Режиссер Семен Серзин о "Человеке из Подольска", "Невидимом театре" и концерте Басты

2020-12-9 20:45

В конце ноября в широкий прокат вышла кинокартина по абсурдистской пьесе Дмитрия Данилова "Человек из Подольска". Ее высоко оценили на "Кинотавре 2020" и ММКФ, а процент ожидания на КиноПоиске достиг 97%. В главных ролях снялись фронтмен группы OQJAV Вадик Королев и Виктория Исакова ("Ученик", сериалы "Эпидемия", "Оттепель"), а продюсерскую команду возглавила Наталья Мокрицкая ("Изображая жертву", "Битва за Севастополь"). Семен Серзин — режиссер фильма — рассказал, как проходил подбор актеров, как он сосуществует со своим внутренним "человеком из Подольска" и в каком городе ему лучше дышится.

"Человек из Подольска" — ваш кинодебют в качестве режиссера. Было ли волнительно выпускать фильм, где на афише стоит ваше имя, но уже не как актера? Или это эмоции одного порядка? И почему для первого фильма была выбрана именно пьеса Дмитрия Данилова?

Конечно, волнительно, потому что такого не было еще, а когда что-то первый раз в жизни — это всегда волнительно. Я не думал, что буду снимать первый фильм именно по этой пьесе... Все сошлось. Я же ставил спектакль, его посмотрела продюсер и предложила сделать из этого кино. А я подумал, что это логичный путь, наверное, для меня как для театрального режиссера, и классный текст.

Как собирался актерский состав для картины? Вы заранее знали, кого хотите видеть в каждой роли? Или это был долгий и мучительный процесс кастингов?

Я вообще не люблю кастинги — ни как актер, ни как режиссер, не понимаю до конца их. Как собирался актерский состав? Вику Исакову я позвал по телефону. С Вадиком… Сначала придумал, что он должен играть, но потом передумал, потом опять его попробовал. Мы делали какие-то пробы. Не было мучительных кастингов, было несколько проб, но на самом деле очень немного, то есть можно сказать, что кастинг проходил у меня в голове.

Сейчас, когда фильм уже вышел в прокат, вы можете оценить — удалось ли воплотить все задумки? И стали бы вы что-то менять, если бы смогли снять картину еще раз?

Я не знаю, я в целом доволен тем, как люди его смотрят, и не доволен только тем, что не в таком большом количестве. Ничего я бы не стал менять. Мне все нравится из того, что получилось, и кино успело родиться и умереть, выйдя в прокат. И дальше оно уже живет само по себе.

Есть ли и в вас тот самый человек из Подольска? Вы его в себе как-то искореняете? Или это важная внутренняя составляющая, часть личности, которую вы оберегаете?

Есть, конечно, человек из Подольска, но он живет у меня на балконе, иногда я впускаю его погреться. Но это важная индифферентная составляющая — чтобы понимать, что, зная минусы, понимаешь про плюсы.

В прессе вас теперь иногда называют "ответственным за абсурд". Нравится ли вам такая "должность"? Как чувствуете себя в этой роли? И планируете ли дальше поддерживать ее новыми работами?

Да я не чувствую ничего про "ответственный за абсурд", мне кажется, у нас в стране есть люди, которые гораздо больше подходят на эту роль. И не совсем связанные с кино. Поэтому я себя никак не чувствую в этой роли. Типа я снял абсурд и буду абсурд теперь снимать? Нет. (Смеется) Теперь буду снимать гиперреализм.

В текущих условиях ограничений, конечно, пока сложно оценить, но отразилось ли внимание к фильму "Человек из Подольска" на "Невидимом театре", которым вы руководите?

В текущих условиях и ограничениях на "Невидимом театре" отразилось выступление рэпера Басты, если говорить прямо. Потому что 25% у нас на некоторых спектаклях — это 7,5 человек. То есть 7 человек и ребенок могли прийти. Но теперь и этого нельзя. И как можно проводить одинаковые параллели с 11-тысячным залом и когда тут 40 человек сидит — непонятно. А что касается "Человека из Подольска", я думаю, что это не происходит мгновенно — потихоньку. Вот я знаю, что какая-то девушка увидела в "Вечернем Урганте" меня в футболке "Невидимый Театр", пришла и ей понравилось. Значит как-то это работает.

Какая деятельность лично вам доставляет большее удовольствие — театральная режиссура, кинорежиссура или актерская игра?

Мне доставляет больше удовольствия работа с классной командой на классную тему, когда я не иду ни на какие компромиссы с самим собой, будь это театральная режиссура, кинорежиссура или актерская игра. Если нет никаких внутренних противоречий, а все прямо кайфово, то мне интересно и в любой этой ипостаси. Хотя, конечно, сейчас кинорежиссура как нечто новое, совершенно такое незамутненное, наверно, сейчас интереснее.

Вы живете в Москве, но очень часто бываете в Питере. Где вам дышится и творится легче?

Наверное, в Екатеринбурге.

Подробнее читайте на ...

подольска абсурд кино фильм снимать прокат кинорежиссура волнительно