2018-2-18 23:00 |
Пресс-показ нового фильма Алексея Германа-младшего стоял в расписании фестиваля самым первым – в нечеловеческие девять часов утра. Несмотря на это огромный зал дворца фестиваля был практически полон, а в конце просмотра раздались аплодисменты. Последнее – хороший знак, ведь берлинская публика при случае не стесняется выражать свое недовольство.
В кулуарах Берлинале многие уже уверены, что Алексей Герман-младший снял свой лучший фильм. А также – что он максимально приблизился к отцу-режиссеру в мастерстве отображения событий прошлых лет. Вместе с тем, "Довлатов" – не ретро-картина, а, скорее, прошлое, показанное как настоящее, параллельная реальность, в которую на два часа экранного времени предлагают заглянуть зрителю. Каждая деталь интерьера здесь на своем месте и имеет значение: будь то стакан с недопитым молоком, обвалившаяся штукатурка в ленинградской коммуналке или темный шарф, за которым ревностно следит главный герой – не унесли бы, хорошие вещи в дефиците. Как метко описывает это время закадровый голос в начале фильма: "Оттепель 60-х закончилась. Начались 70-е, заморозки. Поиграли и хватит".
Сергея Довлатова играет сербский актер Милан Марич, а озвучивает артист дубляжа Александр Хошабаев. Производственная необходимость не оборачивается для картины неудачей. И голос, и образ сливаются воедино.
И вот уже Довлатов шагает по Ленинграду - от завода, где он должен взять интервью у переодетых в русских писателей работников, до редакции, где его не хотят публиковать и никогда не опубликуют. От дружеских посиделок с чтением стихов его друга Йоси Бродского до сходки с фарцовщиками в попытке купить роман Стейнбека. Из этих мелких встреч и малозначительных на первый взгляд событий нескольких ноябрьских дней перед отъездом Довлатова в Эстонию и складывается ткань кино. Несколько дней в морозном ноябре, в которые вроде бы ничего не происходит, но ощущение безысходности и неизбежной развязки отчего-то становится все сильнее. Алексей Герман-младший улавливает даже не приметы эпохи – он заключает в эти два часа состояние и атмосферу потерянного времени, субстанции, далеко не всегда подвластной даже самым сильным кинематографистам. И в этом кроется, наверное, главная сила "Довлатова" - достойной картины о более чем достойном писателе.
Для России Довлатов – практически часть ДНК, вписанная в память нескольких поколений. На его метких трагикомичных рассказах росли современники Алексея Германа-младшего, его произведения – которые после развала Советов были, наконец, опубликованы и в России –читают повсеместно. Так ли хорошо знают писателя в Европе – другой вопрос. Некоторое понимание дала пресс-конференция. Иностранная пресса спрашивала режиссера и актеров больше о цензуре, 60-х и деле Кирилла Серебренникова, чем о личности главного героя фильма. Это ожидаемо и довольно закономерно: "Довлатов" ведь не только бесконечно грустная история о чужом среди своих, но и слепок с целой эпохи – эпохи тех, кто остался и тех, кто не выдержал и уехал. Проводить параллели между тем временем и днем сегодняшним, конечно, можно. Но сам Алексей Герман-младший высказался на этот счет так:
Ни Бродский, ни Довлатов не были диссидентами – они просто хотели делать свою работу. Но их практически заставили уехать из страны, а сегодня здесь же стоят посвященные им памятники. Я помню, как в 70-е мой отец прятал копии своих картин под кровать, чтобы их не нашли и не конфисковали. Я помню много таких примеров, и бесконечно восхищаюсь этими людьми, которые не сломались под натиском обстоятельств. Я не такой, мне кажется, я не выдержал бы даже 15 процентов от всех отказов, которые выпали на их долю. Но я также хочу сказать, что сегодня в России нет цензуры. Мы абсолютно свободно делали картину, нам никто ничего не запрещал. Мне кажется, что Россию сегодня рисуют как эдакую вторую Северную Корею, но это совсем не так.
Вслед за пресс-конференцией в Берлине также прошла не вечерняя, а дневная премьера "Довлатова". На красной дорожке собрались и пропустившая фотоколл Светлана Ходченкова, и Данила Козловский со своей девушкой Ольгой Зуевой, и Елена Лядова, и, конечно же, исполнитель главной роли Милан Марич.
Светлана Ходченкова
В это же время в отеле "Хаятт" полным ходом шла пресс-конференция другого проекта российского режиссера. Тимур Бекмамбетов привез на фестиваль свое кино-эксперимент "Профиль", историю о расследовании британской журналистки, которая решила на личном примере проверить, могут ли агенты "Исламского государства" (запрещенной на территории РФ террористической организации) завербовать ее через интернет в свои ряды.
В основу картины легли реальные исследования другой журналистки, которая в целях конфиденциальности общалась с Бекмамбетовым лишь при помощи интернета и под выдуманным именем. Сам "Профиль", соответственно, также снят при помощи компьютера и записей с камер Скайпа и других приложений. На пресс-конференции Тимур Бекмамбетов даже пошутил, что хотел сделать финальную сцену картины "в обычном формате", но быстро понял, что ему просто скучно выставлять свет и выписывать пируэты на кинокамере и отказался от этой идеи. Также режиссер и актеры посетовали на то, что в современном мире, где все друг за другом следят, нельзя никому доверять. Зато хотя бы можно снять об этой слежке кино, что и видно из примера "Профиля"
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...