2015-10-13 20:45 |
Приглашенный редактор рубрики "Психология" на HELLO.RU Митя Фомин в своей новой колонке пытается найти ответ на вопрос: эксгибизицонизм звезд - кому и зачем это нужно?
Приглашенный редактор рубрики "Психология" на сайте HELLO.RU Митя Фомин вот уже несколько месяцев с хладнокровностью доктора разбирает "по косточкам" самые актуальные темы. Анализируя шоу-бизнес и его обитателей, в этот раз Митя решился найти ответ на вопрос: эксгибизионизм звезд - кому и зачем это нужно?
- Страницы современного глянца пестрят откровенными фотографиями кумиров, а с развитием интернета и появлением социальных сетей границы между личным и публичным, откровенностью и очевидной непристойностью и вовсе начинают стираться. Что заставляет людей раздеваться на публике и демонстрировать то, что принято считать очень интимным? Почему обычные люди с таким интересом и готовностью к пересудам следят за подобным поведением своих кумиров? Сегодня обсуждаем эксгибиционизм звезд и вуайеризм публики.
Стремление прикрыть наготу - полностью культурное явление
Люди не всегда нуждались в ношении одежды, как не всегда считалось постыдным открывать свою наготу. Даже сегодня еще остались племена папуасов, которые по-прежнему не носят одежды. Вместо этого у них футляры из высушенной кожуры тыквы, которые помогают прикрыть гениталии. И вовсе не из чувства стыда, а дабы защитить уязвимое место. Набедренная повязка древнего человека имела исключительно практическое значение - помогала защититься от травм.
Ношение одежды, стремление спрятать тело - это явление не биологическое и не психологическое, а полностью культурное. Именно с развитием культуры и цивилизации стало формироваться представление о том, что нагота должна быть прикрыта. Уже в античности существовала установка, что человек должен быть одет, хотя атлеты в те же времена выступали обнаженными и уже тогда в скульптуре существовал художественный жанр "ню", который прославлял как физическую силу героев, так и их эстетически совершенное тело. Необходимость же постоянного ношения одежды стала постепенно формировать в культуре чувство стыда в случае по каким-либо причинам отсутствия этой самой одежды.
кликните на фото Для просмотра галереи:
Сексуальным девиантам не нужны реальные контакты
Таким образом, культура навязала нам психологию того, что нагота должна быть прикрыта. С тех пор обнажение - либо бунт против культуры, либо психическое отклонение. Собственно к последнему и относятся оба рассматриваемых нами в этой колонке понятия.
Эксгибиционизм принято считать особым видом сексуальной девиации, когда люди достигают сексуального удовлетворения, демонстрируя половые органы, при этом абсолютно не контролируя свои действия. Обратной формой сексуального расстройства считается вуайеризм - человек достигает сексуального возбуждения, подглядывая за другими людьми, за процессами, которые считаются интимными, будь то раздевание, принятие душа или другое. Главный аспект - действие должно проходить в тайне, чтобы жертва не могла догадаться, что за ней подглядывают. Примечательно, что ни в первом, ни во втором случае не идет речь о реальных сексуальных контактах, хотя, казалось бы, встреча эксгибициониста на улице, в первую очередь, шокирует и пугает именно его неоднозначными намерениями. Но людям с девиантным сексуальным поведением это просто не нужно, им достаточно психологического удовлетворения от совершенных ими действий.
Главное, чем "питаются" люди с подобными расстройствами - это эмоция, которую они получают в ходе своих "развлечений" - испуг, шок, любопытство, удивление, страх преследования. Поэтому и подвержены такими расстройствами, как правило, люди с характерным набором качеств - страдающие комплексом неполноценности, имеющие низкую самооценку или проблемы с половой активностью. И люди, стремящиеся самоутвердиться за счет демонстрации значимости своей личности. Ведь фаллос всегда считался признаком силы и как следствие проявления агрессии. Наши угрожающие бытовые жесты вроде кукиша или вытянутого среднего пальца - имитации фаллических символов.
В качестве иллюстрации к вышесказанному интересен пример французского художника XIX века Анри Тулуз-Лотрека (Henri Toulouse-Lautrec). В детстве Анри сломал шейки бедра на обеих ногах, и в результате на всю жизнь остался человеком маленького роста с короткими ногами длинной 70 сантиметров. Этот дефект не позволил выходцу из аристократической семьи заниматься традиционными для людей его круга видами деятельности, такими как профессиональная охота или военная служба. С партнершами, естественно, у него тоже были проблемы. Зато результат его творчества как художника - бесконечное наследие талантливых портретов проституток и танцовщиц из кабаре Moulin Rouge.
Обнажение может быть здоровой культурной формой
Очевидно, что в случае со звездами, которые не стесняются раздеваться на публике, мы не можем говорить об эксгибиционизме и вуайеризме как таковых. При взгляде с нашего ракурса это не сексуальные девиации, а потому если и употреблять подобные понятия в дальнейшем, то только в очень больших кавычках. Однако, сами психологические предпосылки этих сексуальных расстройств - стремление привлечь внимание, самоутвердиться, культурный бунт, сладость от вкушения запретного, - все это нашло отражение в здоровых культурных формах с элементами обнажения.
Так, например, стриптиз сегодня введен в общественно-приемлемые рамки. Хотя еще в 1893 году, когда парижская студентка впервые исполнила этот эротический танец, скинув с себя одежду на сцене Moulin Rouge, ее арестовали и наказали штрафом в 100 франков. Поначалу стриптиз и канкан приравнивались к проституции. Сегодня же это абсолютно приемлемая форма танцевального искусства.
Поблажки женского "эксгибиционизма" в новое время, а сегодня уже и мужского (и даже транссексуального) сформировались в культуре как ответное слово запретам и репрессиям средневековой пуританской морали, для которой характерна крайняя строгость нравов и суровый аскетизм. В эпоху Возрождения и последующие эпохи в живописи и скульптуре возродился популярный в античности жанр "ню", над ним работали Модильяни, Рубенс, Ренуар, Пикассо, Кустодиев.
В XX веке жанр получил естественное развитие в фотографии. Одним из самых именитых ню-фотографов стал американец Герб Ритц. На создание эротических снимков его вдохновляла все та же древнегреческая скульптура. Увлекшись фотографией, однажды на заправке он встретил молодого человека и предложил его сфотографировать. Моделью оказался пока еще никому неизвестный Ричард Гир, а результатом этого сотрудничества стало начало головокружительной карьеры для обоих героев истории. Позднее Ритц делал обнаженные снимки Синди Кроуфорд для Playboy и фотографировал Мадонну для обложки альбома True Blue.
Невероятно впечатляющие и шокирующие кадры Хельмута Ньютона в стиле ню навсегда остались в истории мировой фотографии. Еврей, родившийся в Германии в 1920-х годах, он естественно вынужден был покинуть страну. Как художника, его упрекали в распутстве, мазохизме, порнографичности, садизме, страсти к насилию, однако фотопортреты его авторства считались одним из символов элитарности, а глянцевые исполины, такие как Vogue, Marie Claire, ELLE, Harper's Bazaar, Playboy, стояли в очереди за его работами. Его страсти к фотографии и автомобилям объединились во впечатляющей воображение серии снимков Автоэротика, снятой по заказу концерна Volkswagen.
Терри Ричардсона называют одним из самых противоречивых фотографов современности. Это настоящий хулиган в фотографии, пошлый гений, который не только не стесняется обнаженного тела, но идет на эксперименты и даже извращения. В 2011 году совместно с Леди Гага Lady Gaga он выпустил книгу фотографий певицы, которые были сделаны во время их совместного десятимесячного путешествия. Кадры порой шокирующие - от снимков, на которых Леди Гага переодевается за кулисами до того, как фото, где она чистит зубы и посещает уборную. Творчество Терри - настоящая перепрошивка фотографического искусства в стиле "ню".
Интерес к успешной публичной фигуре не является чем-то экстраординарным
Интерес не культурного дикаря, но просвещенного обывателя к фото в стиле "ню" или стриптизу, как и интерес к жизни своего кумира и определенной откровенности с его стороны, на мой взгляд, не является чем-то экстраординарным. Люди всегда подглядывали друг за другом, этим процессом движет элементарное любопытство, в определенной степени свойственное всем вне зависимости от профессии, происхождения или социального статуса.
А публичные и успешные люди в разы интереснее. Тем более если это творческие люди, тем более если это творчество вам близко. Аудитории всегда интересно - откуда это берется? Почему художник увидел именно так? Как актеру удалось так невероятно перевоплотиться в эту роль? Почему балерина так мастерски исполнила эту партию? Люди анализируют, сравнивают и задаются вопросом - а получится ли у них? Он снял такой гениальный фильм - чем он занимается теперь? Живое житейское любопытство движет людьми и их стремлением узнать все больше и больше о своем герое.
Наряду с какими-то творческими успехами и бытовыми деталями люди естественно интересуются и физической красотой, и в этом тоже нет ничего предосудительного. Нашим неподдельным интересом к красивой наготе движет абсолютно нормальный природный инстинкт продолжения рода. Этот инстинкт давно признан учеными разных школ, будь то дарвиновская школа с теорией естественного отбора и выживанием сильнейших, которые выбирают себе лучшего партнера, или теория власти генов Ричарда Докинза, согласно которой именно гены диктуют нам необходимость продолжения рода, а для этого - опять же выбор наиболее перспективного, здорового и красивого партнера.
У каждой откровенности должны быть границы и правильный посыл
Живым интересом аудитории люди звездных профессий активно пользуются. Публичные люди, как правило, обладают очень мобильной и гибкой психикой, они достаточно рискованные, страстные, азартные, трепетные к вниманию со стороны других, - все это делает для них возможным готовность к самым разным экспериментам.
Но у каждой откровенности есть границы. Мы можем разбирать любого интересного нам человека до косточек, до молекул, но когда все о нем станет понятно - просто не останется больше вопросов. Этим рискует каждый человек, к которому проявляется интерес и который этот интерес подогревает. В погоне за популярностью и рублем или другой валютой некоторые теряют человеческие ориентиры, обнажаются до непотребного состояния не только в физическом плане, но и в духовном.
Когда 57-летняя Шэрон Стоун снимается обнаженной для Harper's Bazaar - это, согласитесь, красиво. Для здоровой, необиженной психики это вдохновляющий и воодушевляющий пример того, как можно выглядеть, как можно себя держать, какой можно быть. И не важно, будь причиной тому спорт, правильное питание или эстетическая хирургия. А когда на федеральном канале в прайм-тайм вся страна следит за скандалом очередной сомнительной звездной пары, а журналисты наизнанку выворачивают их частную жизнь, разбрасывая все новые интимные факты - это, извините, низко. Здесь даже раздеваться не обязательно. Люди обнажаются до постыдного и абсолютно забыли, что такое цензура. А она, будучи явлением неоднозначным, между тем в советское время имела ряд положительных факторов - как минимум сохранить дистанцию между людьми. Сделать любое проявление творчества невинным. Наши современники порой настолько бестактны, что интимность для них стала разменной монетой. И они эту монету активно меняют, не понимая одного - если за этим нет ничего стоящего, интерес к ним быстро остынет.
Кликните на фото для просмотра галереи:
Это очень тонко чувствовал создатель легендарного мужского журнала Playboy Хью Хефнер. Известный сенсационными фотографиями обнаженных женщин с мировым именем журнал, однако, никогда не обманывался, что может завоевать любовь читателя только этим. Хефнер не раз признавался, что секс - лишь красивая обертка. В то же время в журнале публиковались острые статьи на актуальные темы и даже рассказы писателей, среди которых были Стивен Кинг, Владимир Набоков, Ян Флеминг, Артур Кларк. Сам Хефнер в своих интервью отмечал, что никогда не считал журнал Playboy журналом о сексе: "Для меня он всегда был изданием об образе жизни, в которой секс является лишь одной из составных частей. И вообще секс - здоровее, когда его не скрывают и не прячут: зачем оглуплять общество?".
Все дело в том, какой посыл ты несешь людям. Стремишься ли ты их вдохновить на что-то достойное? Как та же Шэрон, которая в интервью к откровенной фотосессии рассуждала о сексуальности: "...она заключается не в размере груди. Она в том, чтобы получать удовольствие от жизни и любить себя настолько, чтобы суметь полюбить кого-то еще". Это мудрые слова и достойный месседж, даже для того, чтобы в 57 лет сфотографироваться в одних туфлях и ожерелье.
Эстетическая красота и смысловая нагрузка - этим ценна откровенность. На днях я побывал в Государственной галерее на Солянке, директором которой является мой талантливый друг, авангардист Федор Павлов-Андреевич, на выставке перформанса с участием абсолютно обнаженных художников. Я смотрел на совершенно незнакомых мне, обычных людей, которые по собственному разумению решили раздеться и в таком виде заняться творческим поиском! Честно, это не вдохновило. Любое обнажение должно нести красоту. Я, как мужчина и как зритель, ратую за проявление наготы, если уж на то пошло, классической, красивой, биологически выверенной, с правильно построенной композицией, вожделенной. Нагота художников перформанса, на мой зрительский взгляд, выглядела иначе. Вы только подумайте, главная идея одного из представлений - красота произведений искусства при ближайшем рассмотрении становится неинтересной, как будто нивелируется! Получается, если я, например, смотрю на "Поцелуй" Огюста Родена издалека, то скульптура прекрасна. Но стоит мне приблизится, и все ее величие пропадает? Я такой взгляд в корне не поддерживаю, для меня настоящее произведение при ближайшем рассмотрении становится еще прекраснее! При всем уважении к художникам, от такого нагого искусства просто хочется отвернуться. Сходите, составите свое мнение.
Публичные люди бывают жертвами бестактности представителей СМИ
Если однажды в силу каких-то причин человек или его действия стали достоянием общественности, его творчество было обнародовано, оно перестало быть его личным делом, его кейсом, оно стало как бы общим. Публичный человек вынужден воспринимать как данность, что его даже самые сокровенные мысли, поступки перестают принадлежать только ему.
Средства массовой информации особого профиля спекулируют на интересе аудитории к публичной персоне, выдумывая истории, которые зачастую не имеют никакого отношения к самому человеку - от содержания холодильника и рациона в его тарелке до адресной книги его телефона. А современные цифровые технологии только облегчают эту задачу.
Надо понимать, что звезды сегодня не только инициаторы "эксгибиционистских" элементов, но и жертвы очевидной бестактности отдельных представителей прессы, которые порой не стесняются ничего. Несколько лет назад я оказался героем притчи во языцах, когда в сети появилось мое фото в обнаженном виде. И как быстро ее подхватил интернет, и каких только шокирующих объяснений ему не придумали! Хотя истина очень проста и даже скучна. В то время мы занимались разработкой нового сайта для группы HI-FI. Я, как человек очень доверчивый, без задней мысли предоставил IT-специалисту доступ к архивам компьютера, где естественно были и личные материалы. К слову, это фото было сделано на пляже в Таиланде, где мы отдыхали очень тесной компанией близких людей, которые не видели ничего предосудительного в том, чтобы на волне веселья раздеться и сделать несколько забавных фотографий на абсолютно безлюдном заброшенном пляже. Естественно, они не предназначались для прессы, и ни о каких сексуальных девиациях с моей стороны говорить не приходится. Просто человек незаконным путем получил фото и опубликовал его, не удивлюсь, если за деньги. Благо, стыдиться мне в данном случае нечего, у меня прекрасное тело - результат прекрасной наследственности, доставшейся от отца, и моей усиленной работы над собой. Но пример из личной практики. И очень показательный.
Мы уже говорили о том, что абсолютно здоровых психически людей практически не существует, мы в той или иной степени чем-то остаемся одержимы. Но в своем большинстве ни обычные люди, ни публичные персоны не страдают сексуальными расстройствами. Они незаметно для себя бессознательно работают с потребностями собственной психики или осознанно потакают запросам аудитории. Удовлетворяя эти запросы, иногда выходят за рамки культурных приличий. Но в умеренном духовном или физическом обнажении, в интригующем откровении нет ничего страшного! Вот только приносит ли это желаемый результат, зависит от того, как эту наготу нести.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...