - уже перестают привлекать разумное дитя к этому времени. Естественно, наступает разочарование.

По какой причине это опасно? Дело в том, что сам факт, взросления человека ЗАВИСИТ ЛИШЬ ОТ НЕГО САМОГО. Иными словами, мы вполне можем стать Взрослыми, но так же можем ими и не стать. Если этого не захотим. Вот те дети, которые не считают, что быть взрослым хорошо, и не хотят взрослеть, и действительно очень рискуют остаться ребенком навсегда, то есть стать неполноценным, инфантильным взрослым.

В воспитании невероятно важно, чтобы Взрослые действительно казались привлекательными, которым бы хотелось подражать, чтобы стремиться стать такими, как они. Именно данное стремление активирует процесс взросления – процесс личностного роста человека.

Источник: www.parenting.ru